Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:05, научная работа
Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.
Введение……………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. «Организация безопасности труда на предприятиях»………………………5
1.1 Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………………….5
1.2 Создание службы охраны труда и организация ее деятельности………...…9
1.3 Практическая часть……………………………………….…………………...16
Глава 2. «Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда»………………………………………...……21
2.1 Совершенствование нормативно-правовой базы…………………….….….23
2.2 Практическая часть……………………………………………………...……24
2.3 Совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками……………………………………………28
2.4 Практическая часть…………………………………………………………. .29
2.5 Усиление роли социального партнёрства в системе управления профессиональными рисками………………………………………………………….34
2.6 Пропаганда безопасного труда и здоровья на работе……………………….34
2.7 Практическая часть…………………………………………………...………35
2.8 Корпоративные программы по охране труда…………………………..…....37
2.9 Практическая часть…………………………………………………………...38
2.10 Формирование и развитие системы медицины труда…..………….…...….40
Глава 3. «Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты»…………………………………………...…41
3.1 Программные интервенции, технология реализация политики…………….42
3.2 Трансляция (выравнивание) целей программы……………………………...43
3.3 Финансовые источники, структура плана мероприятий, бюджетирование проектов………………………………………………………………………………….44
Глава 4. «Зарубежный опыт по охране труда»……………………………………….46
Список использованной литературы………
Как
видим, создаваемая система
Согласно концепции стандарта ИСО 9001:2000, в основе системы менеджмента качества, а значит, и в основе системы управления охраной труда находятся два принципиальных подхода - процессный и системный.
Процессный подход предполагает выделение каждой процедуры СУОТ в виде отдельного процесса, в котором фиксируются начало (вход), продолжение (основные составляющие, формы, методы или действия) и окончание (выход) с учетом необходимых взаимосвязей. Кроме того, у каждого процесса должен быть свой хозяин процесса, который несет ответственность за качественное его исполнение. И тогда в случае наступления сбоя сразу видно, где, когда и по каким причинам он произошел.
Системный
подход означает построение всех процедур
(процессов) СУОТ в виде четкой и логичной
взаимосвязанной системы, когда блоки,
образующие систему, имеют предельно четкое
обозначение, назначение и функции, которые
зафиксированы в документальной форме.
Суть системы заключается еще и в том,
что связи между блоками внутри системы
всегда прочнее, чем связи каждого отдельного
блока с некими элементами вне системы.
Это означает, что система, если она действительно
система, прочна и самодостаточна.
В настоящее время на большинстве российских предприятий не используется системная документация по охране труда. Поэтому стандартизация СУОТ в рамках СМК настоятельно требует:
Отметим, что стандарт ИСО 9001:2000 обладает достаточной степенью свободы. Но это не значит, что стандарты предприятия по СУОТ могут обладать большой степенью неопределенности. Они должны быть предельно конкретны. Однако есть один вопрос, который пока не находит четкого толкования: нужно ли отражать в стандарте СУОТ методы наказания?
Российская федерация
относится к числу стран
Ключевыми терминами в МС ИСО 9001:2000 в области человеческих ресурсов являются: «компетентность», «квалификация» и «подготовка» персонала. Кадры решают все! Этот старый лозунг сейчас, как никогда, актуален. Профессионально - квалификационное развитие персонала является важнейшей ключевой задачей, прямо влияющей (при прочих равных условиях) на качество СУОТ и конкурентоспособность предприятий. Для этого необходимо готовить такие кадры.
Качество подготовки слушателей обеспечивается за счет привлечения к процессу обучения ведущих специалистов следующих организаций.
Учитывая все возрастающую значимость правового регулирования охраны труда на производстве и в этой связи важную роль соответствующих норм нового Трудового кодекса РФ, на занятиях в институте как в программах курсов повышения квалификации, так и в регулярно проводимых тематических семинарах надлежащее место занимают правовые вопросы.
Высококвалифицированные специалисты раскрывают слушателям содержание законодательных актов, регулирующих требования к соблюдению всех норм по охране труда и технике безопасности на производстве при осуществлении всех видов деятельности (при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда).
Таким
образом, на нынешнем этапе обучение
является началом, базой построения
эффективных систем управления охраной
труда. Стандартизация их совместно
с СМК по МС ИСО 9001:2000 даст российским
предприятиям реальные конкурентные преимущества
- эффективное и безопасное производство,
а также подготовленный и стимулированный
персонал, без которых невозможно завоевание
лидерских позиций на рынке, удвоение
ВВП и безболезненное вхождение России
в ВТО.
1.2.
Создание службы охраны
труда и организация
ее деятельности.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, а на территориях регионов — также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Обязанность по созданию на предприятиях и в организациях службы охраны труда установлена статьей 217 Трудового кодекса РФ, согласно части первой которой в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и для контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
По вопросам деятельности служб охраны труда создана большая база нормативно-правовых актов — «Электронная библиотека инженера по охране труда», размещенной в Интернете, в которую включено около 2000 документов, содержащих нормативные требования охраны труда, промышленной безопасности, пожарной и санитарно - эпидемиологической безопасности. В нее входят практически все документы, необходимые для организации и полноценной работы службы охраны труда и других структурных подразделений. Действующие законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда размещены также на многих других сайтах Интернета и доступны для любого пользователя. Исходя из этого, отсылочные нормы в данной статье приведены в минимальном объеме.
При создании организации или при ее первом структурировании особого распорядительного акта о создании службы охраны труда не требуется. Если же решение о создании службы принимается после достижения установленного количества персонала и при наличии уже утвержденной структуры, руководитель организации издает приказ (распоряжение) о создании службы охраны труда, которым одновременно утверждается положение о службе, должностные инструкции сотрудников службы, а также решаются другие основные вопросы организации ее деятельности.
Служба
охраны труда организации создается
в форме самостоятельного структурного
подразделения, подчиняющегося непосредственно
руководителю организации или, по его
поручению, одному из его заместителей.
В штат службы включаются специалисты
по охране труда, на должности которых
назначаются, как правило, лица, имеющие
квалификацию инженера по охране труда,
либо специалисты, имеющие высшее профессиональное
(техническое) образование без предъявления
требований к стажу работы или среднее
профессиональное (техническое) образование
и стаж работы в должности техника 1 категории
не менее 3 лет либо других должностях,
замещаемых специалистами со средним
профессиональным (техническим) образованием,
не менее 5 лет. Все категории указанных
лиц до назначения их на должности специалистов
по охране труда должны пройти специальное
обучение по охране труда.
В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников 3 — 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более.
При определении
задач и функций службы охраны
труда работодателю целесообразно
воспользоваться Рекомендациями по
организации работы службы охраны труда
в организации, утвержденными постановлением
Минтруда России от 08.02.2000 № 14.
Согласно указанным Рекомендациям перед службой охраны труда необходимо поставить следующие задачи:
Для выполнения
поставленных задач на службу возлагаются
следующие функции:
Информация о работе Современные средства охраны труда в строительстве