Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:02, курсовая работа
Данная курсовая работа выполнена по предмету: «Теория механизмов и машин» и состоит из двух разделов. В первом разделе определяется закон движения рычажного механизма при установившемся режиме работы; во втором разделе проводится кинематический и силовой анализы рычажного механизма для заданного положения.
В этой работе рассматривается кривошипно-ползунный механизм, который является основным механизмом в двигателях внутреннего сгорания.
Курсовая работа состоит из пояснительной записки и двух чертежей формата А1 и А2. В пояснительной записке приводится описание заданного рычажного механизма, структурный, кинематический и силовой анализы. На чертежах построена кинематическая схема механизма для двенадцати равноотстающих положений кривошипа, планы скоростей и ускорений для заданного положения механизма, планы сил для заданного положения механизма и схема рычага Жуковского.
Введение
1. Определение закона движения механизма при установившемся режиме работы
1.1 Структурный анализ
1.2 Построение кинематической схемы и планов возможных скоростей
1.3 Приведение сил и масс. Определение размеров маховика
1.4 Определение скорости и ускорения начального звена
2. Кинематический и силовой анализ рычажного механизма для заданного положения
2.1 Определение скоростей методом построения планов скоростей
2.2 Определение ускорений методом построения планов ускорений
2.3 Определение векторов сил инерции и главных моментов сил инерции звеньев
2.4 Силовой расчет диады 2-3
2.5 Силовой расчет диады 4-5
2.6 Силовой расчет механизма 1ого класса
2.7 Определение уравновешивающей силы с помощью теоремы Н.Е. Жуковского о «жестком рычаге»
Список использованной литературы
Мощность, снимаемая с вала кривошипа при установившемся режиме работы (без учета механического к.п.д.):
Таблица 3
Обозначение параметра |
Положение механизма | |||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
pc, мм |
0 |
31 |
49 |
50 |
37,5 |
19 |
0 |
19 |
37,5 |
50 |
49 |
31 |
(pc/pb)2 |
0 |
0,38 |
0,96 |
1 |
0,56 |
0,14 |
0 |
0,14 |
0,56 |
1 |
0,96 |
0,38 |
, кг·м2 |
0 |
0,0456 |
0,1152 |
0,12 |
0,0672 |
0,0168 |
0 |
0,0168 |
0,0672 |
0,12 |
0,1152 |
0,0456 |
pS4, мм |
31 |
35 |
44 |
50 |
48 |
38 |
31 |
38 |
48 |
50 |
44 |
35 |
(pS4/pd)2 |
0,38 |
0,49 |
0,77 |
1 |
0,92 |
0,58 |
0,38 |
0,58 |
0,92 |
1 |
0,77 |
0,49 |
, кг·м2 |
0,057 |
0,074 |
0,116 |
0,15 |
0,138 |
0,087 |
0,057 |
0,087 |
0,138 |
0,15 |
0,116 |
0,074 |
ed, мм |
50 |
44 |
26 |
0 |
26 |
44 |
50 |
44 |
26 |
0 |
26 |
44 |
(ed/pd)2 |
1 |
0,77 |
0,27 |
0 |
0,27 |
0,77 |
1 |
0,77 |
0,27 |
0 |
0,27 |
0,77 |
, кг·м2 |
0,0138 |
0,0106 |
0,0037 |
0 |
0,0037 |
0,0106 |
0,0138 |
0,0106 |
0,0037 |
0 |
0,0037 |
0,0106 |
ре, мм |
0 |
19 |
37 |
50 |
49 |
31 |
0 |
31 |
49 |
50 |
37 |
19 |
(рe/pd)2 |
0 |
0,14 |
0,55 |
1 |
0,96 |
0,38 |
0 |
0,38 |
0,96 |
1 |
0,55 |
0,14 |
, кг·м2 |
0 |
0,0168 |
0,066 |
0,12 |
0,1152 |
0,0456 |
0 |
0,0456 |
0,1152 |
0,12 |
0,066 |
0,0168 |
, кг·м2 |
0,1416 |
0,2446 |
0,4426 |
0,54 |
0,4718 |
0,2446 |
0,1416 |
0,2446 |
0,4438 |
0,54 |
0,4426 |
0,2446 |
По величине строим график , а затем алгебраическим суммированием график суммарного приведенного момента .
Строим график суммы работ методом графического интегрирования графика . Масштаб ординат графика суммы работ:
µА = µм· µφ·к = 0,02·0,0209·50 = 0,0209 кДж/мм,
где к –полюсное расстояние при интегрировании.
Строим график кинетической энергии всех звеньев механизма, на основании зависимости Т = ΣА + Тнач, путем переноса оси абсцисс графика ΣА(φ1) вниз на величину ординаты, соответствующей величине Тнач. Однако значение кинетической энергии в начальном (нулевом) положении механизма пока неизвестно, поэтому положение оси абсцисс графика Т(φ1) показывается условно.
Определяем кинетическую энергию звеньев второй группы на основании приближенной зависимости:
,
поэтому построенную кривую можно принять за приближенную кривую . Масштаб графика определяется по формуле:
.
Определяем кинетическую энергию звеньев первой группы на основании зависимости ТI = Т – ТII. Графики Т(φ1) и ТII(φ1) построены. График ТI(φ1) можно построить вычитанием из ординат кривой Т ординат кривой ТII.
,
,
где и - ординаты с графиков ΣА(φ1) и ТII(φ1) в мм; и - масштабы соответствующих графиков. Расчет сведем в таблицу 4.
По результатам расчета в масштабе µТ = 0,0209 кДж/мм относительно оси строим график ΔТI(φ1), который относительно оси Т будет являться графиком ТI(φ1).
По графику ТI(φ1) определяем наибольший перепад кинетической энергии звеньев первой группы за цикл установившегося движения:
,
где - отрезок с графика ТI(φ1) в мм.
Таблица 4.
Обозначение параметра |
Положение механизма | |||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
µА, кДж/мм |
0,0209 | |||||||||||
µТII, кДж/мм |
0,009 | |||||||||||
, мм |
0 |
11 |
21 |
16 |
1,5 |
21 |
42 |
41 |
30 |
46 |
59 |
69 |
, мм |
44 |
76 |
138 |
169 |
147 |
76 |
44 |
76 |
139 |
169 |
138 |
76 |
, кДж |
0 |
0,2299 |
0,4389 |
0,3344 |
0,0314 |
-0,4389 |
-0,8778 |
-0,8569 |
-0,627 |
-0,9614 |
-1,2331 |
-1,4421 |
, кДж |
0,396 |
0,684 |
1,242 |
1,521 |
1,323 |
0,684 |
0,396 |
0,684 |
1,251 |
1,521 |
1,242 |
0,684 |
, кДж |
-0,396 |
-0,4541 |
-0,8031 |
-1,1866 |
-1,2916 |
-1,1229 |
-1,2738 |
-1,5409 |
-1,878 |
-2,4824 |
-2,4751 |
-2,1261 |
Определяем необходимый момент инерции звеньев первой группы, обеспечивающий заданную неравномерность движения:
.
Определяем момент инерции дополнительной маховой массы (маховика):
.
Принимаем материал маховика сталь и относительные параметры:
β = b/D = 0,3 и α = h/D = 0,2. Средний диаметр маховика:
.
Ширина обода маховика:
b = β·D = 0,3·0,519 = 0,156 м
Высота сечения обода:
h = α·D = 0,2·0,519 = 0,104 м
Масса маховика:
.
Проверка диаметра маховика по параметру скорости:
,
где υкр = 100 – для стальных маховиков. Условие выполняется.
1.4 Определение
скорости и ускорения
При δ≤1/25 для определения истинной угловой скорости ω1 начального звена можно воспользоваться графиком ТI(φ1), который также будет являться графиком ωI(φ1) в масштабе:
.
Линию средней скорости на графике ωI(φ1) проведем через середину отрезка . Расстояние от линии средней скорости до оси абсцисс графика ωI(φ1) в масштабе равно:
.
Истинная угловая скорость (ω1)1 начального звена в первом положении, для которого в дальнейшем предполагается производить силовой анализ, определяется по формуле:
,
где - отрезок в мм от линии средней скорости до кривой ω1 в первом положении.
Угловое ускорение начального звена определяется из уравнения движения механизма в дифференциальной форме по формуле (для первого положения):
.
Суммарный приведенный момент в первом положении:
,
где - ордината с графика для первого положения механизма в мм.
Суммарный приведенный момент инерции:
,
где - из табл. 3 для первого положения.
,
где µJ и µφ – масштабы осей ординат и абсцисс графика ; ψ1 – угол между касательной к кривой в первом положении и положительным направлением оси φ1.
.
2. Кинематический
и силовой анализ рычажного
механизма для заданного
Строим кинематическую схему при заданном положении ведущего звена (φ1=30°) в масштабе:
μl = 0,002 м/мм.
Механизм 1 класса – кривошип BD связан со стойкой вращательной парой и совершает равномерное вращение вокруг центра A.
Скорость точки B(D) определяем, рассмотрев вращение кривошипа вокруг центра A.
Модуль по формуле:
VB = VD =ω1 · l1 = 75,8 · 0,1 = 7,58 м/с
Направлены векторы VB и VD перпендикулярно BD в сторону угловой скорости ω1. Шатуны BC и DE совершают плоскопараллельное движение. У каждого шатуна известны скорости точек B и D. Примем их за полюс и напишем векторные уравнения для определения скоростей VЕ и VС точек Е и С шатунов:
Направления:
- вектор скорости точки Е относительно точки D, перпендикулярен шатуну ED.
- вектор скорости точки С относительно точки B, перпендикулярен шатуну BС.
- вектор абсолютной скорости точки E, направлен по линии AE.
- вектор абсолютной скорости точки С, направлен по линии AС.
В этих уравнениях векторы и известны по величине и направлению. Остальные векторы известны только по направлению.
Выбираем μv – масштаб построения плана скоростей.
Пусть вектору скорости соответствует отрезок рb = 50 мм, где точка р – начало построения плана скоростей – полюс плана скоростей.
Тогда масштаб построения плана скоростей:
μv = VB/рb = 7,58/50 = 0,15
Строим план скоростей для φ1 = 30°.
Отложим от полюса р отрезок рb в направлении скорости . Из точки b плана скоростей проводим прямую перпендикулярно BC. Из полюса р проводим прямую, параллельную AC до пересечения с прямой, проведенной из точки b. Обозначим точку пересечения через c. Расставим стрелки векторов в соответствии с векторным уравнением. Отрезок bc определяет скорость , отрезок рc определяет скорость .
Отложим от полюса р отрезок рd в направлении скорости . Из точки d плана скоростей проводим прямую перпендикулярно ED. Из полюса р проводим прямую, параллельную AE до пересечения с прямой, проведенной из точки d. Обозначим точку пересечения через e. Расставим стрелки векторов в соответствии с векторным уравнением. Отрезок de определяет скорость , отрезок рe определяет скорость .
Замеряем отрезки на плане скоростей и вычисляем модули скоростей:
VC = рc·μv = 30,7·0,15 = 4,6 м/с
VCB = bc·μv = 43,7·0,15 = 6,6 м/с
VE = рe·μv = 19,3·0,15 = 2,9 м/с
VED = de·μv = 43,7·0,15 = 6,6 м/с
Определим скорости центров масс поршней и шатунов.
Скорости центров масс поршней равны скоростям точек E и С.
Для определения скоростей центров масс шатунов воспользуемся теоремой подобия:
;
Получаем:
мм;
мм;
Откладываем, получившиеся отрезки на плане скоростей. Получим точки S2 и S4. Отрезки рS2 и рS4 определяют скорости центров масс шатунов.
Определим численные значения этих скоростей:
VS2 = рS2·μv = 38,2·0,15 = 5,7 м/с
VS4 = рS4·μv = 35,2·0,15 = 5,3 м/с
Определим угловые скорости шатунов.
Модули угловых скоростей шатунов, совершающих плоскопараллельное движение, вычисляются по формулам:
ω2 = ωBC = VCB/ l2 = 6,6/0,38 = 17,4 рад/с;
ω4 = ωDE = VED/ l4 = 6,6/0,38 = 17,4 рад/с
Угловая скорость ω2 направлена в сторону скорости , если на вектор смотреть с полюса B. Угловая скорость ω4 направлена в сторону скорости , если на вектор смотреть с полюса D.
2.2 Определение ускорений методом построения планов ускорений
Механизм 1 класса – кривошип BD связан со стойкой вращательной парой и равномерно вращается вокруг центра A.
ω1 = const, следовательно: ε1 = 0.
Ускорение точек B и D определяем, рассмотрев вращение кривошипа:
Модули:
Векторы и направлены параллельно BD к центру А.
Шатуны ВС и DE совершают плоскопараллельное движение. У каждого шатуна известны скорости точек B и D. Принимая точки B и D за полюсы, запишем векторные уравнения для определения ускорения точек Е и С:
;
,
где , - нормальные ускорения точек Е и С шатунов во вращательном движении вокруг точек B и D. Модули:
;
Строим план ускорений при φ1=30°.
;
Эти ускорения направлены вдоль шатунов соответственно от точек Е и С к полюсам B и D.
, - касательные (тангенциальные) ускорения точек Е и С шатунов во вращательном движении вокруг точек B и D. Модули этих ускорений неизвестны, направлены они соответственно перпендикулярно ВС и ЕD.
Ускорения , направлены параллельно прямым AE и AС.
Выбираем масштаб ускорений μа – масштаб построения плана ускорений. Пусть вектору ускорения , соответствует отрезок πb = 100 мм. Тогда масштаб ускорений:
μа =/ πb = 575/100 = 5,75
Находим отрезки на плане ускорений, соответствующие ускорениям , :
bc’ = / μа = 115 / 5,75 = 20 мм;
de’ = / μа = 115 / 5,75 = 20 мм.
Строим план ускорений.
Отложим от полюса отрезок πb в направлении вектора ускорения и отрезок πd в направлении вектора ускорения . Из точки b плана ускорений проводим прямую параллельную ВС, в направлении от С к В, вдоль которой откладываем отрезок bс’, изображающий ускорение . Из точки с’ проводим прямую перпендикулярную ВС.
Из полюса π проводим прямую параллельную АС до пересечения с предыдущей прямой в точке с. Отрезок с’с изображает ускорение , а отрезок πс изображает ускорение .
Из точки d плана ускорений проводим прямую параллельную DE, в направлении от E к D, вдоль которой откладываем отрезок de’, изображающий ускорение . Из точки e’ проводим прямую перпендикулярную DE. Из полюса π проводим прямую параллельную AE до пересечения с предыдущей прямой в точке e. Отрезок e’e изображает ускорение , а отрезок πe изображает ускорение .
Замеряем, отрезки на плане ускорений и вычисляем модули неизвестных ускорений:
;
;
;
Определим ускорения центров масс.
Ускорения центров масс поршней равны ускорениям точек Е и С.
Ускорения центров масс шатунов определим по теореме подобия:
мм;
мм;
Соединим точки b и d с точками c и e, получим отрезки bc и de, на которых лежат соответственно точки S2 и S4. Отрезки πS2, πS4 определяют соответственно ускорения , .
Информация о работе Рычажный механизм кинематический силовой