Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:13, курсовая работа
В данной курсовой работе необходимо спроектировать привод галтовочного барабана для снятия заусенцев после штамповки сроком службы 4 года. Для этого необходимо провести расчеты вала-шестерни, ведомого вала, зубчатого колеса и корпуса редуктора, сделать подбор шпонок, подшипников качения, втулочно-пальцевой муфты, проверить долговечность подшипников, определить расстояние между линиями действия сил зацепления и реакции опор, а также определить скорости и ускорения отдельных деталей привода.
Расчетное контактное напряжение:
(2.32)
Для косозубых колес:
(2.33)
Для косозубых и шевронных колес при твердости зубьев >350 HB:
Определяем коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий .
(2.34)
Принимаем
Определяем расчетное контактное напряжение:
Проверим условие прочности:
(2.35)
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса:
(2.36)
Для косозубых колес принимаем коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
при степени точности, равной 9
Коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку, для косозубых колес при твердости >350 HB:
Определяем коэффициент,
учитывающий неравномерность
Определяем коэффициент, учитывающий наклон зуба:
(2.38)
Определяем приведенное число зубьев колеса:
(2.39)
Коэффициент формы зуба:
Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни:
Приведенное число зубьев шестерни:
Т.к. соблюдаются требования:
то условие прочности по изгибающим напряжениям выполнено.
Основными материалами для валов и осей служат углеродистые и легированные стали. Для осей и валов, диаметры которых определяются, в основном, жесткостью, применяют углеродистые конструкционные стали Ст4, Ст5 без термообработки. В ответственных и тяжело нагруженных конструкциях, когда основным критерием является прочность, используют термически обрабатываемых среднеуглеродистые и легированные стали 40, 45, 40Х, 40ХН и др.
Для компенсации изгибающих напряжений и других неучтенных факторов, принимают значительно пониженные значения допускаемых напряжений кручения, например МПа. Меньшие значения допускаемых напряжений кручения принимают для быстроходных валов, большие значения – для тихоходных валов.
Определяем диаметр ведущего вала:
(3.1)
Принимаем стандартное значение диаметра вала:
Определяем диаметр ведомого вала:
(3.2)
Принимаем:
Посадочные диаметры под подшипники ведущего и ведомого валов:
(3.3)
Посадочный диаметр под зубчатое колесо:
(3.4)
По посадочным диаметрам и выбираем из табл. 3.1 радиальные шариковые подшипники.
Рис. 2 – Подшипник шариковый радиальный
Таблица 2– Основные параметры выбранных подшипников
Вал |
Условное обозначение подшипника |
Размеры, мм |
Грузоподъемность, кН | |||
d |
D |
В |
Динамическая, С |
Статическая, С0 | ||
Ведущий (1) |
306 |
30 |
72 |
19 |
28,1 |
14,6 |
Ведомый (2) |
308 |
40 |
90 |
23 |
41,0 |
22,4 |
Цилиндрическая поверхность выходного конца вала является посадочной поверхностью под полумуфту
Для ведущего вала (для ):
Определяем диаметр буртика под подшипник:
(4.1)
Принимаем
Для ведомого вала (для ):
Определяем посадочный диаметр под колесо:
(4.2)
Принимаем
Определяем диаметр буртика под подшипник:
Принимаем
Зазор между поверхностями вращающихся деталей редуктора и внутренними поверхностями стенок его корпуса:
Расстояние между внешними поверхностями деталей передач:
(4.5)
Принимаем и
Расстояние между торцами подшипников вала-шестерни:
(4.6)
Длина ступени вала-шестерни под уплотнение крышки с отверстием и подшипника:
(4.7)
Длину выходного конца вала-шестерни под шкив ременной передачи выбираем по диаметру :
принимаем
Длина выходного конца ведомого вала под полумуфту:
Определяем длину шпоночного паза на выходном участке вала-шестерни:
(4.8)
Длина шпоночного паза на выходном конце ведомого вала:
Диаметр ступицы колеса:
(4.10)
Принимаем
Длину ступицы колеса принимаем равной ширине колеса:
Толщина обода:
(4.11)
Принимаем
Толщина диска зубчатого колеса:
(4.12)
Принимаем
Длину посадочной поверхности под зубчатое колесо на ведомом валу назначаем на (2…3) мм меньше .
Принимаем .
Корпус редуктора предназначен для размещения и координации, организации системы смазки деталей зубчатых передач и защиты их от загрязнения. Корпусом воспринимаются силы, возникающие в зубчатом зацеплении, реакции опор.
Толщину стенки редуктора назначают равной 6 мм и более, согласно требованиям технологии литья и условиям необходимой прочности и жесткости.
Определяем толщину стенки корпуса редуктора:
(5.1)
Принимаем
Диаметр винтов крепления крышки редуктора к основанию корпуса:
(5.2)
Принимаем (т.е. с резьбой М10).
Диаметр винтов крепления редуктора к фундаменту (или раме):
(5.3)
Принимаем
Длина фланца корпуса редуктора:
(5.4)
Ширина фланца корпуса редуктора:
(5.5)
Принимаем
Расстояние между дном корпуса редуктора и нижней точкой поверхности колеса:
(5.6)
Пригодность подшипника определяют сопоставлением долговечности в часах соответствующего выбранного подшипника с заданным сроком службы (в часах) всего редуктора , т. е. подшипник считают годным, если выполняется условие:
Радиальную реакцию подшипника считают приложенной к оси вала в точке пересечения с ней нормали, проведенной через середину контактной площадки. Для радиальных подшипников эта точка расположена на середине ширины подшипника
При установке радиальных подшипников расстояние от плоскости приложения сил в зацеплении до точки приложения радиальной реакции в опоре определяется по формуле:
(6.1)
(6.2)
Рис.3 – Расчетные схемы ведущего и ведомого валов
Быстроходный вал:
В плоскости YOZ:
Проверка:
В плоскости XOZ:
Проверка:
Результирующие реакции в опорах 1 и 2 определяем по теореме Пифагора:
Тихоходный вал:
Плоскость YOZ:
Проверка:
Плоскость XOZ:
Проверка:
Результирующие реакции в опорах 3 и 4:
На выходные концы валов действуют консольные нагрузки со стороны ременных, цепных передач, соединительных муфт и т.д.
Рис.4 – Схема к определению реакций, возникающих
в опорах ведущего вала от консольной
силы
(6.3)
На выходной конец ведомого вала со стороны зубчатой муфты действует изгибающий момент:
(6.4)
Реакции опор 3 и 4 от момента :
(6.5)
Рис. 5 – Схемы к определению полных реакций в каждой опоре ведущего вала
Суммарные реакции опор ведущего вала:
Суммарные реакции опор ведомого вала:
Ведущий вал
Проверяем подшипник шариковый 306 с динамической грузоподъемностью и статической .
Определяем отношение:
Этому отношению соответствует .
Отношение:
По этому эквивалентная нагрузка остается прежней, т.е. .
Долговечность в млн.об:
(6.7)
Долговечность в часах:
(6.8)
Что больше срока службы всего редуктора .
Т.е. подшипник 306 пригоден для ведущего вала.
Ведомый вал