Рабочее оборудование включает
в себя ковш, стрелу, рычаги поворота
ковша и гидросистему для привода
рабочих органов. Гидроцилиндры
поднимают и опускают стрелу
со всем оборудованием, а остальные
гидроцилиндры изменяют положение
ковша в процессе работы погрузчика и
опракидывают его при разгрузке.
Колесные погрузчики имеют массу
0,3...85т, вместимость ковша 0,05...35 м и выше, мощность 6...500 кВт и более,
производительность в 2,5...3 раза выше, чем
у экскаваторов такой же массы. Основной
недостаток погрузчиков - в 2...3 раза меньшая
высота копания, чем у одноковшовых экскаваторов,
и очень малый радиус действия, требующий
подъезда почти вплотную к забою.
Бульдозеры
Бульдозеры предназначены для
послойного копания грунтов в материковом
залегании и их одновременного перемещения
волоком по поверхности земли к месту
отсыпки. Бульдозеры используются для
обратной засыпки траншей и котлованов,
сооружения насыпей из грунтов боковых
резервов или продольной возкой, грубого
планирования земляных поверхностей,
а также для подготовительных работ: валки
отдельных деревьев, срезки кустарников,
корчевания одиночных пней и камней и
т. п. Их применяют также для распределения
грунтовых отвалов при работе экскаваторов
и землевозов, формирования террас на
косогорах, штабелирования сыпучих материалов
и их подачи к перерабатывающим агрегатам,
для вскрышных работ и в качестве толкачей
скреперов.
Бульдозеры используют
для работы на разнообразных
талых, а также мерзлых, предварительно
разрыхленных грунтах. По трудности разработки
бульдозерами грунты подразделяются на
I, II, III группы. Работоспособность бульдозера
определяется проходимостью базового
трактора по грунтовым поверхностям с
развитием необходимого для работы отвала
тягового усилия.
Бульдозеры применяются
при дальностях перемещения грунта
10-70 м. и более при благоприятных
условиях (попутных уклонах путей перемещения,
легких грунтах, отсутствии значительных
потерь грунта на стороны).
Классификация
По устройству рабочего органа
различают бульдозеры: с неповоротным
отвалом, у которых отвал установлен в
плане перпендикулярно к продольной оси
несущего трактора и не может устанавливаться
под углом к этой оси; с поворотным отвалом,
который может устанавливаться в плане
перпендикулярно или под углом в обе стороны
к оси несущего трактора.
У обоих типов бульдозеров
может быть предусмотрено устройство
для бокового двустороннего
наклона отвала в плоскости, перпендикулярной
к продольной оси несущего трактора и
устройство для регулирования угла резания
ножей отвала. Бульдозеры первого типа
перемещают призму срезанного грунта
по оси движения, второго типа – вдоль
оси движения при перпендикулярном к ней
положении отвала или в сторону от этой
оси при отвале, установленным под углом
к ней в плане. Перемещение грунта в сторону
повернутым в плане отвалом преимущественно
используется для засыпки каналов, траншей
и т. п.
По типу ходовой
части базовой машины различают
бульдозеры гусеничные и колесные,
по типу механизма управления
отвалом – бульдозеры с гидравлическим
и канатным управлением. Преимущественное
применение в строительстве получили
гусеничные бульдозеры.
Конструкция
Бульдозер с неповоротным отвалом
и гидроуправлением, выпускаемый
на базе гусеничного трактора,
состоит из отвала,
оснащенными режущими грунт ножами, толкающих
брусьев и раскосов. Отвал выполнен коробчатой
сварной конструкции с накладками жесткости,
приваренными на тыльной стороне. Толкающие
коробчатые брусья шарнирами соединены
с проушинами тыльной стороны отвала и
задними концами присоединены к упряжным
шарнирам гусеничных балок трактора. Раскосы
соединяют верхние углы отвала с проушинами
толкающих брусьев. Посредством двух гидроцилиндров
отвал поднимают в транспортное и опускают
в рабочее положение. В положении отвала
ножами на уровне опорной поверхности
задний угол отвала и ножей должен составлять
около 200.
Техническая характеристика
гусеничных бульдозеров с неповоротным
отвалом:
- Номинальная тяга: от
3 до
35тс.
- Размеры отвала: длина от
2560 до
4540мм.
высота (без козырька) от 800 до 1400мм.
- Высота подъема: от
600 до
1400мм.
- Глубина резания: от
200 до
1000мм.
- Угол резания:
550±5град.
- Угол перекоса: ±4 - ±6град.
- Способ измерения угла перекоса: вручную или гидроцилиндром
- Управление отвалом: гидравлическое, канатное
- Масса бульдозерного оборудования:
780-3980кг.
- Масса общая с трактором:
6560-31380кг.
Бульдозеры могут иметь и один
подъемный гидроцилиндр, который
размещается перед радиатором двигателя
трактора. Такие бульдозеры выпускают
на базе гусеничных и колесных тракторов.
Существуют бульдозеры на гусеничных
тракторах с канатным управлением. На
базе гусеничных тракторов серийно выпускают
бульдозеры с поворотным отвалом и поперечным
его перекосом. Имеются бульдозеры, у которых
верхние раскосы толкателей выполняются
с винтовыми стержнями, служащими для
бесступенчатого регулирования угла резания.
Техническая характеристика
гусеничных бульдозеров с поворотным
отвалом:
- Номинальная тяга: от
3 до
35тс.
- Размеры отвала: длина от
3500 до
5540мм.
высота (без козырька) от 800 до 1400мм.
- Высота подъема: от
600 до
1100мм.
- Глубина резания: от
200 до
1000мм.
- Угол резания:
550±5, 47-57, 50-60град.
- Угол перекоса: ±5 - ±6град.
- Способ измерения угла перекоса: вручную или гидроцилиндром
- Управление отвалом: гидравлическое, канатное
- Масса бульдозерного оборудования:
1585-3450кг.
- Масса общая с трактором:
9100-40100кг.
Стреловые самоходные краны
Под стреловыми самоходными кранами
общего назначения понимают краны
с собственным приводом для
свободного перемещения
по местности, предназначенные для выполнения
строительно-монтажных и перегрузочных
работ при помощи одного из видов сменного
рабочего оборудования.
Стреловые самоходные краны классифицируются
по грузоподъемности, конструкции
ходового устройства,
типу привода, исполнению стрелового оборудования
и виду стрелового оборудования.
В зависимости от грузоподъемности
стреловые самоходные краны разделяются
на легкие – грузоподъемностью
до 10 тонн, средние – грузоподъемностью
от 10 до 25 тонн и тяжелые
– грузоподъемностью 25тонн и более.
По конструкции ходового устройства
различают краны гусеничные, пневмоколесные,
автомобильные, на
специальном шасси.
По типу привода основных механизмов
различают краны с одномоторным
и многомоторным приводом.
По конструктивному исполнению
подвески стрелового оборудования
различают краны с гибким и
жесткими связями для удерживания
стрелового оборудования и изменения
угла наклона стрелы.
На кранах устанавливается стреловое
и башенно-стреловое оборудование.
Применяют следующие виды стрелового
оборудования: невыдвижное (решетчатая
стрела, секции которой жестко соединены
одна с другой), выдвижное (стрела с одной
или несколькими выдвижными секциями
для изменения ее длины без рабочей нагрузки)
и телескопическое (стела с одной или несколькими
выдвижными секциями для изменения ее
длины при рабочей нагрузке) стреловое
оборудование. Невыдвижное и выдвижное
стреловое оборудование с помощью одной
или нескольких дополнительных вставок
(секций) может быть удлинено. Все перечисленные
виды стрелового оборудования могут быть
оснащены гуськом, допускающим применение
второго крюка.
Башенно-стреловое оборудование
монтируется после остановки
крана на строительной площадке (краны
грузоподъемностью более 16 тонн) или выполняется
самомонтирующимся или прицепным (автомобильные
краны).
Автомобильные краны
Автомобильные краны применяются
для выполнения грузочно-разгрузочных
работ со штучными грузами,
а также для монтажа конструкций и различного
технического оборудования. Высокие скорости
передвижения позволяет применять эти
машины на объектах с небольшими объемами
работ, находящихся в значительном удалении
один от другого.
Выпускаются автомобильные краны
грузоподъемностью 4;6,3;10 и 16 тонн
с канатной подвеской стрелового
оборудования и механическим (КС-1562, КС-2561Д,
КС-2561Е, МКА-6,3, КС-3561, МКА-10М, МКА-16), электрическим
(К-67, СМК-10, К-162) или гидравлическим (КС-3562А)
приводом, а также гидравлические краны
с жесткой подвеской стрелового оборудования
(КС-1571, КС-2571, КС-3571, КС-4571).
Автомобильный кран с жесткой
подвеской стрелового оборудования
состоит из тех же основных
частей, что и автомобильный кран
с канатной подвеской стрелового
оборудования; у него
отсутствует двуногая стойка и стреловая
лебедка, стрела 2 поднимается специальным
цилиндром 3.
В качестве основного рабочего
оборудования на кранах применяются
телескопические стрелы 2. такие стрелы
с гуськом или без него позволяют быстро
изменять длину стрелы при рабочей нагрузке.
Секции выдвигаются с помощью гидроцилиндров
или гидроцилиндров и канатных
или цепных передач. В качестве рабочего
органа используется крюковая подвеска.
Краны КС-1571, КС-2571, КС-3571 и КС- 4571 составляют
унифицированный ряд машин грузоподъемностью
4;6,3; 10 и 16 тонн, выполненных на
базе серийно выпускаемых автомобильных шасси
ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-500А и КрАЗ-257К. В основу
разработки этих кранов была положена
попарная унификация – унификация по
узлам и агрегатам кранов грузоподъемностью
4 и 6,3тонны и кранов грузоподъемностью
10 и 16 тонн, а по ряду узлов и агрегатов
– сквозная, охватывающая весь ряд кранов.
В тех случаях, когда попарная или сквозная
унификация нецелесообразно, использовался
принцип однотипности конструктивных
решений, позволяющий создать узлы и агрегаты,
отличающиеся между собой только размерами.
Привод кранов объемный гидравлический
с разомкнутой циркуляцией, состоящий
из унифицированных
элементов. Рабочая жидкость подается
в систему двумя аксиально-поршневыми
насосами, расположенными на ходовой раме
автомобиля и приводимыми через редуктор
отбора мощности.
Рабочая жидкость от насоса 7 поступает
к гидрораспределителю 8, расположенному
на ходовой раме автомобиля, и далее к
гидроцилиндрам 11,12,13,14 выносных опор и
9,10 блокировки рессор или через вращающееся
соединение 26 к гидрораспределителю 33,
установленному на поворотной платформе,
с помощью которого управляют гидромотором
28 поворота платформы и гидроцилиндром
29 изменения вылета стрелы. От насоса 2
жидкость через вращающееся соединения
26 подается к гидрораспределителю 22 и
далее к гидромотору 21 грузовой лебедки
или гидроцилиндру 18 изменения длины стрелы.
В гидробак 1, расположенный на ходовой
раме в непосредственной близости от насосов,
жидкость поступает через фильтр 3 с тонкостью
фильтрации 40мкм, в котором установлен
предохранительный клапан.
Рабочие скорости регулируются
изменением числа оборотов приводного двигателя
и дросселированием потока жидкости золотником
гидрораспределителя. Ход золотника, при
котором осуществляется регулирование
скорости, увеличивается с уменьшением
внешней нагрузки на гидропривод. Опускание
груза и стрелы, уменьшение длины стрелы
с заданной скоростью производится с помощью
тормозных гидроклапанов 19, 30,17, пропускающих
расход жидкости, равный количеству жидкости,
подводимой к гидродвигателю. Аварийное
опускание груза при выходе из строя приводного
двигателя или насоса осуществляется
открытием вентиля 20. Рабочие секции гидрораспределителя,
предназначенные для управления гидромоторами
механизма подъема груза и поворота платформы,
оснащены дополнительными сблокированными
гидрораспределителями, с помощью которых
включается и выключается гидроцилиндры
16 и 27 тормозов.
Краны оборудованы приборами
безопасности, при включении которых
электромагниты гидроклапанов 15,24,31
отключаются от источника электропитания:
соединяются гидролинии управления предохранительными
гидгоклапанами 23 и 32 и гидроцилиндры
тормозов с дренажной гидролинией. В результате
этого происходит разгрузка насосов, остановка
механизмов и замыкание тормозов. Для
уменьшения скорости поворота платформы
при работе с башенно-стреловым оборудованием
в гидроприводе использован регулятор
потока 25.
При отказе приводного двигателя
кран можно перевести в транспортное
положение ручным насосом 4, от
которого жидкость, поступает в
напорную гидролинию насосов
2 и 7 через вентили 5 и 6.
Механизм поворота кранов грузоподъемностью 4; 6,3
и 10 тонн представляет собой компактный
двухступенчатый цилиндрический редуктор.
Пневмоколесные краны
Пневмоколесные краны применяют
для производства монтажных
работ при строительстве зданий и сооружений,
а также при монтаже укрупненных агрегатов
в промышленном и гражданском строительстве.
Небольшие транспортные скорости передвижения
(10-25 км/ч) позволяют наиболее эффективно
использовать эти машины на объектах со
средними объемами работ, находящихся
на небольшом удалении один от другого.
В отдельных случаях пневмоколесные краны
могут применяться также для производства
погрузочно-разгрузочных работ.
Выпускаются пневмоколесные краны с
механическим приводом
грузоподъемностью 16тонн(МКП-16) и с электрическим
приводом грузоподъемностью 16,25,63 и 100
тонн.
Пневмоколесный кран
состоит из двух основных частей: неповоротной
и поворотной, связанных между собой
опорно-поворотным устройством. На
поворотной раме располагаются силовая
установка и основные механизмы крана
(грузовая, стреловая, вспомогательная
лебедки и механизм поворота). Силовая
установка и основные механизмы крана
защищены от внешних воздействий кожухом
(капотом). На кранах с электрическим приводом
на боковых открылках поворотной рамы
размещается в специальных шкафах электроаппаратура.