Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:23, реферат
Для многих предприятий, в том числе и строительных, бюджетирование является одной из самых сложных областей в работе компании. Сложность заключается в том, что бюджеты даже в некрупных компаниях представляют собой целый массив данных, состоящий из сумм и статей, которые собраны в единое целое. Бюджет, по сути, является укрупнённым документом, в котором не отражены ни перечни работ, ни их сроки и виды, ни условия договоров и т.п. Основанием же для бюджета является множество первичных данных (договоров, приложений, смет, планирования собственной деятельности предприятия, графиков). Статей бюджета также насчитывается немало, и один договор может содержать в себе пункты (список услуг и работ), которые относятся к разным статьям бюджета. Безусловно, в бизнесе статика преобладает крайне редко, а уж в строительном бизнесе тем более. И случаи, когда бюджет необходимо пересмотреть, встречаются в строительных компаниях довольно часто. Например, одним из самых распространенных случаев является необходимость корректировки бюджета строительной компании, исходя из конкретного договора. По договору, срок действия которого был определён в начале года, например, ситуация через несколько месяцев может измениться (перенос сроков выполнения работ или изменение графиков финансирования и). Подобные ситуации в строительном бизнесе встречаются нередко и, соответственно, бюджет в таких случаях необходимо корректировать.
Введение
1.1 Особенности управленческого учета и бюджетирования строительного предприятия.
1.2 Порядок составления бюджетов
1.3. Структура бюджета предприятия
1.4 Строительные компании об организации бюджетирования
Заключение
Список используемой литературы
. бюджет прямых затрат на
. бюджет коммерческих расходов;
. бюджет управленческих
. прогнозный отчет о прибыли.
К числу финансовых бюджетов относятся
. инвестиционный бюджет;
. бюджет денежных средств;
. прогнозный баланс.
Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного
бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:
1. Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.
2. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.
3. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.
4. При составлении бюджетов
5. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.
1.4 Строительные компании об организации бюджетирования
В марте-апреле 2005 года компания «МАГ КОНСАЛТИНГ» провела исследование среди компаний строительной отрасли, посвященное организации бюджетного процесса.
В ходе проекта были опрошены порядка 40 компаний из Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, работающих на этом рынке от трех до десяти лет и с количеством сотрудников от 15 до 1000 человек.
Оказалось, что система планирования или ее отдельные элементы (составление сметы, ППР) в том или ином виде есть у 51% опрошенных компаний. Еще 25% рассчитывают внедрить бюджетное управление в обозримом будущем. И только 24% компаний отметили, что широко используют бюджетирование в повседневной работе. Кроме того, само понятие «бюджетирование» для строителей весьма расплывчато. Полноценное бюджетное управление, то есть ситуация, когда бюджеты и результаты их исполнения являются основой для принятия управленческих решений, имеет место не более чем в 10% компаний. 47% опрошенных вообще не используют бюджеты для принятия управленческих решений. Еще 45% планируют только движение денежных средств, упуская из виду начисленные доходы и расходы по конкретному проекту, а также такие показатели, как маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость.
Ограниченное использование механизмов бюджетного управления ведет к тому, что в подавляющем большинстве строительных компаний (62%) управленческие решения принимаются на основе интуиции и данных предыдущих периодов, и только 38% используют анализ исполнения бюджетов. Среди причин отказа от бюджетирования назывались:
- дефицит времени (40% опрошенных);
-отсутствие квалифицированных кадров (30%);
-отсутствие видимой необходимости (65%).
Кроме того, респонденты отметили нежелание руководства компаний передавать свои полномочия владельцам бюджетов (а также боязнь принимать такие полномочия со стороны самих владельцев) и низкое качество планирования — расхождения плановых и фактических значений в строительных компаниях зачастую достигают 150%.
Процесс формирования бюджета строительства должен быть связан с проектно-сметной документацией. Это отражается в первую очередь на составе статей бюджета и методике их планирования. Также необходимо учитывать, что в реализации каждого проекта будут участвовать несколько центров ответственности (ЦО) компании, поэтому при планировании доходов и расходов различных центров необходимо учитывать их взаимосвязь. Разнопро-фильность строительных холдингов приводит к тому, что у разных компаний в рамках холдинга состав бюджетов может различаться.
Рисунок 1.1 Взаимосвязь бюджетных форм строительной компании
Так, у генподрядчика основным будет бюджет
производства, напоминающий строительную
смету, а у инвестиционной компании - бюджет
финансовых вложений.
Заключение
Некоторые строительные компании пытаются
наладить систему бюджетирования, но всё
останавливается из-за того, что для реализации
данной цели нужен целый штат опытных
экономистов, которые будут не только
составлять бюджет, но и поддерживать
его в актуальном состоянии. В бюджет нужно
вносить корректировки на основании изменений,
актуальных для определённого договора,
что вручную сделать очень сложно физически.
Как уже говорилось выше, договоров в строительных
компаниях насчитывается немало, а учитывая
то, что работы и услуги, содержащиеся
в договоре, могут быть отнесены к разным
статьям бюджета, то корректировка бюджета
станет просто архисложной задачей для
сотрудников. Как правило, такие обязанности
перекладывают на подразделения, в компетенцию
которых не входит решение задач, связанных
с бюджетированием (например, на бухгалтерию).
Понятно, что строительная компания не
будет нанимать штат экономистов для составления
бюджета и поддержания его в актуальном
состоянии. В итоге же, бюджет попросту
ведётся «как получится». Условия договоров
в строительстве меняются довольно динамично,
иногда встречаются и форс-мажоры. Изменение
сроков выполнения работ также характерно
для строительного бизнеса. Например,
сам исполнитель (строительная компания)
иногда не соблюдает сроки выполнения
работ по разным причинам. Проект, реализация
которого планировалось изначально в
течение двух месяцев, может растянуться
на четыре месяца. Нетрудно догадаться,
что в этом случае должны быть выделены
дополнительные средства на содержание
площадки, оплату других накладных расходов
и проч. Таким образом, бюджет, принятый
изначально, должен быть изменён. В противном
случае, его «обрушение» может привести
к убыткам строительной компании, т.к.
реальная ситуация будет неконтролируемой
и непонятной.
Список используемой литературы
1. Адамов
Н.А., Тилов А.А. Бюджетирование
в коммерческой организации.
2. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. СПб.: Питер, 2003.
3. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачева Е.Н. и др. - М.: Дело, 2005.
4. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием. Учеб. - практ. пособ. - 2-е изд. М.: Дело, 2004.
5. Кобец Е.А. Планирование на предприятии. Учеб. пособ. Таганрог: ТРТУ, 2006.
6. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004.
Информация о работе Бюджетный процесс строительного предприятия