Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:23, реферат
Для многих предприятий, в том числе и строительных, бюджетирование является одной из самых сложных областей в работе компании. Сложность заключается в том, что бюджеты даже в некрупных компаниях представляют собой целый массив данных, состоящий из сумм и статей, которые собраны в единое целое. Бюджет, по сути, является укрупнённым документом, в котором не отражены ни перечни работ, ни их сроки и виды, ни условия договоров и т.п. Основанием же для бюджета является множество первичных данных (договоров, приложений, смет, планирования собственной деятельности предприятия, графиков). Статей бюджета также насчитывается немало, и один договор может содержать в себе пункты (список услуг и работ), которые относятся к разным статьям бюджета. Безусловно, в бизнесе статика преобладает крайне редко, а уж в строительном бизнесе тем более. И случаи, когда бюджет необходимо пересмотреть, встречаются в строительных компаниях довольно часто. Например, одним из самых распространенных случаев является необходимость корректировки бюджета строительной компании, исходя из конкретного договора. По договору, срок действия которого был определён в начале года, например, ситуация через несколько месяцев может измениться (перенос сроков выполнения работ или изменение графиков финансирования и). Подобные ситуации в строительном бизнесе встречаются нередко и, соответственно, бюджет в таких случаях необходимо корректировать.
Введение
1.1 Особенности управленческого учета и бюджетирования строительного предприятия.
1.2 Порядок составления бюджетов
1.3. Структура бюджета предприятия
1.4 Строительные компании об организации бюджетирования
Заключение
Список используемой литературы
Бюджетный
процесс строительного
Введение
1.1 Особенности
управленческого учета и
1.2 Порядок составления бюджетов
1.3. Структура бюджета предприятия
1.4 Строительные
компании об организации
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Для многих предприятий, в том числе и строительных, бюджетирование является одной из самых сложных областей в работе компании. Сложность заключается в том, что бюджеты даже в некрупных компаниях представляют собой целый массив данных, состоящий из сумм и статей, которые собраны в единое целое. Бюджет, по сути, является укрупнённым документом, в котором не отражены ни перечни работ, ни их сроки и виды, ни условия договоров и т.п. Основанием же для бюджета является множество первичных данных (договоров, приложений, смет, планирования собственной деятельности предприятия, графиков). Статей бюджета также насчитывается немало, и один договор может содержать в себе пункты (список услуг и работ), которые относятся к разным статьям бюджета. Безусловно, в бизнесе статика преобладает крайне редко, а уж в строительном бизнесе тем более. И случаи, когда бюджет необходимо пересмотреть, встречаются в строительных компаниях довольно часто. Например, одним из самых распространенных случаев является необходимость корректировки бюджета строительной компании, исходя из конкретного договора. По договору, срок действия которого был определён в начале года, например, ситуация через несколько месяцев может измениться (перенос сроков выполнения работ или изменение графиков финансирования и). Подобные ситуации в строительном бизнесе встречаются нередко и, соответственно, бюджет в таких случаях необходимо корректировать.
Некоторые строительные компании пытаются
наладить систему бюджетирования, но всё
останавливается из-за того, что для реализации
данной цели нужен целый штат опытных
экономистов, которые будут не только
составлять бюджет, но и поддерживать
его в актуальном состоянии. В бюджет нужно
вносить корректировки на основании изменений,
актуальных для определённого договора,
что вручную сделать очень сложно физически.
Как уже говорилось выше, договоров в строительных
компаниях насчитывается немало, а учитывая
то, что работы и услуги, содержащиеся
в договоре, могут быть отнесены к разным
статьям бюджета, то корректировка бюджета
станет просто архисложной задачей для
сотрудников. Как правило, такие обязанности
перекладывают на подразделения, в компетенцию
которых не входит решение задач, связанных
с бюджетированием (например, на бухгалтерию).
Понятно, что строительная компания не
будет нанимать штат экономистов для составления
бюджета и поддержания его в актуальном
состоянии. В итоге же, бюджет попросту
ведётся «как получится». Условия договоров
в строительстве меняются довольно динамично,
иногда встречаются и форс-мажоры. Изменение
сроков выполнения работ также характерно
для строительного бизнеса. Например,
сам исполнитель (строительная компания)
иногда не соблюдает сроки выполнения
работ по разным причинам. Проект, реализация
которого планировалось изначально в
течение двух месяцев, может растянуться
на четыре месяца. Нетрудно догадаться,
что в этом случае должны быть выделены
дополнительные средства на содержание
площадки, оплату других накладных расходов
и проч. Таким образом, бюджет, принятый
изначально, должен быть изменён. В противном
случае, его «обрушение» может привести
к убыткам строительной компании, т.к.
реальная ситуация будет неконтролируемой
и непонятной. Как только изменились условия
договора или его выполнение, нужно внести
корректировки в бюджет и рассчитать заново
суммы по статьям. Но для расчёта суммы
даже по одной статье нужно поднять все
первичные документы. В итоге проверять
нужно все договоры предприятия, которых
может быть не одна сотня.
1.1 Особенности
управленческого учета и
Специфика управленческого учета и бюджетирования строительного предприятия объясняется такими особенностями отрасли, как продолжительность и уникальность проектов, многочисленные стадии согласования проекта, необходимость составления смет и т. д. Поэтому процесс формирования бюджета строительства должен быть связан с проектно-сметной деятельностью. Это отражается в первую очередь на составе статей бюджета и методике их планирования.
Финансовые директора, переходящие в строительные компании из других отраслей, часто сталкиваются с непривычным способом ведения бизнеса. Среди особенностей строительной отрасли, оказывающих влияние на финансовое управление, можно выделить следующие:
Перечисленные особенности повышают риски
при реализации строительных проектов.
Снизить эти риски можно путем создания
эффективной системы управления внутри
компании, в частности внедрения системы
управленческого учета и бюджетирования.
1.2 Порядок составления бюджетов
Как правило, финансовая структура строительных компаний повторяет организационную, то есть центрами ответственности являются выделенные подразделения или юридические лица. В управляющей компании, а также внутри центров прибыли могут выделяться центры ответственности более низкого уровня.
Доходы и расходы инвестиционно-строительных компаний связаны с реализацией строительных проектов, поэтому основой бюджета компании в целом являются бюджеты таких проектов, представляющие собой совокупность бюджетов подразделений, занятых в проекте.
В строительстве параллельно осуществляются два вида бюджетирования - проектное и по бизнесу в целом. Для целей бизнеса бюджеты проектов независимо от сроков их реализации должны разбиваться на месячные, квартальные и годовые с учетом частоты сравнения плановых и фактических данных, требуемой для целей управления. При этом на этапе оценки проекта его бюджет рекомендуется формировать по схеме «сверху - вниз», то есть анализировать, рассчитывать финансовый результат и составлять такой документ, который в будущем будет законом для компании.
Операционные бюджеты, необходимые для контроля реализации проектов, составляются в зависимости от условий конкретных договоров, заключенных с подрядчиками и поставщиками, по схеме «снизу — вверх». На этом этапе процесс должен быть организован так, чтобы бюджеты, утвержденные по схеме «сверху - вниз», не противоречили тем, которые будут формироваться по схеме «снизу - вверх». Фактические данные об исполнении операционных бюджетов по проектам получают исходя из подписанных актов о приемке работ, поэтому важно организовать своевременное подписание и учет таких актов. Аналогичным образом - по мере подписания договоров с покупателями о продаже квартир - признается и выручка строительной компании.
При бюджетировании в производстве или
торговле ключевым моментом является
определение ограничительных внешних
факторов - емкости рынка, объема поставок,
поведения покупателей и спроса. Затем
на основе анализа этих факторов составляется
бюджет продаж, за которым следуют бюджеты
производства, коммерческих расходов,
заработной платы, управленческих расходов
и т. д. В связи со спецификой строительной
отрасли (значительные сроки реализации
проекта, технологические особенности
строительства) первичным в отрасли является
бюджет строительства (или проект производства
работ - ППР). По сути, этот бюджет представляет
собой смету расходов строительного проекта
без подробной детализации по видам работ.
Цикл строительства не зависит от плана
продаж, и построение процесса бюджетирования
в строительстве на основе бюджета продаж
невозможно (см. рисунок). Скорее наоборот
- поскольку цены на квартиры в готовом
доме значительно выше, чем на этапе строительства,
необходимо продавать ровно столько квартир,
сколько средств требуется на финансирование
строительных работ на каждом этапе.
1.3. Структура бюджета предприятия
Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
К числу основных задач бюджетирования относится следующее:
. обеспечение текущего
. обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений
предприятия;
. обоснование затрат
. создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
. исполнение требований законов и контрактов.
Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования.
Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие.
Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:
. изучение внутренней и внешней
документации предприятия, его
. поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
. разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действии будут определены планом внедрения);
. пересмотр старых или
. создание информационной базы
для бюджетирования, предусматривающей
разработку новых отчетов по
подразделениям, приближенных к
специфике деятельности
. создание новых или реорганизация старых подразделений для
осуществления процесса
. разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;
. обучение персонала.
Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится дешевле и значительно надежней.
Теперь перейдем к процессу бюджетирования как таковому.
Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным.
С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:
1. Подготовка операционного
2. Подготовка финансового
Перечень операционных
. бюджет продаж;
. бюджет производства;
. бюджет производственных
. бюджет прямых затрат на
. бюджет производственных
Информация о работе Бюджетный процесс строительного предприятия