Вербальные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность темы моей курсовой работы обусловлена, во-первых, моей личной заинтересованностью, во-вторых, необходимостью более подробного изучения данной темы.

Целью курсовой работы является изучение на основе различных источников сущность и особенности вербальной коммуникации.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие и сущность вербальной коммуникации 5

Глава 2. Язык как элемент культуры. 7

1. Речевая способность – отличительный признак человека. 7

2. Функции естественного языка и речи. 9

2.1. Социально – языковые функции. 9

2.2. Индивидуально – языковые функции. 10

2.3. Социально – речевые функции. 11 2.4. Индивидуально – речевые функции. 12

Глава 3. Контекстуальность – важная черта коммуникации. 13

1. Контексты вербальной коммуникации. 15

Глава 4. Формы вербальной коммуникации. 17

Заключение. 20

Список используемой литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МК.docx

— 45.24 Кб (Скачать)

Содержание 

      Введение.              3

      Глава 1. Понятие и сущность вербальной коммуникации       5

      Глава 2. Язык как элемент культуры.          7

                      1. Речевая способность – отличительный признак человека.              7

          2. Функции естественного языка и речи.         9

             2.1. Социально – языковые функции.         9

             2.2. Индивидуально – языковые функции.       10

             2.3. Социально – речевые функции.        11 2.4. Индивидуально – речевые функции.        12 

Глава 3. Контекстуальность  – важная черта коммуникации.        13 

                    1. Контексты вербальной коммуникации.        15

      Глава 4. Формы вербальной коммуникации.         17

      Заключение.              20

      Список  используемой литературы.          23 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение

   Тема моей курсовой работы «Вербальная коммуникация и ее особенности» является актуальной в настоящее время.

   Разнообразие видов социального  взаимодействия, социальных контекстов  и намерений участников общения  находит свое отражение в разнообразии  речевых жанров – от повседневной  болтовни до эмоциональных признаний,  от деловых совещаний и переговоров  до выступления в средствах  массовой информации. При этом  речевое общение через образы, мотивы, установки, эмоции определяет  социальные и межличностные отношения,  речь конституирует их.

   Под коммуникацией в широком  смысле понимаются и система,  в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы  общения, позволяющие создавать,  передавать и принимать разнообразную  информацию. Между людьми коммуникация  осуществляется в форме общения.  Общение выступает как межличностное  взаимодействие, т.е. связи и влияние,  которые складываются в результате  совместной деятельности людей.  Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно.

   Таким образом, актуальность темы  моей курсовой работы обусловлена,  во-первых, моей личной заинтересованностью,  во-вторых, необходимостью более  подробного изучения данной темы.

   Целью курсовой работы является  изучение на основе различных  источников сущность и особенности  вербальной коммуникации.

   Задачи курсовой работы:

   - проанализировать понятие и  сущность вербальной коммуникации;

   - проанализировать понятие языка  как элемент культуры, его особенности  и    функции;

   - проанализировать контексты вербальной  коммуникации;

   - проанализировать формы вербальной  коммуникации.

   Объектом курсовой работы является  вербальная коммуникация.

   Предметом – особенности вербальной  коммуникации.

   Структура курсовой работы –  введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.  

   В основной части четыре главы.  В первой главе анализируем  понятие и сущность вербальной  характеристики. Во второй главе анализируем язык как культура речи, речевые способности человека, специфические языковые функции. В третьей главе речь идет о контекстах вербальной коммуникации. В четвертой главе определяем формы вербальной коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и сущность вербальной коммуникации.

   В течение всей жизни мы  находимся в определенных отношениях  с родителями, друзьями, коллегами.  Эти отношения неразрывно связаны  с коммуникациями. В основе отношений  лежит равноценных обмен мыслями  и чувствами, материальными и  духовными ценностями. Коммуникация- это средство, язык обмена и  отношений.

   Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

   Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов,  или более 3 тысяч слов в час.

   Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям они гораздо богаче всех видов и форм невербальных коммуникаций, хотя в жизни не могут полностью их заменить. Следует отметить, что развитие вербальных коммуникаций первоначально непременно опирается не невербальные средства коммуникации.

   Виды вербального общения: познавательное (когнитивное) – осуществляется с целью освоения новой информации и применения ее в практической деятельности; убеждающее – ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки, убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником; экспрессивное – осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию; суггестивное – ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций; ритуальное – ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.

   При анализе вербальной коммуникации важно всё  время  иметь  в  виду,  что  это общение, которое ведут между собой личности, обладающие определёнными  намерениями,  то  есть диалог представляет собой активный,  двусторонний  характер  взаимодействия партнёров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В  противном  случае  будет нарушено важнейшее  условие  успешности  вербальной  коммуникации  – понимание смысла того, что говорит другой, в  конечном  счёте  –  понимание,  познание другой личности.  Посредством  речи  не  просто  «движется  информация»,  но участники  коммуникации  особым  способом  воздействуют   друг   на   друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга. Само воздействием  может  быть  понято различно: оно может носить характер манипуляции другим  человеком,  то  есть прямого  навязывания  ему   какой-то   позиции,   а   может   способствовать актуализации партнёра.

   Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.

   Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

   Коммуникации играют ключевую  роль в создании и поддержании  позитивных отношений. Умение  общаться, быть услышанным и понятым  – это главное в любых отношениях. Люди, которые находятся в хороших  отношениях, имеют свою точку  зрения, умеют слушать, поддерживать  друг друга на основе справедливости, ответственности и доверия. Это  касается и отношений организации  с общественностью

   Отношения и коммуникации носят  функциональный или дисфункциональный  характер. Когда коммуникации осуществляются  нормально, это означает и то, что отношения также складываются  нормально. Тогда можно говорить  об их функциональном характере.  Участники выполняют свои роли, и наоборот, если роли не выполняются, коммуникаторы перестают понимать и удовлетворять друга друга, отношения и коммуникации становятся дисфункциональными.

   На отношения влияет коммуникативное  поведение и опыт. Поведение –  это наблюдаемые действия других  людей. Оно публично. Опыт же  приватен, он связан с внутренним  восприятием и чувствами.

   Важным условием эффективной  коммуникации становится умение  выявлять эти внутренние восприятия. Оно может происходить на двух уровнях: прямого наблюдения и оценки и представления того, о чем думает другой коммуникатор. Оно может быть правильным и неверным. В первом случае может расти взаимопонимание между людьми, а во втором – напряженность вплоть до разрыва отношений по вине одно или двух сторон.

   Итак, рассмотрев понятие и сущность вербальной коммуникации, можно сделать вывод, что вербальная коммуникация играет огромную и неоспоримую роль при взаимодействии людей. 

Глава 2. Язык как элемент  культуры.

1. Речевая способность  – отличительный  признак человека.

   В различных научных изданиях  можно встретить множество определений языка, но все они сходятся на главном: язык представляет собой средство выражения мыслей, является средством общения. Помимо данных основных функций, у языка есть и другие.

   Среди многочисленных функций  языка существует коммуникативная  функция, предполагающая, что без  языка любые формы общения  людей становятся невозможными. Язык служит коммуникации и  может быть назван коммуникативным  процессом в чистом виде. А  поскольку культура как специфически  человеческий признак приспособления  к окружающей среде тоже может  быть названа коммуникацией, становится  ясно, что связь языка, культуры  и коммуникации является естественной  и неразрывной.

   Вербальная коммуникация доступна  только роду человеческому, обладающему  речевой способностью, способностью  пользоваться естественным языком.

   Речевая способность – отличительный  признак хомосапиенс, для реализации  этой способности потребовались  нейрофизиологические и анатомические  преобразования в телесности  пралюдей: образование ассиметрии  головного мозга, выделение центров  управления говорением и пониманием  речи («речевые зоны» в мозгу), развитие артикуляционного аппарата, грациализация челюстей и т.п.  Домашние животные не могут  говорить именно потому, что они  не имеют природных предпосылок  для этого. Поэтому вербальный  канал правомерно считать естественным.

   Формирование речевой способности  (и соответственно – вербального  коммуникационного канала) происходило  в процессе антропогенеза.

   Палеолингвисты полагают, что австралопитеки не выходили за пределы нечленораздельной речи в составе зоокоммуникаций; питекантропы (археоантропы) владели примитивной диалоговой речью, состоящей из слов-предложений; неандертальцы (палеоантропы) строили простейшие грамматические конструкции, подобно малограмотным и начинающим говорить детям; наконец неоантропы (кроманьонцы), видимо, освоили монологовую речь со сложной грамматической структурой.

   Таким образом можно сделать вывод о том, что язык является средством выражения мыслей, без языка невозможна речь. 

2. Функция естественного  языка и речи.

   Решающий момент в понимании  языка в культуре — выявление  его специфики, определяемой, прежде  всего теми функциями, которые  он выполняет в жизни общества. Язык и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им  функции: во-первых, коммуникационную (часто говорят — «коммуникативную»), во-вторых, мыслительную. Язык и речь, благодаря этим функциям, являются средствами и орудиями социальной коммуникации и личностного мышления.

Информация о работе Вербальные коммуникации