Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:13, реферат
Помимо системного и уровневого представления, коммуникация может быть рассмотрена с точки зрения ее функциональной масштабности. Основой типологии служит социально обусловленная масштабность общения.
Исследование предусматривало три этапа - опрос, панельный опрос и лабораторный эксперимент. Опрос проводился на основе специально разработанной анкеты, в которой респонденты должны были указать частотность просмотра определенных телепрограмм, - (смотрю) почти всегда, часто, иногда, никогда. Использовался прием выборочного ответа. На вопрос "Что вы сделаете, если о вас говорят дурно?" предлагалось выбрать один из вариантов ответа - "ударю этого человека", "попрошу его не делать этого", "ничего". Результаты были неоднозначны, как полагают, из-за ограниченности выбора и яЙЙШшильной(???) интерпретации вопросов. В 1986 г. Международная команда экспертов провела панельный (повторный) опрос в США, Финляндии, Австралии, Израиле и Польше по этой проблеме. Изучение данных США и Польши показали, что ранний просмотр телепередач с элементами насилия может впоследствии оказать пагубное влияние на человека. Финны пришли к выводу, что скорей это типично для мальчиков, но не для девочек. В Израиле такая связь характерна для городских жителей (независимо от пола), но не сельских. В Австралии корреляция не была установлена. В качестве примера лабораторного эксперимента описан трехступенчатый эксперимент, проведенный в США. Задача первого этапа состояла в том, чтобы вызвать у испытуемых чувство обиды и раздражения в результате необъективной оценки их теста. (Таким образом испытуемые были приведены в состояние эмоциональной неуравновешенности.) Второй этап был организован таким образом, что одна группа испытуемых смотрела фильм с эпизодами насилия ("Чемпион"), другой группе был показан фильм без элементов насилия. Цель этого этапа заключалась в создании различной эмоциональной установки. Третий, самый ответственный этап заключался в том, что испытуемые, слушая ответы других людей, которых они не видели, должны были нажать кнопку - при длительном нажатии теми ощущался Неприятный электрический шок (испытуемым продемонстрировали это неприятное ощущение). Важно было зафиксировать, Какой процент испытуемых из обеих групп нажимал кнопку таким образом, чтобы доставить другому неприятность. Несмотря на продуманность эксперимента, установить однозначную корреляцию между агрессивным поведением и телепередачами с эпизодами насилия установить не удалось. Американский исследователь массовой коммуникации Дж. Доминик, описывающий этот эксперимент, полагает, что однозначными можно признать лишь два вывода: 1) взаимосвязь между характером телепрограмм и насилием в обществе весьма слабая и 2) по-видимому, создается порочный круг - смотря программы с элементами насилия, дети могут становиться более агрессивными и в результате чаще смотрят именно такие программы. Эти 'Выводы подтверждают точку зрения другого американского исследователя Дж. Клэппера, который считает, что СМИ играют лишь посредническую роль и не оказывают значительного влияния в ту или иную сторону. Они могут лишь усилить заложенную в человеке склонность к насилию; если таких склонностей нет, то человека нельзя изменить в худшую сторону. Клэппер усматривает в насилии более глубинные причины социального и психологического характера (К1аррег ^. 1960).
Неоднозначность общего вывода указанного лабораторного эксперимента можно объяснить не только его неудачной постановкой и малой репрезентативностью, но и сложностью самой проблемы. Интересно в этой связи мнение автора системного анализа явления агрессии А.И. Харченко о бесперспективности эмпирического подхода к изучению причинно-следственных характеристик агрессии "человек - человек" и эффективности дедуктивного подхода к проблеме на основе выделенных типов Социальных Алгоритмов (Харченко. 1995. С. 63). Заслуживает внимания и утверждение А.И.Харченко о том, что самую большую опасность для человечества имеет так называемая 0-агрессия (защита, месть), которая при помощи СМИ внушается массовой аудитории как акт "справедливости", "благородства" и "необходимости" (Там же. С; 67),
Несмотря на различие мнений, никто не отрицает мощного воздействия СМИ на формирование общественного мнения и отношение людей к социальным ценностям. Для установления более определенной корреляции важны экспериментальные проверки как теоретических положений, так и эмпирических наблюдений, но при этом необходимо учитывать роль такой социологической доминанты, как социальная ситуация. В условиях социальной устойчивости в обществе стимулирование насилия даже как "необходимого" акта может воздействовать лишь на отдельные личности. В условиях социальной неустойчивости это может привести к росту межгрупповой агрессии. В этих условиях особенно возрастает ответственность СМК, которые имеют в своем арсенале самые разнообразные коммуникативные средства, способные воздействовать на массовую аудиторию в положительном и негативном планах.
Если обратиться к роли телевидения в период избирательных кампаний как специфической области общественных связей и отношений, то здесь поучительным является зарубежный опыт, особенно по использованию невербальных средств коммуникации. Конкретная задача заключается в создании имиджа - образа политического деятеля или лидера общественного движения. Главные усилия спонсоров направлены на создание положительного и даже притягательного образа лидера. При этом невербальное поведение лидера играет не меньшую роль, чем его красноречие. Используются такие невербальные средства, которые выделяют позитивные черты стереотипного политического имиджа. За счет жестов, телодвижений, мимики подчеркивается высокий социальный статус или, напротив, принадлежность к среднему классу. Не гнушается телевидение подчеркиванием и физических достоинств лидера, благо обладает рядом неоспоримых преимуществ вроде показа крупным планом и в различных ракурсах. Начиная с избирательной компании Дж. Кеннеди и Р. Никсона (1960), теледебаты претендентов проводятся постоянно. СМИ, включая прессу, широко комментируют достоинства и недостатки участников телешоу. Сравниваются их позы, наклон корпуса, даже отдельные черты лица. Форма губ, овал лица, высота лба, изгиб бровей и др. комментируется как признак той или иной черты характера. Неудивительно, что претендентов консультируют специалисты по "секретам" невербальной коммуникации.
"Догоняя Америку", мы преуспели в этой области, главным образом, в плане рефлексии - в прессе часто появляются публикации, содержащие либо критические замечания по поводу речевого поведения политических деятелей, либо критические обзоры - комментарии (см., например, Варденга М. У микрофона - "водокачкав//АиФ. № 41. 1995).
Практический подход к овладению коммуникативными навыками состоит в обязательном включении в общеобразовательную программу основ родной речи,, а в вузах - основ риторики. Речь, как и честь, надо беречь смолоду.
Глубокие социальные изменения связаны с изменениями социальной структуры общества, с изменением институтов власти, и здесь возрастает роль массовой коммуникации. Поскольку массовая коммуникация предполагает большую аудиторию, то она подвержена сильному влиянию современных тенденций в ценностной ориентации. В настоящее время мы являемся свидетелями частого обращения средств массовой информации к мнению экспертов, астрологов, "живых свидетелей", "человека с улицы", что обусловлено глубинными психологическими факторами, определяющими состояние общества.
В коммуникативной деятельности организаций, участвующих в ПР, большое место занимают не только устные формы коммуникации, реализуемые через аудитивные и аудитивно-визуальные каналы, но и письменные формы, которые отличаются еще большей регламентацией в деловой коммуникативной сфере. Ломимо стереотипной структуры официального или неофициального письменного текста, существуют нормы обращения к партнеру и нормы самопрезентации. Все это подробно разработано в специальных пособиях по деловой корреспонденции на базе общих закономерностей письменной речи конкретного языка. Письменная форма деловой коммуникации отличается некоторыми национально-
Особая роль в осуществлении задач ПР принадлежит периодической печати как мощному средству* массовой информации. Особенности письменной формы предъявления информации, позволяющие "вчитаться" в текст несколько раз, функционально - стилистическая Многоплановость,, расширяющая возможности оценочного комментария информации, тиражированность и регулярность - все это делает периодическою печать незаменимым средством при реализации "связей с общественностью".
Массовая коммуникация и реклама
Реклама (франц. "реклама,!*, лат. "кричать, выкрикивать") как вид деятельности входит в сферу общественных связей и отношений, но благодаря своей специфике обычно выделяется как самостоятельный предмет изучения, в котором прикладной аспект занимает значительное место.
Реклама стара как мир. В различных музеях мира бережно хранятся древние образцы саморекламы, выполненные на глиняных пластинах, на камне, на папирусе. Началом печатной рекламы считают специальные буклеты, появившиеся в Англии в 1480 г. В России печатная реклама развивается в XIX в. С середины 80-х гг. XX в. быстрыми темпами стала развиваться и аудиовизуальная реклама. Благодаря СМИ реклама превратилась в мощную индустрию во многих странах мира.
Установилась типовая структура рекламной деятельности, обязательными компонентами которой являются рекламодатель, рекламное агентство, средства массовой коммуникации и аудитория.
Реклама выполняет следующие основные функции:
1 обслуживает продажу, помогая компаниям реализовать товар;
2 облегчает потенциальному покупателю выбор товаров и услуг
3 мотивирует предметно-функциональные потребности массовой аудитории;
4 стимулирует потенциального потребителя на приобретение новых товаров, создавая, в конечном счете, культ Приобретения;
5 является катализатором производительной и рекламной деятельности конкурен
6 демонстрируя материальные и культурные возможности, выполняет важную социальную роль, направленную как на интеграцию, так и на дифференциацию социальных групп.
Кроме того, реклама выполняет еще одну специфическую функцию в сфере общественных связей и отношений.. Она способствует формированию благоприятного, общественного мнения в отношении организации-рекламодателю при подготовке и проведении рекламно-информационных мероприятий - презентаций, пресс-конференций, симпозиумов и т.п.
Суть рекламы состоит в том, что это - передаваемая при помощи СМК информация о потребительских свойствах товара и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Реклама, следовательно, может рассматриваться как одна из функций, массовой коммуникации. В прикладном аспекте это означает решение /трёх конкретных вопросов: кто должен быть заинтересован в моей .рекламе, что он хочет услышать, как заставить его услышать то, что хочу я.
В соответствий с этой практической установкой разработчик
рекламы решает целый ряд задач, которые можно систематизировать в четыре группы. Ему необходимо: 1) получить информацию о клиенте - заказчике рекламы и его товаре или сфере предлагаемых услуг, 2) знать аудиторию как потенциального потребителя этого товара или услуги, 3) правильно оценить возможности разных каналов СМК с точки зрения их воздействия на 'Потребителя, 4) подготовить текст рекламы с учетом этих данных.
К настоящему времени накопилось большое число практических руководств по рекламе, в которых даются конкретные рекомендации по организации и подготовке рекламы. Этому предшествовала экспериментальная работа по изучению механизма рекламы на основе психологических, социологических и коммуникативных характеристик массовой коммуникации.
Информацию о клиенте и его продукте желательно получить "из первых рук" - лучше самому увидеть, как производится продукт и самому познакомиться со сферой услуг. Необходимо выяснить, почему клиент хочет воспользоваться рекламой. Причины могут быть разные, например, он желает за короткий срок увеличить объем продажи, создать имидж своей фирмы за счет высокого качества продукта или рекламировать новый продукт и новые виды услуг. В зависимости от этой первичной информации решаются последующие задачи.
Знание целевой аудитории основывается на изучении социологических и психологических характеристик потенциального потребителя. Безусловно, знание демографических факторов, таких, как возраст, пол, состав семьи, местожительство, очень важйо, но недостаточно для выяснения мотивов, которыми руководствуется потребитель, покупая продукт. Важно знать его позиции - отношение к продукту, затратам; его поведение - как часто он делает покупки и пользуется услугами; его стиль жизни - как он проводит свободное время, приверженность моде или полное безразличие к ней и т.п.
Экспериментальной работой по изучению потребителя в США заняты различные компании, которые публикуют коммерческие программы, содержащие типологию потребителя. Наиболее популярной является девятичастная типология, построенная на основе признака стиля жизни. Первые три типа людей определяются как внепшенаправленные - Принадлежащие, Соревнующиеся, Достигающие. Первый тип представляет самую большую группу людей - трудолюбивых, постоянных и конформистских по своим взглядам. Соревнующиеся более амбициозны, их интересует достижение определенного социального статуса. Достигающие - удачливые бизнесмены, профессионалы. Другие три типа характеризуются как внутренне- направленные - Я-ЕСТЬ-Я, Переживающие Опыт, Социетально направленные. Тип Я-ЕСТЬ-Я представлен преимуществен но молодыми, для которых характерен эгоцентризм и индивидуализм. Второй тип отличается тем, что акцентирует переживание нового опыта. Для Социетально направленных характер но беспокойство об обществе в целом, они интересуются информацией о социальных проблемах. Они могут преуспевать в материальном плане, но их стиль жизни подчеркивает простоту. Еще два типа - Выживающие и Поддерживающие находятся на грани бедствия. Девятый тип - Интегрированные, самый малочисленный, представляет психологически зрелых людей, которые сочетают в себе лучшие качества первых шести типов. Они отличаются целенаправленностью Достигающих и восприимчивостью Социетально направленных и достигают гармонии в жизни.
Составитель рекламы должен хорошо ориентироваться в этой типологии - учитывать различную мотивацию представителей разных типов как потребителей. Так, например, покупка <мерседеса> для Достигающего связана с желанием повысить свой социальный статус, а для Социетально направленного - с надежной репутацией этой марки (Кеат% А., ВЬ>ии ТН. 1991).
Информация о работе Типы коммуникации. межличностная коммуникация