Сталинизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:25, реферат

Описание работы

Сталинизм наложил тяжелый отпечаток на экономическую науку, и прежде всего на теоретическую политическую экономию. Пожалуй, именно эта наука наряду с философией и историей оказалась наиболее деформиро¬ванной применительно к идеологи¬ческому обслуживанию сталинского режима. Сталинизм не просто обескровил экономи¬ческую науку, не просто навязал ей постоянное присутствие своих бездарных и невежест¬венных клевретов, но он действительно сформировал специфическое, адекватное своим идеологи¬ческим задачам экономическое мышление и при всей антинаучности, при всей мистифици¬рован¬ности строя этого мышления сумел воплотить его в некое подобие научной системы, сконструиро¬ванное экономистами по заданию высшего эшелона политической власти.

Работа содержит 1 файл

Сталинизм наложил тяжелый отпечаток на экономическую науку.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Развязав кампанию «борьбы с космополитами», заставив замолчать экономическую науку, которая в первые послевоенные годы, казалось, едва стала приходить в себя от безмолвия 30-х, сталинизм по сути дела защищал правильность своего выбора, правильность того тяжелого и безысходного пути, на который он толкнул страну с отказом от нэпа, — пути непрерывного соревнования со всем миром, непрерывного перенапряжения сил народа, подавления творчества, самостоятельности, инициативы. По этому пути он намерен был гнать страну и дальше. Этой цели служило обращение к самым темным инстинктам и предрассудкам масс, ставка на наиболее безнравст­венную и профессионально несостоя­тельную часть интеллигенции.

В экономической науке «борьба с космополитами» должна была обрушиться в первую очередь на только что разгромленную школу экономистов-международников. Грубым оскорблениям вновь подверглись Е.С.Варга и его сотрудники по бывшему Институту мирового хозяйства и мировой политики. Нужно отдать должное  руководителям Института экономики – директору  института К.В.Островитянову и секретарю партбюро И.А.Анчишкину, которые сделали все возможное, чтобы сбить волну проработок и не дать повода для репрессий против экономистов. Именно в таком духе («сбить волну») был выдержан доклад А.И.Пашкова (март 1949 г.), посвященный «борьбе с буржуазным космополитизмом» в Институте экономики (но не с космополитами, которых, как говорилось в докладе, в Институте нет, хотя и есть отдельные ошибки «в духе космополитизма»).

Травля и проработки 40-х – начала 50-х гг. привели экономи­ческую науку в состояние, близкое к анемии. Книг и брошюр почти не появлялось, статьи в журналах представляли собой, как правило, собрание цитат классиков (главным образом – из высказываний живого классика) и восторженных комментариев к ним. В ноябре 1951 г. ЦК КПСС проводил дискуссию, посвященную обсуждению макета учебника полити­ческой экономии. На вопрос председательст­вовав­шего на дискуссии Маленкова, почему экономисты не дают серьезных исследований по советской экономике, директор Института экономики К.В.Островитянов ответил, что научная работа стала невозможна в обстановке недоверия и непрерывных проработок.

Смерть Сталина разрядила обстановку, а начавшаяся в середине 50-х гг. хрущевская оттепель вывела экономическую науку из глубокого тупика, который грозил ей полным распадом, профессиональной и нравст­венной деградацией. Однако это далеко еще не означало преодоления наследия сталинщины в экономическом мышлении. Но рассказ об экономической науке послесталинского периода выходит за рамки нашей статьи.

 



Информация о работе Сталинизм