Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:34, реферат
Многие политологи в наши дни активно исследуют проблему коммуникации и информации, ибо они необходимы для функционирования политической.системы и представляют ее очень важный, динамичный элемент — информационно-коммуникативную подсистему.
Политическая коммуникация есть процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Идет непрерывный процесс взаимообмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях.
Средства
массовой коммуникации
как элемент политической
системы общества
Многие политологи в наши дни активно исследуют проблему коммуникации и информации, ибо они необходимы для функционирования политической.системы и представляют ее очень важный, динамичный элемент — информационно-коммуникативную подсистему.
Политическая коммуникация есть процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Идет непрерывный процесс взаимообмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях.
Особое
место в политической коммуникации
занимает обмен информацией между
правителями и управляемыми с
целью добиться их согласия. Действительно,
любой правитель стремится
Политическая коммуникация отвечает фундаментальной потребности политической системы: для политической системы она то же, что кровообращение для организма человека.
Коммуникация в широком смысле слова — все виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов. Язык жестов, дорожные знаки, государственная и политическая символика, правила этикета и пр. — все это несет необходимую для социализации индивида информацию.
Понятия
«массовая коммуникация», «массовая
информация» активно вошли в
язык XX столетия. Связано это, во-первых,
с осмыслением социологами
Многие
поколения наших предков
Зарождение действительно массовой информации связывается с появлением бумаги и печатного станка.
Подлинный
переворот в области
Сейчас трудно представить себе повседневное существование без телефона, хотя телефон, изобретенный в 1870 г., еще сто лет назад казался ненужной роскошью. То же самое можно сказать и о радио, появившемся благодаря изобретениям итальянца Маркони и нашего соотечественника А. С. Попова.
XX
век подхватил эстафету
Производство
компьютеров, появление модельной
связи, информационных сетей повлияло
на структурное изменение
Индустрия
коммуникации и информации приобретает
в 'некоторых странах такой
Существует
точка зрения, что экономика будущего
будет опираться главным
«Коммуникационный
взрыв» обусловил появление
Понятна эйфория, порождаемая мощным прорывом человечества к новым возможностям осуществления своего потенциала и решения многих задач интенсификации производства, роста его производительности, увеличения интеллектуальной емкости продукции. Средства массовой информации и коммуникации, несомненно, изменили культурный ландшафт мирового сообщества: способствовали интернационализации духовного опыта отдельных стран и народов, дали возможность поставить ряд глобальных проблем как общечеловеческих (например, экология, угроза ядерной войны), заставили глубже осознать единство человеческого рода при всем его многообразии.
Вместе с тем средства массовой информации и коммуникации, конечно, не могут рассматриваться как панацея, палочка-выручалочка от всех человеческих бед. Политические, социальные и экономические противоречия очень быстро проявили себя и по вопросу о средствах массовой информации.
70-80-е
гг. XX столетия прошли под знаком
политической борьбы за
Противоречия в сфере обмена информацией получили развитие в отношениях и между развитыми странами Министр культуры Франции возглавил общенациональную кампанию против «культурной экспансии» США, «американизации» французской культуры. В результате были приняты специальные законы, регулирующие соотношение американских и французских фильмов в кинотеатрах, меры государственной поддержки национального кинематографа.
Высокоразвитая
индустрия кино в США делает возможным,
таким образом, использовать ее и
в политических целях. Известно, что
многие американские фильмы продаются
прокату, к примеру, в Египте, Сирии,
России и многих других странах за
символическую цену, ибо более
важным представляется завоевание максимально
широкого сектора рынка идей и
ценностей. Стремление к культурной
самоидентификации нации и
В
политической системе функции
В определенном смысле информация правит миром. Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентации. Какими средствами распространяется, передается информация?
Можно выделить три способа коммуникации.
Более
подробно остановимся на анализе
коммуникации через средства массовой
информации. СМИ являются одним из
важнейших институтов современного
общества. Они выполняют многообразные
функции, в том числе информирования
населения о событиях, происходящих
в стране и мире; образования и
социализации; рекламы; развлечений; научного
и культурного просветительства
и т. д. Средства массовой информации
оказывают влияние почти на все
сферы и институты общества, включая
политику, образование, религию и
т. д. С помощью СМИ массовая культура
в различных ее вариантах формируется,
распространяется и сохраняется. Очевидно,
что они играют важную роль в формировании,
функционировании и эволюции общественного
сознания. Более того, восприятие и
интерпретация важнейших
Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.
Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают; тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.
Особенность СМИ состоит в том, что они обладают способностью прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты, как церковь, школа, семья, политические партии и организации и т. д. Эта их способность используется политическими деятелями, политическими партиями и т. д. СМИ выступают активным субъектом политической жизни и в такой роли могут многое.
В
течение долгого времени
Значительно
расширили возможности
Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, чем для радио, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. В настоящее время оно. став доминирующим средством массовой информации, обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в стране и в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.
Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных реализовать многообразные задачи информирования населения о происходящих событиях и явлениях в каждой конкретной стране и во всем мире. В этом качестве СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.
Информация о работе Средства массовой коммуникации как элемент политической системы общества