Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать способы улучшения коммуникационного процесса.
Задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические аспекты коммуникаций в организации;
2) выявить трудности при развитии коммуникаций;
3) рассмотреть основные способы совершенствования коммуникативных отношений в организации.
Введение……………………………………………………………………………...…………..2
Глава 1. Теоретические основы коммуникационного процесса в организации…………..…3
1.1. Понятие и функции коммуникаций…………………………………………………..…….3
1.2. Виды коммуникаций……………………………………………………………………..….5
1.3. Коммуникационный процесс……………………………………………………………….9
Глава 2. Совершенствование системы коммуникаций в организации………………...……14
2.1. Трудности в развитии коммуникативных отношений…………………………………..14
2.2. Виды и способы совершенствования коммуникативных отношений в организации…17
Заключение………………………………………………………………………………..…….22
Список используемой литературы…………………………………...………………………..21
Курсовая работа на тему «Совершенствование коммуникационных процессов в организации»
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы коммуникационного процесса в организации…………..…3
1.1. Понятие и функции коммуникаций………………………………………………
1.2. Виды коммуникаций………………………………………………
1.3. Коммуникационный процесс……………………………………………………………
Глава 2. Совершенствование системы коммуникаций в организации………………...……14
2.1. Трудности в развитии коммуникативных отношений…………………………………..14
2.2. Виды и способы совершенствования коммуникативных отношений в организации…17
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………...…………
Введение
Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.
Коммуникация стала темой исследований сравнительно недавно не потому, что древние народы были в неведении о ее важной роли, а потому что все «знали» о ее необходимости и принимали участие в распространении информации. Бернанд был одним из первых и, по крайней мере, одним из наиболее известных авторов, кто серьезным образом рассматривал коммуникацию на крупных предприятиях. Он рассматривал ее как средство, с помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели. Это до сих пор остается основной функцией коммуникации. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой - формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и самоуправление.
Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства. Согласно исследованиям руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля.
Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем менеджера.
Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. В своей работе я попытаюсь выявить, какие функции выполняют коммуникации, какие виды коммуникаций встречаются в менеджменте и какими способами можно сделать коммуникации эффективными.
Цель курсовой работы – проанализировать способы улучшения коммуникационного процесса.
Задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические аспекты коммуникаций в организации;
2) выявить трудности при развитии коммуникаций;
3) рассмотреть основные способы совершенствования коммуникативных отношений в организации.
Глава 1. Теоретические основы коммуникационного процесса в организации
1.1. Понятие и функции коммуникаций
Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.
Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.
По преданию одного из африканских племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца. Мудрый африканский бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет соплеменников. Такую же функцию «коллективного организатора» выполнял вечевой колокол на Руси.
Один из руководителей американской фирмы «Сирс», сумевший увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долл. в год, так объяснил свою причину успеха: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело – улучшить коммуникацию».[1]
Каждая организация пронизана сетью информационных каналов, которые предназначены для сбора, анализа и систематизации информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно во внешнюю среду.
Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка (животные тоже обладают звуковыми и двигательными средствами обмена информацией, однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде»).
Язык является важнейшим средством человеческого общения. Коммуникация может иметь место лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, то есть они говорят на одном языке и у них имеется общий социальный опыт.
Пример: фирма «Дженерал моторс» выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его специально для латиноамериканцев – «Чеви нова». Модель не пошла на рынке. Проводя исследование, фирма, к своему ужасу, установила что слово «нова» по-испански означает «она не едет».
Главная цель коммуникации – обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).
Используя язык, менеджер устанавливает контакт с клиентами и подчиненными, мотивирует на выполнение тех или иных действий, выражает свое отношение.
С помощью профессионального языка менеджер осуществляет управленческое воздействие и взаимодействует с персоналом.
Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности – они отражают одну из ценностей человека. Не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.
По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений можно разделить на:
- сообщения информирующего характера;
- сообщения инструктирующего характера;
- сообщения мотивирующего характера.
Очевидно, что множество сообщений содержат в себе признаки каждого из этих трех типов.
Коммуникации проявляются, главным образом, в наличии информационных связей. Если они нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникации.
Информация – это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводиться полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет личностный фактор. При одинаковой информации коммуникации складываются различным образом.
Эти два аспекта коммуникации – информационный и личностный – необходимо обязательно учитывать в менеджменте.
Управление не только опирается на коммуникации, но и создает коммуникации.
При формировании и управлении коммуникациями необходимо определить, к какому виду относятся коммуникации.
Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это – семантическая (смысловая сторона). Но эта передача, в конечном счете, влияет на поведение человека, его действия и поступки, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика коммуникаций в том, что они являются средством взаимодействия психических миров людей друг с другом. Коммуникации выполняют три основные функции: информационно-коммуникативную; регулятивно-коммуникативную; эмоционально-коммуникативную.
Информационно – коммуникативная функция
Раскрывается в процессах передачи и приема информации партнерами по общению.
Не просто передается – принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения.
Выравнивание различий в исходной информированности партнеров.
Стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их.
Выразить свое согласие или несогласие.
Прийти к определенным согласованным или новым результатам.
Регулятивно – управляющая функция
Проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения, может быть представлена как возможность:
регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей;
взаимной “подстройки” действий;
оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.
Эмоционально – коммуникативная функция
Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека.
Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей.
Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.
В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.
Аутокоммуникация
Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания. Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания.
1.2. Виды коммуникаций
Коммуникации можно классифицировать по множеству различных показателей. По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношения с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем размещении, возможностях карьеры, льготах и т.д.
Используя лоббистов и делая различные взносы в пользу разных политических групп, комитетов, организация пытается влиять на содержание различных законов и постановлений. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.
Основную роль в организации играют коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем, подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, рекомендуемых процедурах и т.д. Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низшего уровня на высший может существенно влиять на производительность. В одном реальном примере инженер разработал более эффективный способ раскроя листового металла для крыльев самолета, и сообщает о своей идее непосредственному начальнику. Если руководитель решил поддержать предложение инженера, он сообщает об этом на следующий, более высокий уровень управления. Изменение требует одобрения со стороны управляющего заводом или управляющего производственными операциями на более высоком уровне. Налицо ситуация, когда нечто, возникшее на низшем уровне организации, должно подняться на самый верх, последовательно пройдя все промежуточные уровни управления. Этот пример показывает обмен информацией, происходящий ради повышения конкурентоспособности организации за счет увеличения производительности.
Информация о работе Совершенствование коммуникационных процессов в организации