Русские и американские культурные ценности. Сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Целью работы – анализ особенностей культур Америки и России на современном этапе. Основные задачи: рассмотреть тенденции и особенности обеих культур, выявить сходства и различия, охарактеризовать влияние обеих культур на друг друга. Особенность нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика россиян, заключается в том, что этот процесс протекает в сложных политических и идеологических условиях, расширения социальной самостоятельности и инициативы людей. Осуществление социокультурных процессов в нашей стране является делом трудным, сложным и неоднозначным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….....….……………3-4
Глава 1. Основные отличительные характеристики культур России и Америки…………………………………………………………………....….……. 5-13
1.1. Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации ……………………………..…………………………………….....5-6
1.2. Культурные ценности России.……………………...…………………..6-11
1.3 Ключевые ценности американской культуры…………………………11-13
Глава 2. Особенности процесса интеграции на современном этапе….....14-20
2.1 Восприятие одних и тех же культурных ценностей людьми разных культур……………………………………………………………………………..14-15
2.2 Американизация российской культуры.………….............................16-18
2.3. Сходства и различия культуры России и Америки.………………..18-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………

Работа содержит 1 файл

межк коммуникации.docx

— 63.25 Кб (Скачать)

В повседневной жизни люди часто сталкиваются с такими ситуациями, но сейчас границы непонимания начинают сглаживаться, так как слова «культура» утеряло свое первостепенное значение. Сейчас в процессе глобализации, культуры стран перемешались, а значит отношения  людей (их общение) стали намного  проще и понятнее.

 

2.3 Американизация российской культуры.

В последнее время проблемы американизации русской культуры становятся все острее. В России с каждым днем появляется все больше и больше элементов американской культуры, которые  прочно оседают в массовом сознании русского народа.

Проблема американизации русской культуры ведет свое начало еще со второй половины XX века. И  в настоящее время процесс  американизации России приобрел глобальные масштабы. Американизация по своей  сути преследует определенные политические цели, и поэтому внедрением элементов  своей культуры Америка воздействует на культуру России и сознание русских  людей.

  1. Язык.

Существенные изменения происходят и в русском языке. В связи с проникновением элементов американской культуры в Россию, появляется много заимствованных слов, преимущественно из английского языка. Это связанно с изменениями в сфере политической жизни, экономики, культуры и нравственной ориентации общества. Наблюдается небывалая экспансия иноязычной лексики во всех областях. Она заняла ведущие позиции в политической жизни страны, привыкающей к новым понятиям президент, инаугурация, спикер,  импичмент, электорат, консенсус и т. д.: иноязычные термины стали господствующими в самых передовых отраслях науки и техники – компьютер, дисплей, файл, мониторинг, плеер, пейджер, а также в финансово – коммерческой деятельности – аудитор, бартер, брокер и т. д.  В культурную сферу вторгаются бестселлеры, вестерны, триллеры, хиты и т. д. Бытовая речь живо принимает новые реалии с их нерусскими названиями – сникерс, твикс, гамбургер и т. д. Заимствованные слова очень быстро проникли в русскую речь и стали общеупотребляемыми. Русский язык - один из величайших и наибогатейших языков мира, который не нуждается в заимствовании американского сленга.

  1. Американская реклама и американские передачи,

Если раньше на телевидении  далеко не все попадало в эфир, то теперь на отечественных экранах  стала появляться американская реклама, американские передачи. Исчезла та жесткая цензура, которая существовала при советском режиме. На экраны телевизоров попадало все без разбора. То, что когда-то было недоступно, в одночасье появилось в русской культуре. На телевидении появляются передачи, заимствованные у американцев: ток-шоу, телемосты. На отечественном телевидении начали транслировать американские сериалы, американские боевики. Все это способствует растлению молодого покоения.

  1. Американские продукты

C распространением американской рекламы на телевидении, увеличился спрос на американские товары. В продаже появляются американские марки одежды, американская еда. Появляются заведения быстрого питания. Если раньше это были обычные столовые с традиционной русской пищей. То теперь в городах России начали появляться Бургеры, МакДональдсы. Так как это было для русского человека новинкой, то соответственно подобные заведения вызывали большой приток посетителей. В результате на прилавках супермаркетов и в рационе людей стали чаще появляться геномодифицированнные продукты (Coca-cola Mars, Orbit, Pringles), которые значительно ухудшают здоровье нации.

  1. Субкультуры.

Хип-хоп (англ. hip hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. Рэп очень быстро влился в русскую культуру и стал очень большой индустрией в шоу-бизнесе.

Также в культуру России из Америки проникли такие  субкультуры, как рейверы, скинхэды, эмо, готы, панки, чье появление отразилось на культуру России не очень хорошо (особенностями многих субкультур- принятие наркотиков или

В отдельную субкультуру  выделяют гламур (англ. glamour, собственно «шарм», «очарование», «обаяние») — собирательное обозначение роскошного стиля жизни, всего, что обычно изображается на обложках дорогих модных журналов; близости к общепринятым стандартам роскоши, шика, внешнего блеска. В качестве синонима слова гламур применительно к модным журналам часто используется жаргонный термин глянец.

         Сначала гламуром пропитались светские люди. А так как телевидение каждый день рассказывает об этом, то соответственно это проявляется в повседневной жизни. Образ глупой девочки-блондинки в розовой одежде и с маленькой собачкой проникает в массы.. Появляется своеобразный гламурный сленг.  Главная цель представителей этого направления – следовать идеалам, создаваемым глянцевыми журналами. Первым глянцевым, читай гламурным, журналом на просторах отчизны стал «Cosmopolitan», за ним последовали «Vogue» и собственно «Glamour». Модные диеты, рекомендации по стилю, заметки на тему отношений между полами, огромное количество рекламы косметики и парфюмерии, а также дизайнерских домов – вот основные сегменты, на которые условно можно поделить такие журналы. Жить дорого, соответствуя гламурному образу стилю жизни, становится чуть ли не главной жизненной целью многих россиян.

Американская культура внедрилась во все сферы культуры и повседневной жизни людей: это культура питания, это телевидение, это мода и прочие стороны жизни. Русские люди следуют  тому стилю и образу жизни, что диктует Америка, а не то, что сохранила многовековая русская культура.

 

2.3 Сходства и различия культуры России и Америки.

Рассмотрев русские и  американские культурные ценности, можно провести сравнительный анализ: где русские схожи с американцами, а где нет?

Для сравнения можно взять несколько ценностей, которые наиболее часто проявляются в межкультурных коммуникациях (деловое общение):

    • коллективизм - индивидуализм;
    • ориентация на людей, участвующих в совместной деятельности, - ориентация на само дело;
    • демократизм - авторитаризм;
    • полиактивность - моноактивность;
    • высокая зависимость от культуры - низкая зависимость от культуры;
    • эмоциональность - рациональность

1)Инициативу строительства  в России проявляло государство,  в Америке - индивид. В России  первично Целое (коллективизм), а  граждане - функции Целого. В США  первичен гражданин, из их множества складывается Целое.

Оба архетипа схожи обширным пространством. Только в России это  чувство бескрайнего простора, незавершенности, не случайно модель-схема России, предложенная Г. Гачевым8 - знак «бесконечности». В США пространство - ощущение «открытых возможностей», простор для деятельности, ее схема это «$» - направление вверх, подобно американским небоскребам.

2)Для США характерно  ориентация на дело. Акцент, даже  среди друзей делается на конкуренцию и высокие результаты. В России при управлении менеджеры ориентируются на человека, на развитие отношений между сотрудниками организации. Для них главнее сохранить команду, чем достигнуть какой-либо цели.

3)Для США характерна  низкая степень дистанции власти. В работе иерархия не воспринимается  как естественное состояние или  единственно возможный базовый  принцип построения организационной  структуры. Иерархия - это всего  лишь временное ролевое неравенство,  нужное для удобства управления  повышающее его эффективность.  Поэтому руководитель, едва выйдя  из офиса, обычно перестает  быть боссом для подчиненных и превращается в «обычного человека». В связи с этим лучший босс - это грамотный и наделенный дополнительными ресурсами демократ. Восприятие иерархии как временного ролевого неравенства обуславливает иной характер взаимодействий босс - подчиненный. Разницы между приятелем и коллегой в Америке практически не существует. На работе все за редким исключением называют друг друга по имени. Для России характерно преобладание авторитарных руководителей. В организации начальник выстраивает строгую административную иерархию, где за каждым работником жестко закреплены его трудовые обязанности.

4)Американцы весьма моноактивны, т.е. делают в данный промежуток времени одно дело, полностью сосредотачиваются на нем и выполняют по заранее составленному графику. Американцы систематически планируют свое будущее, работают в фиксированное время, при разговоре редко перебивают, уважают официальность. Русские в основном полиактивны - стараются делать сразу несколько дел, не закончив одно дело, переключаются на другое.

5) В отличие от американцев  россияне при принятии решений  более зависимы от культуры. Для  русских важно мнение социального  окружения и соблюдение традиций.

6) Американцы рациональны  и практичны во всем, что бы  они ни предпринимали. Для них такие черты характера представляются едва ли не самым главными. Русские многие поступки совершают, полагаясь только на интуицию, эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данном реферате была рассмотрена  очень интересная тема - культурные ценности России и Америки.

Были изучены культурные особенности обеих культур, найдены  их сходства и различия в международных  коммуникациях и была проанализирована ситуация на данный момент, с точки  зрения распространения влияния  американской культуры на Россию. Безусловно, для современного мира характерны интеграция экономической, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющие объективный характер, или проявления роста культурных коммуникаций с развитием форм человеческой деятельности. Все это неизбежно приводит к росту влияния культур друг на друга. И все это имеет положительный характер.

Но, к сожалению, сейчас российская культура подвержена вестернизации. И это целенаправленное навязывание чужой культуры приводит к потере своей культурной самобытности.

И, на мой взгляд, основная задачи россиян -  не растерять все то, что было сформировано веками нашими предками: традиции, язык, черты русского национального характера и многое другое, что придавало, придает и будет придавать России статус великой культурной державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) -1992 – Ст.3
  2. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством / Г.Д. Гачев. - М.: Раритет, 1997. - 680с
  3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
  4. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т.,Культурология: учеб. пособие /. - М.: ИНФРА-М:  ИД ФОРУМ, 2010. - 480 с.
  5. Золкин А.Л., Культурология /.ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 583 с.
  6. Кондаков И.В. Культура России. Ч.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. _ 2-е изд., испр.- М.: Университет, 2000. - 300 с.
  7. Манохова И. Цена менталитета// «Роман-журнал ХХ I век»-№3
  8. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Рress, 1951, р. 411
  9. http://marginalnost.ru/map
  10. http://ru.wikipedia.org
  11. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/russkaya-kultura.html

 

 

 

Глоссарий

1.Культурные ценности - по законодательству Российской Федерации -

- нравственные и эстетические  идеалы;

- нормы и образцы поведения; 

- языки, диалекты и  говоры;

- национальные традиции  и обычаи;

- топонимы;

- фольклор;

- художественные промыслы  и ремесла; 

- произведения культуры  и искусства; 

- результаты и методы  научных исследований культурной  деятельности;

- имеющие историко-культурную  значимость здания, сооружения, предметы  и технологии;

- уникальные в историко-культурном  отношении территории и объекты.

2.Религиозный фундаментализм - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных на эмансипацию, науки, культуры и общественной жизни от религии.

3.Вестернизация - целенаправленное навязывание англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры.

4.Американизация - влияние США на культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран

5.Сравнительный анализ - научный метод познания действительности, исследовательская стратегия, в соответствии с которой изучение проводится за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития.

 

Тест.

Обведите в кружочек правильный ответ.

  1. Кто дал такое определение ценностям: «Ценности - сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем».

А) К. Клакхон и Ф. Стродбек

Б) В. Воробьев

В) Д. Фрезер

2) На сколько групп  принято делить культурные ценности:

А) на две

Б) на три

В) на четыре

3) Какие ценности свойственны американскому человеку (несколько правильных ответов)

А) Материальный комфорт

Б) Терпение и страдание

В) Уважение общины

Г) Активность и труд

4) Эта молодёжная субкультура  появилась в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (рэп), свой сленг, своя мода, танцевальные стили (брейк-данс), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. Эта субкультура:

А) Гламур

Б) Эмо

В) Скинхэды

Г) Хип-хоп

5) Каким знаком обозначается  России обширное пространство, предложенный Г. Гачевым:

А) « знак $»

Б) «знак «бесконечности»

Информация о работе Русские и американские культурные ценности. Сравнительный анализ