Русские и американские культурные ценности. Сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Целью работы – анализ особенностей культур Америки и России на современном этапе. Основные задачи: рассмотреть тенденции и особенности обеих культур, выявить сходства и различия, охарактеризовать влияние обеих культур на друг друга. Особенность нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика россиян, заключается в том, что этот процесс протекает в сложных политических и идеологических условиях, расширения социальной самостоятельности и инициативы людей. Осуществление социокультурных процессов в нашей стране является делом трудным, сложным и неоднозначным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….....….……………3-4
Глава 1. Основные отличительные характеристики культур России и Америки…………………………………………………………………....….……. 5-13
1.1. Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации ……………………………..…………………………………….....5-6
1.2. Культурные ценности России.……………………...…………………..6-11
1.3 Ключевые ценности американской культуры…………………………11-13
Глава 2. Особенности процесса интеграции на современном этапе….....14-20
2.1 Восприятие одних и тех же культурных ценностей людьми разных культур……………………………………………………………………………..14-15
2.2 Американизация российской культуры.………….............................16-18
2.3. Сходства и различия культуры России и Америки.………………..18-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………

Работа содержит 1 файл

межк коммуникации.docx

— 63.25 Кб (Скачать)

Справедливость — еще  одна ценность русской культуры, важная для жизни в коллективе. Изначально она понималась, как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве (мужчин) по отношению к земле. Эта ценность является инструментальной, но в русской общине она стала целевой. Члены общины имели право на свою, равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая справедливость и была Правдой, ради которой жили русские люди. В знаменитом споре правды-истины и правды-справедливости именно справедливость одерживала верх. Для русского человека не так уж важно, как было или есть на самом деле; намного важнее, что должно быть. Именно с позиций вечных истин (для России эти истины были правдой-справедливостью) оценивались мысли и поступки людей.

Отсутствие индивидуальной свободы определялось тем, что в  русской общине с ее равными наделами было просто невозможно проявиться индивидуализму. Человек не был собственником  земли, не имел права ее продавать, не был волен даже в сроках посева, жатвы, в выборе того, что можно  культивировать на земле. В такой  ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство, которое на Руси совсем не ценилось. Не случайно Левшу были готовы принять в Англии, но он умер в полной нищете в России.3

Богатство не могло стать  ценностью в ситуации господства идеи равенства и справедливости. Не случайно в России так хорошо известна пословица: «Трудом праведным  не наживешь палат каменных». Стремление к увеличению богатства считалось  грехом. Так, в русской северной деревне  уважали торговцев, искусственно тормозивших  торговый оборот.

Труд сам по себе также  не был ценностью на Руси. Конечно, труд не отвергается, везде признается его полезность, но он не считается  средством, автоматически обеспечивающим осуществление земного призвания человека и правильное устроение его души. Поэтому в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место: «Работа не волк, в лес не убежит». Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа. Это всегда стимулировало творческое начало в человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на накопление богатства труде, но легко трансформировалось в чудачество или работу на удивление окружающих (изобретение крыльев, деревянного велосипеда, вечного двигателя) т.е. совершались действия, не имевшие смысла для хозяйства. Наоборот, часто хозяйство оказывалось подчиненным этой затее.

Уважение общины нельзя было заслужить, просто став богатым. Но только подвиг, жертва во имя «мира» могли  принести славу.

Терпение и страдание  во имя «мира» (но не личное геройство) — еще одна ценность русской культуры, иначе говоря, цель совершаемого подвига  не могла быть личной, она всегда должна быть вне человека. Широко известна русская пословица: «Бог терпел, да и нам велел». Не случайно первыми  канонизированными русскими святыми  стали князья Борис и Глеб; они  приняли мученическую смерть, но не стали сопротивляться своему брату, князю Святополку, захотевшему их убить. Смерть за Родину, гибель «за других - своя» приносили герою бессмертную славу. Не случайно в царской России на наградах чеканились слова: «Не нам, не нам, но имени Твоему».

Терпение и страдание  — важнейшие принципиальные ценности для русского человека наряду с последовательным воздержанием, самоограничением, постоянным жертвованием собой в пользу другого. Без этого нет личности, статуса, уважения окружающих. Отсюда проистекает вечное для русского человека желание пострадать — это желание завоевания внутренней свободы, необходимой, чтобы творить в мире добро, завоевать свободу духа. Русский человек может вытерпеть очень многое, если он знает, зачем это нужно.

Ценности русской культуры постоянно указывают на ее устремленность к некоему высшему, трансцендентному смыслу. Для русского человека нет  ничего более волнующего, чем поиски этого смысла. Ради этого можно оставить дом, семью, стать отшельником. Для русской культуры в целом таким смыслом становится русская идея, осуществлению которой русский человек подчиняет весь свой образ жизни. Поэтому исследователи говорят о присущих сознанию русского человека чертах религиозного фундаментализма. Идея могла меняться (Москва — третий Рим, имперская идея, коммунистическая, евразийская и т.д.), но ее место в структуре ценностей оставалось неизменным. Кризис, который сегодня переживает Россия, во многом связан с тем, что исчезла объединявшая русский народ идея, стало неясно, во имя чего мы должны страдать и унижаться. Залог выхода России из кризиса — обретение новой фундаментальной идеи.

Перечисленные ценности противоречивы. Поэтому русский одновременно мог  быть храбрецом на поле боя и трусом в гражданской жизни, мог быть лично предан государю и одновременно грабить царскую казну (как князь  Меншиков в петровскую эпоху), оставить свой дом и пойти воевать, чтобы  освободить балканских славян. Высокий  патриотизм и милосердие проявлялись  как жертвенность или благодеяние (но оно вполне могло стать «медвежьей услугой»). Очевидно, это позволило  всем исследователям говорить о «загадочной  русской душе», широте русского характера, о том, что «умом Россию не понять»

 

1.3 Ключевые ценности американской культуры.

Чем объяснить популярность фильмов с героями вроде Джеймса  Бонда,4 Рэмбо5 и Эрин Брокович6? Каждый из них — воплощение индивидуальности, поскольку полагается на личные навыки и находчивость, чтобы противостоять «системе». Приветствуя таких персонажей, мы одобряем определенные ценности, некие культурные стандарты, которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Например, поскольку у большинства взрослых американцев есть общая ценность, заключающаяся в предоставлении всем и каждому равных возможностей, оно полагает, что обладающая должной квалификацией женщина может быть президентом США. Однако в такой большой и разнородной стране, какой являются США, лишь немногие культурные ценности и убеждения разделяются всеми без исключения. Долгая история иммиграции превратила Соединенные Штаты в мозаику культур. В этом смысле эта страна отличается от многих стран, которые более однородны в культурном отношении.

Хотя культура США не единообразна, американский социолог Робин Уильямс выделил 10 ценностей, которые широко распространены и, по мнению многих, составляют ядро американского образа жизни: 7

1. Равные возможности.  Жители США одобряют не равенство  положения, а равенство возможностей. Это означает, что каждому общество  должно обеспечивать шанс преуспеть  в соответствии с его индивидуальными  талантами и усилиями.

2. Достижения и успех.  Американский образ жизни побуждает  к соревнованию, благодаря которому  получаемое человеком вознаграждение  отражает его персональные заслуги.  Более того: успех придает людям  ощущение их собственной значимости  — наделяет мантиями «победителей». 

3. Материальный комфорт.  В США успех по преимуществу  состоит в том, чтобы делать  деньги и получать удовольствие  от приобретаемого на них. Хотя иногда можно слышать, что «счастья не купишь», большинство все равно продолжает стремиться к достатку.

4. Активность и труд. Популярные  в США герои, начиная с вымышленного  археолога Индианы Джонса и  заканчивая чемпионом по гольфу  Тайгером Вудсом, являются «делателями», которые доводят задуманное до конца. В американской культуре ценятся не рефлексия и не пассивное принятие своей судьбы, но действие и контроль над событиями.

5. Практичность и эффективность.  Американцы ценят практику больше  теории, или предпочитают действие  мечтам. Деятельность ценна в  той мере, в какой она позволяет зарабатывать деньги. Родители говорят своим детям: «Главное — то, что поможет тебе получить работу!»

6. Прогресс. Американцы —  оптимисты, вопреки ностальгии, верящие,  что настоящее лучше былого. Они прославляют прогресс, приравнивая «новейшее» к «наилучшему».

7. Наука. От науки и  передовых технологий американцы  ждут решения проблем и улучшения  нашей жизни. Жители Америки считают себя рациональными людьми, чем, видимо, объясняется одна тенденция американской культуры (особенно заметная среди мужчин) — придавать меньшее значение эмоциям и интуиции как источникам познания.

8. Демократия и свободное  предпринимательство. Члены американского  общества признают права индивидов,  которые не должны попираться  правительством. Американцы считают, что справедливая политическая система основывается на свободных выборах, в ходе которых взрослые избирают своих лидеров, а также на экономике, которая реагирует на предпочтения отдельных потребителей.

9. Свобода. Под американской культурной ценностью свободы понимается то, что индивидуальной инициативе придается значение большее, чем коллективному конформизму. Хотя известно, что каждый имеет свои обязанности перед другими, американцы считают, что люди должны быть свободными в преследовании своих персональных целей, а вмешательство со стороны государства — минимальным.

10. Расизм и групповое  превосходство. Несмотря на строгие  представления об индивидуализме  и свободе, большинство американцев  продолжают оценивать человека  с позиции гендерной, расовой,  этнической и классовой принадлежности. Вообще, культура США мужчин ставит  выше женщин, белых — выше цветных,  выходцев из стран Северной  и Западной Европы — над  теми, чьи предки приехали из  иных краев, богатых — выше  бедных. Хотя американцы предпочитают  говорить о себе как о нации  равных, мало кто сомневается, что некоторые «более равны, чем другие».

Глава 2. Особенности процесса интеграции на современном этапе.

2.1 Восприятие одних и тех же культурных ценностей людьми разных культур.

В процессе межкультурных  контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур. Среди громадного числа  разнообразных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру  оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна.

Рассмотрение культуры как  системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования  и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной  коммуникации наиболее важное значение имеет сфера быта, поскольку формирование системы ценностей начинается еще в детстве, когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства.

Культурные ценности, как  уже было отмечено, в жизни каждого  человека имеют разное значение. Поэтому  одни люди являются приверженцами ценностей  коллектива, а другие — ценностей  индивидуализма. Так, человек в США  в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Россия, люди в  первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Когда люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания. Например, проводя деловые переговоры с русскими, американцы назначают  сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, и, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден. В то время как, в большинстве русских фирм царит коллективная ответственность за результаты любого дела.

Какие ценности имеют для  людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, вызывающие чувство обиды, оскорбления.

Исключить ситуации непонимания  и добиться положительных итогов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентации партнера. Это  знание помогает предсказать его  поведение, цели, желания; оно обеспечивает успех в общении даже с незнакомыми  людьми. Например, американский юноша-студент  познакомился с кавказской девушкой, приехавшей вместе со своим братом учиться в США. Допустим, юноша  знает ценности кавказского общества, в таком случае он знает, что мужчина  считает своим долгом защищать добродетель  своей сестры. Во взаимоотношениях с девушкой в его поведении  не должно быть и намека на возможный  сексуальный контакт. Если же юноша-американец не знает ценностей общества девушки, он не будет скрывать, что ему  она нравится, и своими откровенными намеками непреднамеренно нанесет  оскорбление.

Информация о работе Русские и американские культурные ценности. Сравнительный анализ