Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:30, контрольная работа
Массовая коммуникация тесно связана с "паблик рилейшнз" (ПР) — "связями с
общественностью", возникшими в США в 1903 г. «Сейчас 80% из 300 крупнейших компаний США имеют отдел "паблик рилейшнз" и одноименный курс преподается в 350 колледжах. В России эта деятельность получила новый "импульс в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем, таких, как экология, этика, религия, образование, культура и др. »В понятии "общественные связи и отношения", отражена специфика когнитивного и прагматического уровней деятельности
Введение………………………………………………………………………. 3
Общие характеристики коммуникаций………………………………. 4
Коммуникация как процесс…………………………………………… 6
Изменение роли коммуникаций в информационном обществе……. 10
Вывод…………………………………………………………………………..15
Список литературы
Как видим, два типа систем будут требовать разных коммуникативных потоков для своего осуществления, что отражается в том числе в выделении своих типов говорящих. В целях общих ориентиров можно отметить, что тоталитарные системы тяготеют к инерционности, демократические — к инновациям.
Интересно, что перед нами общее отражение проблемы перехода от коллективного к индивидуальному мышлению. Например, для развития человеческого общества является характерным постепенный уход от обязательной публичности некоторых аспектов жизни[2, с. 22].
Следует
отметить также принципиальную разнонаправленность
интересов рекламы и паблик рилейшнз
как типов коммуникации. Реклама
является прямым вариантом коммуникации,
паблик рилейшнз заинтересованы в косвенном
воздействии. Реклама работает на платных
страницах газет, паблик рилейшнз - на
бесплатных. Реклама порождает благоприятные
сообщения, паблик рилейшнз — благоприятные
контексты. Но в любом случае этот новый
тип прикладных коммуникаций стал играть
в современном обществе очень важную роль.
Специалистов в этой сфере, например, в
США, больше, чем журналистов[2, с. 24].
Когда работа с информацией/знаниями стала одной из производительных сил общества, появились страны (типа Японии), которые строят свое экономическое благополучие в значительной степени используя эту сферу. Иные интересы экономики извлекают другие типы инфраструктур. К примеру, Дж. Сакс в числе объяснений экономических результатов правления Б. Клинтона называет и вложения в науку, и расширение вовлеченности молодых американцев в получение высшего образования. Страна начинает "наращивать иные мускулы", создавая свое благополучие, опираясь на иные сферы. Э. Тоффлер говорит об информации как о сырье: "Для цивилизации Третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение"[12, с.33].
Все это в значительной степени связано с тем, что современное общество вышло на более сложный этап своей организации, требующий для успешного функционирования более совершенных процессов координации, в более серьезной степени опирающийся на информационные процессы. Аналогичный пример наблюдался в период возникновения письменности в Китае.
Конец двадцатого века вывел процессы коммуникации на новый уровень, когда в них в значительной степени оказались заинтересованными государства и в военной области. Речь идет о феномене информационных войн (операций). Впервые на эту тему заговорил Э. Тоффлер в своей теории типологии войн. Войны аграрного периода велись за территории, войны индустриального периода -за средства производства. Войны информационного века будут вестись за средства обработки и порождения информации/знаний. Э. Тоффлер назвал этот феномен войной Третьей волны[2, с. 24].
Американский военный аналитик Тимоти Томас суммировал набор угроз, вытекающих из данного развития информационных технологий. Анализ угроз очень важен для такой науки, как национальная безопасность, которая часто трактуется как менеджмент угроз. Таким образом существует набор из следующих угроз:
• информационные технологии представляют опасность для всех стран,
• при этом отсутствуют легальные механизмы противодействия им, одобренные всем международным сообществом,
• возникновение новых методов манипуляции восприятием, эмоциями, интересами и выбором,
• доступность больших массивов информации для всех (включая террористов).
Перед нами возник новый аспект роли коммуникации в обществе. Самой главной особенностью этого направления стал "отрыв" от конкретики требований момента с акцентом на более модельных представлениях, что надо и что должно быть. В конечном счете перед нами возник вариант психологического воздействия на разум противника[2, с. 25].
В
развитие этого направления О. Йенсен
призывает к переходу от теории сдерживания,
базирующейся на устрашении, к теории
стимулирования, убеждения, которое должно
применяться до, во время и после конфликта
[3].
Уже в то время он призывал отказаться от стратегий войн Второй волны как неэффективных в наше время.
Джордж Стейн, также один из представителей университета в Максвелле, трактует информационную войну как действующую в области того, как люди думают и как принимают решения. В качестве одного из возможных инструментариев он называет создание и передачу фиктивных сообщений, которые могут быть направлены как на массовую аудиторию, так и на индивидуальное сознание. Кстати, вспомним фразу Э. Тоффлера, что воображение будет столь же важным фактором, как и информация вообще.
Ричард Шафранский в качестве целей информационной войны называет системы знаний и представлений. Системы представлений при этом рассматриваются как максимально индивидуализированные. "Враг в реальности представляет из себя множество врагов, множество отдельных разумов" [4]. На стратегическом уровне удачная информационная кампания должна воздействовать на процесс выбора противника, соответственно, на его поведение. К примеру, воздействие на лидеров противника должно учитывать три ряда вопросов:
-
Каково отношение
- Что должны знать или во что должны верить лидеры противника по окончании информационной кампании?
-
Каков наилучший
Собственно уже в 1994 г. инструкции по психологическим операциям ВВС США требуют в числе своих задач "ввода информации для воздействия на мысли, эмоции и мотивы иностранных правительств, организаций, групп и индивидов. Исходя из этой цели, аналитики ВВС подвели под нее новый инструментарий[2, с. 27].
Характерным (и благотворным для дальнейших исследований) для представителей ВВС стало представление об информационном пространстве (инфосфере), где будет протекать будущее противоборство. Они пришли к подобному пониманию, в определенной степени экстраполировав возникновение внимания к воздушному пространству, которого как бы и не было до момента изобретения братьями Райт летающего аппарата. Информационное пространство также возникает как реальность после того, как человечество научилось создавать и эксплуатировать его. Новой задачей стал контроль этого информационного пространства для достижения соответствующего информационного доминирования[2, с. 27].
Очень выгодной чертой также был акцент на методологических основаниях, принятый в этих исследованиях. Дж. Стейн писал: "Следует развивать стратегическую теорию информационной войны, а технологии придут сами" [4].
В результате принятых подходов информационной войной считается любая атака против информационной функции, включая бомбардировку телефонной станции. А в отношении наступательных информационных операций подчеркивается, что они необязательно могут вестись в месте битвы или во время битвы, которую они призваны поддерживать. То есть, разведя их во времени и пространстве с реальными боевыми действиями, мы реально получаем действия в подлинно отдельном пространстве — информационном.
К информационной
войне современный мир
"Драматические визуальные картинки непосредственного человеческого конфликта и страданий более легко передать общественности, чем абстракции списка А, подобные возможности возникновения "веймарской России" или потенциального коллапса международной системы торговли и инвестиций" [5]. То есть особенности канала коммуникации и особенности восприятия информации человеком диктуют приоритеты, под которые начинает подстраиваться политика.
Современные страны, например, США, сталкиваются и с другими видами информационного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. При этом они не носят военного характера и по этой причине государство не имеет адекватной системы реагирования на них. Это могут быть разного рода информационные атаки с помощью масс-медиа, это может быть психологическое воздействие на все население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям. Кстати, общая схема всех этих рассуждений такова: чем сильнее становится страна в информационном отношении, тем более уязвимой может становиться ее информационная инфраструктура. Точнее можно сказать, что у страны появляются новые точки уязвимости, которых не было на предыдущем этапе ее развития.
Не менее значимым, чем воздействие на противника, является влияние на дружественную или нейтральную аудиторию. Мир полон стереотипов, которые часто являются невыгодными для той или иной национальности. Ведется активная борьба против подобных негативных представлений одной национальности в рамках массовой культуры другой.
Новый информационный мир по-иному выстраивает свои приоритеты, опирается на новые типы возможностей. И статус наук коммуникативного цикла непрерывно возрастает. В этой области также появились свои "глобалисты", замкнувшие на коммуникацию весь мир. Это Маршалл Маклюэн [7] и Элвин Тоффлер [8, 9, 10].
Концепцию
Э. Тоффлера мы уже обсуждали, а концепцию
М. Маклюэна можно описать несколькими
основополагающими идеями. Во-первых, это
повышение роли самого канала коммуникации,
который задает в ряде случаев само сообщение.
Маклюэн также подчеркивал, что современные
средства коммуникации уже передают не
столько само сообщение, сколько его автора,
например, имея в виду телевидение. Во-вторых, всеобщ
Подобные
концепции интересны еще и
тем, что моментально проникают
в массовое сознание, возможно, даже
изначально создаются не только в
расчете на специалистов.
Заключение
В рамках изучения коммуникации возможно построение разного рода моделей. Процессы коммуникации являются ключевыми в человеческой цивилизации, что обуславливает множественность возможных моделей коммуникации.
Коммуникации
стали неотъемлемой частью нашей жизни!
Наш современный бешеный ритм жизни уже
просто невообразим, да и пожалуй бессмыслен
без этого бесконечного потока информации,
сваливающегося на нас во всех своих проявлениях.
Нам необходимо быть постоянно на связи
с внешним миром! Так устроен современный
человек, современное общество. Коммуникации
стали смыслом нашей жизни. Коммуникации
- это то, что окружает нас везде и всюду.
Зачастую они решают жить нам мирно или
воевать, смеяться или плакать, любить
или ненавидеть, стремиться к чему то и
бороться или опустить руки и ждать когда
всё закончится… Их роль – пожалуй самая
важная роль в жизни как каждого человека,
так и общества в целом.
Список литературы:
Информация о работе Роль средств массовой коммуникации в обществе