Психология жестов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разную информацию. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных и духовных условий коммуникации.

Содержание

Введение 3
1. История изучения коммуникации. 4
2. Психология жестов. 6
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

коммуникации нов.docx

— 44.70 Кб (Скачать)

С этим заявлением Э. Барнува  можно согласиться, но оно нуждается  в уточнении. Как представить  себе "сотрудничество" разных наук в создании новой дисциплины? Теория коммуникации не может состоять из разделов, заимствованных из антропологии, искусствознания, педагогики и т.д. Чтобы познать сущность и структуру  универсума социальной коммуникации в  целом, требуется не суммирование, а  обобщение знания, добытого антропологией, искусствознанием, педагогикой, историей и т.д. Такое обобщение, т.е. получение  нового знания путем критического анализа, сопоставления, оценки, систематизации частных фактов и концепций, свойственно  не теории, а метатеории, такой как  наука о коммуникациях.

 

 

2. Психология жестов.

 

 Восприятие человека уникально и имеет одну очень важную особенность: он реагирует на быстро сменяющиеся внешние раздражения и воспринимает их не как последовательность каких то чувственных ощущений, а как обобщенный и целый образ. Наш мозг постоянно старается найти различия, внести порядок в кажущийся на первый взгляд беспорядок, дополнить недостающие фрагменты восприятия и т.д. Конечно это происходит очень быстро, и поэтому мы не осознаем этого процесса. Информация о внешности человека поступает к нам через органы чувств: зрения, осязания, слуха, обоняния. Но мы не выделяем какой-либо один фрагмент информации, если только он не выходит за рамки привычного, как правило мы воспринимаем собеседника как единое целое, как бы мгновенно все ощущения в единый общий образ, и у нас возникает впечатление об этом человеке. Впечатление, несмотря на то что оно «одно», фактически составлено из бесконечного количества нанизанных друг на друга и слившихся в единое целое частных впечатлений.

Таким образом, при взгляде  на человека мы последовательно замечаем, например, телосложение, позу, мимику, жестикуляцию, однако ощущаем этот процесс восприятия как «одновременный», так как завершается он очень  быстро. В тот момент, когда этот человек начинает говорить, к нашему образу, нашему «одному» впечатлению  присоединяются также и интонация, мелодия голоса, ритм языка, сила звука, возможная диалектная окраска и  многое другое. Внимательный наблюдатель  может заметить и другие важные детали с «первого взгляда», например пятно на одежде, особенно чистое произношение, плохо выбритое лицо или нервную игру ручкой и так далее.

Убедительность говорящего, в частности докладчика, напрямую зависит от того, насколько согласованы сигналы. Аналоговые сигналы жестикуляции или «язык рук» в значительной мере дополняют словесную информацию. Это становится особенно важным, когда мы не можем разглядеть лица говорящего, например, если он отвернулся или находится далеко от нас или если плохое освещение затрудняет понимание мимики. Бесконечно трудно контролировать собственную мимику. Однако почти также сложно «обманывать» с помощью рук. Если некто в состоянии внутреннего возбуждения пытается выглядеть спокойно, руки его обязательно выдадут.

Специальные микроаналитические исследования подтверждают, что поза, глазное веко и движения рук являются важнейшими сигналами, по которым можно  распознавать тщательно скрываемые намерения вашего собеседника.

Прежде всего каждый сигнал можно исследовать на степень  согласованности. Это можно заметить, когда человек сообщает одну информацию, в то время как его жестикуляция на уровне отношения свидетельствует  о прямо противоположном. У собеседника  такая информация, естественно, в  первую очередь вызывала мысль, что  говорящего необходимо «раскусить», напасть  на след его «истинной точки зрения». Ибо изначально известно, что «врать»  или «дурачить» нельзя, что «вводить в заблуждение» плохо. Так как  такая несогласованность между  словами и языком тела выявляется легче, если обращать внимание на жестикуляцию, то всегда необходимо иметь в виду следующее правило: 
единственное, что мы знаем, когда воспринимаем несогласованные сигналы, это то, что несогласованность имеет место, но мы еще не знаем, чем это объяснить.

При интерпретации жестикуляции, как и при интерпретации позы, следует обращать внимание на открытость и закрытость жеста. Этот аспект представляет собой еще один важный критерий. Главным образом потому, что закрытой позе часто сопутствуют прикрывающие жесты, или потому что прикрывающие жесты могут предшествовать закрытой позе. Например, возможно, что кто-то, прежде чем закрыться руками или каким-либо предметом в качестве щита (например, канцелярской папкой), сначала втягивает голову и поднимает плечи. Тем самым проявляется бессознательное стремление замкнуться в себе. Прежде чем человек осознал это желание «уйти в себя», тело само «решает», как ему надо себя вести. Так что закрытую жестикуляцию мы понимаем двояко: с одной стороны, это жесты, поддерживающие закрытую позу, с другой — жесты, предшествующие закрытой позе.

Так как именно мимика и  жестикуляция обладают наибольшей силой  выразительности, нет ничего удивительного  в том, что комбинация тех и  других сигналов может быть весьма информативна. Так, например, может  быть весьма интересным движение руки ко рту. Некоторые люди во время разговора  часто прикрывают свой рот рукой. Благодаря этому они, во-первых, оказываются  «под прикрытием», так что, исходя из контекста, этот жест можно интерпретировать как проявление замкнутости. Во-вторых, они вынуждают слушателей делать дополнительное усилие, чтобы понять их слова, общение с такими людьми требует большей внимательности, собранности, чем с теми, кто говорит  открыто. В-третьих, обычно они при  этом еще и опираются на что-нибудь, так что, вероятно, в интерпретацию  нужно включить и аспект закрытой жестикуляции. В связи с этим можно  вспомнить, как часто во время  разговора при желании что-то скрыть говорящий делает неожиданное  движение руки ко рту. Или как прикрывают рот рукой, когда чуть-чуть было не проговариваются, но успевают «прикусить язык». Это говорит о том, что  рука и рот в разговоре выступают  заодно. Обычно человек, нечаянно и  необдуманно сказавший что-то лишнее тут же зажимает рукой рот, как  бы давая понять своему собеседнику, что только что им сказанное следует  забыть. Некоторые  в такие моменты  даже слегка ударяют себя по губам, как бы наказывая их за содеянное, за «предательство».

Именно спонтанные жесты  вызывают вопрос о природе аналоговых сигналов, естественного они происхождения  или привнесены воспитанием. Вероятно, научные прения по этому поводу будут  продолжаться еще долгое время, но уже  сейчас вырисовывается возможный ответ. Существуют некоторые врожденные сигналы, которые можно приравнять к инстинкту. Причем под «инстинктом» мы понимаем специфическое поведение, свойственное людям всех рас и групп, независимо от их воспитания. В качестве примера  можно привести то, что люди отворачиваются при чувстве отвращения или горечи. Некоторые сигналы удивляют своей  универсальностью, в то время как  другие, несмотря на то что своим  стихийным проявлением они похожи на врожденные, универсальностью не обладают. Например, во всем мире состоянию нерешительности  сопутствует движение руки к носу. Женщины в такой момент зачастую начинают пудрить свой нос.

Замечено, что люди часто  касаются своих волос не только во время разрешения проблем, но и когда  они смущены. Например, они начинают почесывать голову, а мужчины («задумавшись») теребят бороду или причесывают  и так гладко лежащие волосы. По мнению исследователей, это специфическое поведение не может быть следствием воспитания, и оно гораздо древнее, чем современный человек, так как эта жестикуляция встречается у всех рас. Однако более внимательное рассмотрение этого вопроса все-таки не позволяет сделать однозначный вывод.

Представим себе: при виде «наглой лжи» или в момент оскорбления  некто испытывает крайне неприятное чувство, которое бессознательно сопровождается «хлопаньем глазами». Это вполне объяснимо  неприятной ситуацией. Так что вполне можно принять этот сигнал за универсальный, интерпретируя его как демонстрацию возмущенного человека своего нежелания кого-либо видеть. Но однозначно интерпретироатьтакой жест  нельзя, так как этот стихийный сигнал возмущения, которому, по-видимому, можно научиться только подражая другому, несправедлив, например, для Японии: японец, которому неловко, начнет ударять ладонью по губам (часто достаточно сильно) и одновременно уставится широко распахнутыми глазами на собеседника. Этот жест поражает европейцев, так как они более склонны отводить глаза, что в свою очередь удивляет японца, так как этот сигнал, с его точки зрения, не согласуется с тем, что он ожидал.

Целесообразно уделить внимание еще одному виду несогласованности, а именно: подходит тот или иной сигнал данному лицу или нет?Это различие не всегда легко установить, но все же стоит попробовать: человек, который сознательно говорит неправду, может бессознательно выдать себя через несогласующиеся сигналы. Возможно, он говорит, что с удовольствием съел бы еще одно пирожное домашней выпечки, но при этом покачивает головой из стороны в сторону (имеется ввиду человека из нашего культурного круга, так как, например, у болгар этот знак означает одобрение). Или утверждает, что эти пирожные необычайно хороши на вкус, хотя мы видим, что они ему уже «поперек горла». В этих примерах легко установить несоответствие между уровнем содержания и уровнем отношения. Другое дело в случае несогласованности сигналов с самой личностью.

Когда человек излучает сигналы  тела, которые ему «не подходят», мы говорим о несогласованности  с личностью. Это можно видеть, когда человек кому-то сознательно  подражает. Тысячи членов известного фан-клуба  Элвиса Пресли отказываются от своей  собственной индивидуальности, «воссоздавая»  во всем своего идола, вплоть до языка  тела (включая, естественно, и одежду). Это, конечно, можно также объяснить  тем, что эти люди изначально не обладали оригинальными чертами, потому что  человек с «ярко выраженной индивидуальностью» добровольно от нее не откажется. Кстати говоря, стоит задуматься, чем  вызван столь гигантский рост числа  неформальных молодежных организаций  и религиозных сект, которых как  раз устраивает такая похожесть  входящих в них членов. Учитывая, что наука пока не может дать ясного ответа на вопрос, до какой степени  окружающая действительность формирует  сознание людей, это явление должно быть предостережением нашему времени! Я здесь имею в виду те организации, для которых важно унифицировать своих членов в одежде и в мыслях и в которых изгоняют не подчинившихся этому.

Несогласованность с личностью  необязательно сопутствует тотальному подражанию. Существуют также мимолетные жесты, которые кажутся в этот момент несоответствующими. Если, например, какой-нибудь известный политический деятель, отличающийся спокойной, выдержанной  жестикуляцией, станет вдруг резко  размахивать руками в манере эпатирующего оппозиционера, то все непременно заметят это несоответствие. Или вот такая ситуация: на работу в клинику принимается группа молодых ассистентов, и в первые же дни среди них довольно легко определить того, кто претендует на место старшего — он обычно сильно подражает жестикуляции шефа. Причем делает он это абсолютно бессознательно. И, скорее всего, у него это происходит вовсе не из желания понравиться шефу, сам он даже не замечает этого «сходства».

Теперь приведем слова  Ралфа Уолдо Эмерсона: «Тот велик, кто велик от природы и кто  не напоминает никого другого». Если как-нибудь понаблюдать за некоторой группой  людей, например за эстрадными певцами  и певицами, то можно с ужасом увидеть, как они похожи друг на друга. Так что высказывание Эмерсона, которое можно было бы посчитать преувеличением, не совсем лишено здравого смысла. Можно лишь перефразировать его следующим образом: 
чем более человек самостоятелен как личность, тем ниже вероятность, что мы найдем у него несвойственные ему лично сигналы. Такой человек действует как монолит, так как нет сигналов, которые не казались бы ему впору. В таком случае говорят о «цельном человеке», и это образное выражение действительно очень удачно характеризует таких людей.

Цельные личности редко пользуются жестами, которые мы восприняли бы как  «очень широкие» или «очень мелкие», причем это определение используется как в прямом смысле, с точки  зрения величины жеста, так и в переносном. Причем широта жеста не зависит от размера тела, таким образом не означает, что только рослые люди имеют право на «широкие жесты», а низкорослые должны довольствоваться «мелкими».

Но не всякую жестикуляцию можно интерпретировать. Можно наблюдать человека, жесты которого не содержат никакого сообщения (кроме сообщения, что они не содержат сообщения) или людей, немотивированно размахивающих руками, или резкие движения, согласованные только с ритмом собственной речи. Эта механическая псевдожестикуляция может, например, наблюдаться у оратора при чтении речи по бумажке. Часто даже кажется, что свой текст он в настоящий момент видит впервые. С таким явлением можно столкнуться не только в общественной жизни, но и в тесной компании друзей, когда человек воспроизводит что-то из услышанного или прочитанного, но ни на умственном, ни на эмоциональном уровне это им еще не усвоено, поэтому не способен реально никого убедить. Такие «пустые» жесты можно видеть, когда кто-нибудь говорит, только чтобы говорить, хотя на самом деле он решительно не знает, что сказать.

Иногда эта псевдожестикуляция может быть сигналом того, что человек  внутренне находится «где-нибудь совсем в другом месте», но в данный момент вынужден быть в этой компании. Тогда видно, как он механически  произносит ожидаемые от него слова, без «истинной», живой, согласующейся  жестикуляции, которая соответствовала  бы его личности.

 

 

В пример ко всему вышеизложенному, пpиведем некотоpые гpуппы жестов, описанные амеpиканскими специалистами в области коммуникации Д. Hьюpенбеpгом и Г. Калеpо.

Жесты откpытости . Сpеди них  можно выделить следующие: pаскpытые pуки ладонями ввеpх (жест, с вязанный с искpенностью и откpытостью), пожимание  плечами, сопpовождающееся жестом откpытых pук (обозначает откpытость натуpы), pастегивание  пиджака (люди откpытые и дpужески pасположенные к вам часто pасстегивают пиджак во вpемя pазговоpа и даже снимают его в вашем пpисутствии). Hапpимеp, когда дети гоpдятся своими достижениями, они откpыто показывают pуки, а когда чувствуют свою вину или настоpожены, пpячут pуки либо в каpманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во вpемя успешно идущих пеpеговоpов их участники pасстегивают пиджаки, pаспpямляют ноги, пеpедвигаются на кpай стула блике к столу, котоpый отделяет их от собеседника.

Жесты защиты  (обоpонительные). Ими pеагиpуют на возможные угpозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скpестил на гpуди pуки, следует пеpесмотpеть то, что мы делаем или говоpим, так как он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную pеакцию говоpящего.

Информация о работе Психология жестов