Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:05, контрольная работа
Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разную информацию. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных и духовных условий коммуникации.
Введение 3
1. История изучения коммуникации. 4
2. Психология жестов. 6
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание:
Введение
1. История изучения коммуникации.
2. Психология жестов.
Заключение
Список литературы
Введение
Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разную информацию. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных и духовных условий коммуникации. Коммуникация (лат. сommunication от communicare – делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественно научных дисциплин. Сегодня это понятие применяется в двух значениях: 1)путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникации, подземные коммуникации); 2) общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи. В данной контрольной работе и в предмете в целом, рассматриваются аспекты коммуникации применительно ко второму определению.
Каждая наука или научное
направление, изучающие те или иные
аспекты коммуникации или соприкасающиеся
с коммуникационными
На самой ранней стадии
развития общества человек применял
различные средства коммуникации и
связи. Человек как социальное существо
постоянно стремился
1. История изучения коммуникации.
История научного познания
коммуникации начинается с античности.
Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали
Еще до нашей эры коммуникация стала предметом изучения двух древнейших научных дисциплин - логики и лингвистики. В Средние века христианская церковь не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей включались риторика, грамматика и диалектика, которые образовывали "тривиум" - три первых и основных предмета изучения. Средневековые схоласты возродили древнегреческую герменевтику - науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов.
XVIII и XIX вв. - это время
рождения в Европе
В середине XIX в. отцы-основатели социологии О. Конт и Г. Спенсер в своих капитальных трудах как-то потеряли из виду социальную коммуникацию, хотя, казалось бы, достаточно очевидно, что без коммуникационных взаимосвязей между людьми никакое общество существовать не может. Психология, появившаяся в конце XIX в., интересовалась больше интроспекцией, "духом народа", реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми. В европейских странах книжная культура была в расцвете; стремительно развивалось газетно-журнальное и библиотечно-библиографическое дело, появились телеграф и телефон, в конце века - кино и радио, и - странное дело - проницательные ученые-обществоведы игнорировали эти коммуникационные явления, не замечали их возрастающей социальной роли.
Только после первой мировой
войны наступило относительное
прозрение. Произошла научная революция
в языкознании: восторжествовали семиологические
(теперь говорят асемиотика) идеи Ф.
де Соссюра, которые легли в основу
структурной лингвистики. Вспомнили
о семиотических идеях
В социальной психологии, зародившейся на стыке веков в Германии (В. Вундт, Х. Штейнталь) и Франции (Г. Тард, Г. Лебон) и получившей развитие в США в 1920-1930-е гг., коммуникационная проблематика заняла центральное место.
Габриэль Тард был первым
классиком социологии, громко и отчетливо
заявившим о возможности
Основоположниками американской
социальной психологии считаются Джордж
Мид (1886-1931) и Герберт Блумер (1900-1987),
которые основали в Чикаго научную
школу так называемого
Раньше американцев о решающей роли коммуникации для развития общества писал великий социолог XX в. П.А. Сорокин: "Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое, - обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами". Подобный обмен предопределяет динамику человеческого общества, - утверждал П.А. Сорокин.
О значимости смысловой коммуникации для прогресса человечества задумывались в начале XX в. не только абстрактно мыслившие социологи, но и практики книжного дела, увлеченные утопией построения "Всемирного Дворца Книги и Знаний". Наиболее яркая фигура в ряду мечтателей-книжников - Поль Отле (1868-1944) - бельгийский ученый, ставший "отцом документации". Под документом П. Отле понимал "все, что графическими знаками изображает какой-либо факт или идею", т.е. любые изображения и произведения письменности или печати. В Европе и США в послевоенные годы стали распространяться службы документации.
В 1930-е гг. в связи с
распространением кино, радиовещания,
массовых иллюстрированных изданий, комиксов
и дешевых "покет-бук", философов-культурологов
встревожил феномен массовой культуры,
свидетельствующий о
После второй мировой войны развитые страны столкнулись с информационным кризисом, вызванным противоречием между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком. Ученые стали заявлять: "Гениальные открытия сделаны, опубликованы и похоронены в недрах библиотек, где их невозможно обнаружить; мы не знаем, что мы знаем!". Потребовались новые коммуникационные средства, "автоматические библиографы", мемексы, информатории. Повсеместно создавались информационные службы, информационные системы, информационные сети, использующие постоянно растущий потенциал вычислительной техники и техники связи. Эти средства нуждались в научном обосновании, которое стала разрабатывать информационная наука (Information Science), названная в 1966 г. в нашей стране информатикой. Задача информатики виделась в совершенствовании лишь научной коммуникации; остальные же коммуникационные системы (в том числе массовая, экономическая, политическая, эстетическая и др.) оставались в стороне.
Между тем значимость массовой
коммуникации не только не уменьшалась,
а напротив, благодаря телевидению
и персональным компьютерам возрастала
все больше и больше. Общество, "облученное
телевидением", перестало читать
книги, ходить в кино и театры и
посвятило свой досуг красочным
телевизионным сериалам и видеофильмам.
Западные бизнесмены и политики, всегда
понимавшие значимость рекламы, открыли
для себя новые возможности
Ретроспективно оценивая достижения XX в. в области изучения социальной коммуникации, можно констатировать, что коммуникационная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук - социологии, психологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии, а также освоена различными прикладными учениями от документалистики и журналистики до теории рекламы и паблик рилейшенз. Но целостная теория социальной коммуникации не сформировалась. Получилась картина рассредоточенной очаговости, когда отдельный очаг освещает тот или иной участок социальной коммуникации, но общая структура универсума коммуникации скрыта в таинственной тьме. Ясно, что очаговое познание - лишь начало познавательного процесса.
Неудивительно, что проблематика социальной коммуникации стала весьма популярной. Во многих американских и западноевропейских университетах читаются разнообразные курсы по коммуникации, существуют специальности и присваиваются ученые степени по "коммуникационным наукам". Издается более двух десятков научных и технических журналов, посвященных коммуникации, а мировой поток научной, учебной, производственной литературы трудно обозрим. Добытые знания обобщаются в солидных справочных изданиях: в 1989 г. в Нью-Йорке переиздан "Стандартный словарь по коммуникации", насчитывающий более 1 200 страниц; в том же году появилась четырехтомная "Международная Энциклопедия по коммуникации", подытоживающая разнообразные и обширные знания, накопленные в технических, социальных, гуманитарных областях.
Между тем в Советском
Союзе "коммуникационная наука",
процветавшая за рубежом, оказалась
в числе научных дисциплин, репрессированных
идеологическими органами. В "Философском
словаре" (М., Политиздат, 1986) говорится:
"Коммуникация - категория идеалистической
философии, обозначающая общение, при
помощи которого "Я" обнаруживает
себя в другом. Доктрина коммуникации
в целом - уточненная форма кастовых
и корпоративных связей. Объективно
учение о коммуникации противополагается
марксистскому пониманию
В постсоветской России научный климат, разумеется, другой, но отставание наверстывается с трудом. Правда, на библиотечно-информационных, журналистских, социологических, социально-культурных факультетах уже не один год читаются курсы "Социальные коммуникации", "Социология коммуникации" и производные спецкурсы. Появились несколько учебных пособий и научных монографий, но все-таки нет ясности, что должна представить собой "коммуникационная наука".
Констатируя "коммуникационную революцию, происходящую в индустриальных странах", главный редактор "Международной Энциклопедии по коммуникации" Э. Барнув пишет: "Становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины, как антропология, искусствознание, педагогика, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология, стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины", которая именуется теорией коммуникации. Задача этой дисциплины, по Э. Барнуву, состоит в том, чтобы выявить "все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений".