Психология жестов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разную информацию. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных и духовных условий коммуникации.

Содержание

Введение 3
1. История изучения коммуникации. 4
2. Психология жестов. 6
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

коммуникации нов.docx

— 44.70 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение                                                                                                                           3

1. История изучения коммуникации.                                                                         4

2. Психология жестов.                                                                                                    6

Заключение                                                                                                                     16

Список литературы                                                                                              17                                                                                                                

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

Под коммуникацией в широком  смысле понимаются и система, в которой  осуществляется взаимодействие, и процесс  взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разную информацию. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции  акцентирует внимание общественности на необходимости признания права  человека на коммуникацию, включая  в это понятие возможность  обеспечения и материальных и  духовных условий коммуникации. Коммуникация (лат. сommunication от communicare – делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественно научных дисциплин. Сегодня это понятие применяется в двух значениях: 1)путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникации, подземные коммуникации); 2) общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи. В данной контрольной работе и в предмете в целом, рассматриваются аспекты коммуникации применительно ко второму определению.

Каждая наука или научное  направление, изучающие те или иные аспекты коммуникации или соприкасающиеся  с коммуникационными проблемами, выделяют из коммуникации свой предмет  изучения. Теория коммуникаций складывалась, как междисциплинарное направление. Ее возникновение было связано с  необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями  средств массовой коммуникации в  условиях «информационного взрыва», что  обусловило преобладание в этой сфере  знания журналистов и лингвистов, а так же выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов  информационного подхода.

На самой ранней стадии развития общества человек применял различные средства коммуникации и  связи. Человек как социальное существо постоянно стремился взаимодействовать  с другими людьми. Для интенсификации и расширения сферы публичных  коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния, и он вынужден был искать средства передвижения для  налаживания коммуникаций с людьми, находящимися на определенном отдалении. Пожалуй, самым первым наиболее активно и эффективно эксплуатируемым средством, способствующим быстрому установлению массовых коммуникаций, являлась лошадь. Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Изобретение колеса и применение его в конструкции телеги позволило увеличить число субъектов, стремящихся организовать внешние публичные коммуникации. Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы.

 

 

1. История изучения коммуникации.

 

История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова. Регулятором общественной жизни служил номос - закон в виде письменного текста - дальний предок бюрократии.

Еще до нашей эры коммуникация стала предметом изучения двух древнейших научных дисциплин - логики и лингвистики. В Средние века христианская церковь  не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей включались риторика, грамматика и  диалектика, которые образовывали "тривиум" - три первых и основных предмета изучения. Средневековые схоласты возродили  древнегреческую герменевтику - науку  о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов.

XVIII и XIX вв. - это время  рождения в Европе общественных  и гуманитарных наук, но среди  них не числились дисциплины, изучавшие закономерности коммуникации  как таковой.

В середине XIX в. отцы-основатели социологии О. Конт и Г. Спенсер в  своих капитальных трудах как-то потеряли из виду социальную коммуникацию, хотя, казалось бы, достаточно очевидно, что без коммуникационных взаимосвязей между людьми никакое общество существовать не может. Психология, появившаяся в конце XIX в., интересовалась больше интроспекцией, "духом народа", реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми. В европейских странах книжная культура была в расцвете; стремительно развивалось газетно-журнальное и библиотечно-библиографическое дело, появились телеграф и телефон, в конце века - кино и радио, и - странное дело - проницательные ученые-обществоведы игнорировали эти коммуникационные явления, не замечали их возрастающей социальной роли.

Только после первой мировой  войны наступило относительное  прозрение. Произошла научная революция  в языкознании: восторжествовали семиологические (теперь говорят асемиотика) идеи Ф. де Соссюра, которые легли в основу структурной лингвистики. Вспомнили  о семиотических идеях американского  философа-прагматика Ч. Пирса: в Австрии  и Англии начала развиваться аналитическая  философия, попытавшаяся, правда безуспешно, понять и упорядочить стихию устной коммуникации.

В социальной психологии, зародившейся на стыке веков в Германии (В. Вундт, Х. Штейнталь) и Франции (Г. Тард, Г. Лебон) и получившей развитие в США в 1920-1930-е гг., коммуникационная проблематика заняла центральное место.

Габриэль Тард был первым классиком социологии, громко и отчетливо  заявившим о возможности научного изучения коммуникационных процессов  и посвятившим себя этому изучению. Тард объяснял происхождение общества (социогенез) развитием социально-коммуникационной деятельности в форме подражания. Язык, религия, ремесло, государство - это продукты творчества индивидов-новаторов; другие люди стали подражать этим новаторам и таким образом утвердились названные социальные институты. По словам Тарда, "Общество - это подражание, а подражание - своего рода гипнотизм".

Основоположниками американской социальной психологии считаются Джордж Мид (1886-1931) и Герберт Блумер (1900-1987), которые основали в Чикаго научную  школу так называемого символьного  интеракционизма (взаимодействия посредством  символов). Символами считались вербальные (словесные) и невербальные действия, обладающие определенным смыслом. Благодаря  взаимодействию посредством символов (символьной интеракции) люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения, а также управляют действиями друг друга. Мышление также понималось как оперирование символами.

Раньше американцев о  решающей роли коммуникации для развития общества писал великий социолог XX в. П.А. Сорокин: "Взаимодействие людей  по своей природе есть прежде всего  взаимодействие психическое, - обмен  чувствами, идеями, волевыми импульсами". Подобный обмен предопределяет динамику человеческого общества, - утверждал  П.А. Сорокин.

О значимости смысловой коммуникации для прогресса человечества задумывались в начале XX в. не только абстрактно мыслившие  социологи, но и практики книжного дела, увлеченные утопией построения "Всемирного Дворца Книги и Знаний". Наиболее яркая фигура в ряду мечтателей-книжников - Поль Отле (1868-1944) - бельгийский ученый, ставший "отцом документации".  Под документом П. Отле понимал "все, что графическими знаками изображает какой-либо факт или идею", т.е. любые изображения и произведения письменности или печати. В Европе и США в послевоенные годы стали распространяться службы документации.

В 1930-е гг. в связи с  распространением кино, радиовещания, массовых иллюстрированных изданий, комиксов и дешевых "покет-бук", философов-культурологов  встревожил феномен массовой культуры, свидетельствующий о примитивизации духовных потребностей народных масс. Опыт манипулирования массовым сознанием  в тоталитарных государствах показал  могущество и опасность средств  массовой коммуникации, которые могут  воздействовать на человеческие массы, словно шприц, делающий подкожное вливание миллионам людей одновременно. Гитлер в "Майн кампф" уделил большое  внимание пропаганде и даже сформулировал  правила, которым она должна следовать: избегать абстрактных идей, апеллировать к эмоциям; настойчиво повторять  несколько главных лозунгов, используя  стереотипные фразы; постоянно критиковать  врагов государства; выделять одного врага  для целей особого поношения  и др. Стало ясно, что коммуникация - это не общедоступное благо, а  обоюдоострое оружие, требующее осторожного  и осмысленного обращения.

После второй мировой войны  развитые страны столкнулись с информационным кризисом, вызванным противоречием  между накопленными человечеством  знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком. Ученые стали  заявлять: "Гениальные открытия сделаны, опубликованы и похоронены в недрах библиотек, где их невозможно обнаружить; мы не знаем, что мы знаем!". Потребовались новые коммуникационные средства, "автоматические библиографы", мемексы, информатории. Повсеместно создавались информационные службы, информационные системы, информационные сети, использующие постоянно растущий потенциал вычислительной техники и техники связи. Эти средства нуждались в научном обосновании, которое стала разрабатывать информационная наука (Information Science), названная в 1966 г. в нашей стране информатикой. Задача информатики виделась в совершенствовании лишь научной коммуникации; остальные же коммуникационные системы (в том числе массовая, экономическая, политическая, эстетическая и др.) оставались в стороне.

Между тем значимость массовой коммуникации не только не уменьшалась, а напротив, благодаря телевидению  и персональным компьютерам возрастала все больше и больше. Общество, "облученное телевидением", перестало читать книги, ходить в кино и театры и  посвятило свой досуг красочным  телевизионным сериалам и видеофильмам. Западные бизнесмены и политики, всегда понимавшие значимость рекламы, открыли  для себя новые возможности воздействовать на общественное мнение благодаря новым  информационным технологиям. Службы паблик рилейшенз и команды имидж-мейкеров стали пользоваться повышенным спросом. "Не деградирует ли человечество?" - с тревогой спрашивали педагоги, писатели, публицисты, культурологи, взирая на взрывоподобное распространение компьютерных игр и интернетовских "чатов".

Ретроспективно оценивая достижения XX в. в области изучения социальной коммуникации, можно констатировать, что коммуникационная проблематика стала составной частью фундаментальных  общественных наук - социологии, психологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии, а также освоена  различными прикладными учениями от документалистики и журналистики до теории рекламы и паблик рилейшенз. Но целостная теория социальной коммуникации не сформировалась. Получилась картина рассредоточенной очаговости, когда отдельный очаг освещает тот или иной участок социальной коммуникации, но общая структура универсума коммуникации скрыта в таинственной тьме. Ясно, что очаговое познание - лишь начало познавательного процесса.

Неудивительно, что проблематика социальной коммуникации стала весьма популярной. Во многих американских и  западноевропейских университетах  читаются разнообразные курсы по коммуникации, существуют специальности и присваиваются ученые степени по "коммуникационным наукам". Издается более двух десятков научных и технических журналов, посвященных коммуникации, а мировой поток научной, учебной, производственной литературы трудно обозрим. Добытые знания обобщаются в солидных справочных изданиях: в 1989 г. в Нью-Йорке переиздан "Стандартный словарь по коммуникации", насчитывающий более 1 200 страниц; в том же году появилась четырехтомная "Международная Энциклопедия по коммуникации", подытоживающая разнообразные и обширные знания, накопленные в технических, социальных, гуманитарных областях.

Между тем в Советском  Союзе "коммуникационная наука", процветавшая за рубежом, оказалась  в числе научных дисциплин, репрессированных идеологическими органами. В "Философском  словаре" (М., Политиздат, 1986) говорится: "Коммуникация - категория идеалистической  философии, обозначающая общение, при  помощи которого "Я" обнаруживает себя в другом. Доктрина коммуникации в целом - уточненная форма кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о коммуникации противополагается  марксистскому пониманию коллектива".

В постсоветской России научный  климат, разумеется, другой, но отставание наверстывается с трудом. Правда, на библиотечно-информационных, журналистских, социологических, социально-культурных факультетах уже не один год читаются курсы "Социальные коммуникации", "Социология коммуникации" и производные  спецкурсы. Появились несколько  учебных пособий и научных  монографий, но все-таки нет ясности, что должна представить собой "коммуникационная наука".

Констатируя "коммуникационную революцию, происходящую в индустриальных странах", главный редактор "Международной  Энциклопедии по коммуникации" Э. Барнув пишет: "Становится очевидным центральное  положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины, как  антропология, искусствознание, педагогика, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология, стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины", которая именуется теорией коммуникации. Задача этой дисциплины, по Э. Барнуву, состоит в том, чтобы выявить "все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений".

Информация о работе Психология жестов