Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:51, реферат
Вписываясь в общую систему деловых отношений и предпринимательства, PR, прежде всего, регламентируется существующими на сей счет правовыми нормами.Эти нормы охватывают главные направления деятельности PR- предприятия как субъекта предпринимательства или же подразделения фирмы (организации).
Вписываясь в общую систему деловых отношений и предпринимательства, PR, прежде всего, регламентируется существующими на сей счет правовыми нормами.Эти нормы охватывают главные направления деятельности PR- предприятия как субъекта предпринимательства или же подразделения фирмы (организации).В целом же деятельность в PR определяют следующие условия:
- требования общего
законодательства к субъекту
право-хозяйственных отношений;
- положения уставных
документов фирмы. Кроме общих
обязательных разделов они
- регламенты работы
отделов, управлений и других
PR структур внутри фирмы (
- нормативные акты
по отдельным смежным сферам.
Например, обращаясь к рекламе
или прессе, надо знать их правовые
пределы и с учетом этого
планировать свои акции и
Кроме того, в процессе работы PR-специалистам приходится учитывать и достаточно специфические условия, которые вытекают из характера этой сферы и объектов ее внимания. Каждый PR-профессионал должен знать законодательство, которым руководствуется его организация. Например, специалист, работающий в клинике, должен разбираться в медицинском законодательстве и сопутствующих правовых нормах. А профессионал, работающий в определенной отрасли – химической, компьютерной, спортивной, - должен понимать законодательство данной конкретной области.
После определения всех этих основополагающих условий и хозяйственно-правовой формы предприятия только и возможна собственно работа. Она в свою очередь требует соответствующих правовых действий. В частности к ним относится подготовка соглашений, договоров и прочих документов.
Законодательные нормы, охраняющие неприкосновенность личной жизни, также имеют большое значение для PR-деятельности. Достаточно любопытными являются те законодательные акты, которые касаются ложных высказываний СМИ. Когда такая дезинформация относится к публичной фигуре, законодательство становится курьезным. В целом, неприкосновенность личной жизни обычного гражданина защищена законом. Однако человек, постоянно находящийся «в свете рампы», сталкивается с более сложной проблемой, особенно пытаясь доказать факт дискредитации личности. Для того чтобы доказать обоснованность такого обвинения, публичная фигура должна продемонстрировать, что средство информации преследовало злой умысел. «Злой умысел» в деле о клевете в отношении такой фигуры означает, что высказывания были опубликованы со знанием их ложности или с пренебрежением относительно того, что они могли быть ложными. Доказать это достаточно сложно [2].
Один из аспектов законодательства, особенно важный для PR-деятельности, - это законодательные акты об авторских правах и защите, предлагаемой авторам. Закон об авторских правах предоставляет основную, автоматическую защиту авторам, если рукопись зарегистрирована в Бюро регистрации авторских прав или даже опубликована.
Защита авторских
прав распространяется на самые разнообразные
категории произведений: литературные
произведения; музыкальные произведения,
включая сопроводительный текст; драматические
произведения, включая сопровождающую
их музыку; пантомимы и хореографические
представления; художественные, графические
и скульптурные работы; кинофильмы
и аудиовизуальные
Некоторые категории материала не подлежат защите со стороны Закона об авторских правах. В их число входят названия и короткие лозунги; работы, полностью состоящие из общедоступного материала или материала, полученного из общественных источников, таких, как календари, реестры и расписания, а также тексты выступлений, не зафиксированные на бумаге или на пленке. Произведения, находящиеся в общедоступном пользовании (материалы, на которые никогда не было авторского права или оно потеряло свою силу, материалы, не обладающие подлинностью, и тезисы и сюжеты), не могут быть защищены авторским правом.
Идеи также не защищаются авторским правом. Это означает, что старая идея в новой упаковке абсолютна разрешена, легальна и даже рекомендуема. На самом деле в мире существует очень мало новых идей, это просто старые идеи, по-новому объединенные воедино. Таким образом, PR-специалист не должен особенно беспокоиться о нарушении Закона об авторских правах при разработке кампании, программы или подготовке речи в пользу своего клиента.
PR-деятельность в
России не имеет своего
Но это не означает, что правовое поле PR-действий не очерчено в других государственных нормативных актах.В России каждый работник сферы PR должен знать [4]:
1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
Основным полем
деятельности PR-специалиста является
информация. И одна из задач PR-службы
любой организации –
При этом Федеральный
закон «О государственной тайне»
содержит большой перечень сведений,
сбор и распространение которых
запрещены. Несомненно информация о
привычках, увлечениях, вкусах топ-менеджеров
сторонних организаций может
и должна использоваться в ходе переговоров,
организации презентаций, лоббировании,
других PR-мероприятий. Но и в этом
случае законодатели предусмотрели
ограничения. Так Законом «Об
информации, информатизации и защите
информации» не допускаются сбор,
хранение, использование и
2. Закон «О рекламе».
Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую роль играет корпоративная реклама. Зачастую и здесь как и при продвижении товаров и услуг используются образы детей, женщин и животных. Однако Федеральный закон «О рекламе» четко оговаривает правомерность использования, в частности детских образов. Они могут присутствовать в рекламе, в том числе и корпоративной, только тех фирм, которые занимаются производством товаров и услуг именно для несовершеннолетних [6].
PR-специалисты, для
которых реклама также
3. Закон «Об авторском праве и смежных правах».
Не лучше обстоят дела и со знанием авторских прав. Немногим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т.п. являются произведениями, охраняемыми Законом «Об авторском праве и смежных правах». Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании.
4. Закон «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров».
В PR-сфере важны
все аспекты, в том числе и
способ придания индивидуальности организации,
ее товарам и услугам. Здесь не
обойтись без привлекательного, хорошо
запоминающегося фирменного знака.
На первый взгляд кажется, что все
тут во власти дизайнера. Однако Федеральный
Закон «О товарных знаках, обслуживания
и наименованиях мест прохождения
товаров» содержит ряд правовых норм,
запрещающих использование
Это лишь малая доля
правовых норм непосредственно определяющих
рамки тех или иных PR-действий.
Большое число норм права содержится
в других законах Российской Федерации,
имеющих межотраслевой
Некоторые PR-специалисты
уповают на то, что при возникновении
правовых коллизий они могут обратиться
к корпоративному или стороннему
юристу. Однако правоведов, способных
оказать квалифицированную
Таким образом, можно сделать вывод, что существуют множество законов, которые так или иначе затрагивают поле деятельности паблик рилейшнз, однако нет единого закона о самом паблик рилейшнз, а следовательно, возникают проблемы в использовании паблик рилейшнз на практике.
2.Информация как объект правовых отношений.
Согласно законодательству РФ:
1. Информация может
являться объектом публичных,
гражданских и иных правовых
отношений. Информация может
2. Информация в
зависимости от категории
3. Информация в
зависимости от порядка ее
предоставления или
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую
по соглашению лиц,
3) информацию, которая
в соответствии с федеральными
законами подлежит
4) информацию, распространение
которой в Российской
4. Законодательством
Российской Федерации могут
3. Этика паблик
рилейшнз
Для такой достаточно специфической, доверительной, основанной на межличностных отношениях и в немалой степени творческой сферы, каковой в силу различных обстоятельств являются PR, законодательных норм бывает недостаточно.
Во-первых, не всякий
закон способен стать полной гарантией
предотвращения аномальных проявлений
в любом профессиональном процессе
(тем более в PR). Во-вторых, сама эта
деятельность возникала и формировалась
ранее, нежели принимались регламентирующие
ее правовые нормы. И в-третьих, никакая
нормативная база не «перекроет»
все мыслимые в PR ситуации и всегда
при желании кто-то сумеет найти
возможность для
К тому же, в практике
PR нередко возникают немалые
Как отмечает С. Блэк [1], PR могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. В PR цель никогда не оправдывает использования ложных, вредных или сомнительных средств. Невозможно использовать PR для поддержки неправого дела. К тому же, преследуя в конечном итоге открытые, общественно приемлемые цели и основываясь на точной информации, деятельность в PR должна способствовать установлению и развитию социальной гармонии.
Информация о работе Правовые нормы российской практики паблик рилейшнз