Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:51, доклад
В исходном своем значении термин коммуникация релевантен таким более общим категориям как движение, взаимодействие, связь и обозначает те процессы в природе и обществе, которые связаны с обеспечением совместного и зависимого в каком-либо смысле друг от друга существования двух и более объектов особого рода.
Субстанции, опосредующие взаимодействие субъектов | |||
1. Материальные субстанции | 2. Идеальные коммуникационные субстанции | 3. Идеально-материальные коммуникационные субстанции | |
3.1. Чистый тип идеально-материальных субстанций | 3.2. Материально-идеальные субстанции |
Как уже говорилось выше, существуют два подхода к пониманию категории коммуникации, опирающиеся на два различных ответа на второй фундаментальный вопрос.
Первый, расширительный подход исходит из того, что коммуникацией может считаться субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное субстанциями материальной, идеальной или идеально-материальной природы.
Второй узкий подход, относит к коммуникации только такое субъект-субъектное взаимодействие, которое опосредовано информацией, имеющей смысл для обоих субъектов, т.е. обеспечивается движением субстанций идеальной и (или) идеально-материальной природы.
Таким образом, в качестве субстанции, движущейся в ходе коммуникационного взаимодействия от одного субъекта к другому, могут выступать информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов. Эти образования могут иметь материальный носитель (идеально-материальный тип коммуникационной субстанции), либо существовать без материального носителя как психические импульсы субъектов коммуникации (идеальный тип коммуникационной субстанции).
Под коммуникацией будем понимать субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.
Тогда правильным будет использование единственного числа в терминологических образованиях "межличностная коммуникация", организационная коммуникация", "коммуникация в животном мире", "массовая коммуникация". Термин коммуникация в каждом из этих случаев обозначает неисчислимый феномен.
Под коммуникациями будем понимать субъект-субъектные взаимодействия, связанные с перемещение материальных предметов, вещества, энергии в физическом пространстве из одной точки в другую посредством естественных либо сложным образом организованных технических средств.
Тогда допустимо говорить об энергетических, трубопроводных и прочих транспортных коммуникациях
Материальные
предметы, вещество
и энергия будут выступать
в качестве субстанции
коммуникаций (а не коммуникационной
субстанции, что имеет
место в случае коммуникации).
Третий фундаментальный вопрос (определяющий коммуникацию). О типе взаимодействия.
Какой тип взаимодействия между объектами может быть обозначен как коммуникация и, соответственно какие характеристики необходимо и достаточно характеризуют коммуникационное взаимодействие?
Во-первых, коммуникация – это субъект-субъектное взаимодействие.
Во-вторых, коммуникация - это опосредованное взаимодействие двух и более субъектов. В качестве опосредующего звена, осуществляющего связь между двумя субъектами и таким образом создающего коммуникационное взаимодействие выступают информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов.
Субъект А ….Коммуникационная субстанция М
(информационное образование, имеющее смысл
для
субъектов А и В) …………………
ИСТОЧНИК
– СООБЩЕНИЕ – получатель.
! Коммуникация имеет место только тогда, когда потенциальный реципиент превращается в реального субъекта коммуникации, т.е. когда он каким-либо образом реагирует на направленную ему коммуникационную субстанцию - сообщение или стимул (имеет место эффект коммуникации).
Соответственно, получатель сообщения, это не просто тот субъект, которому источник направил сообщение, а субъект, продемонстрировавший реакцию на отправленное сообщение в виде определенных изменений в своем сознании и (или) поведении.
В
результате, в третьих,
можно сказать, что
коммуникация это всегда
взаимодействие, имеющее
эффект, или эффективное
взаимодействие.
(ИСТОЧНИК
– СООБЩЕНИЕ – получатель) - ЭФФЕКТ
Таким
образом, источник, сообщение и получатель
действительно являются необходимыми
и достаточными первичными атрибутами
коммуникации. Без любого из них коммуникационное
взаимодействие невозможно. Совместного
же наличия всех трех компонентов достаточно
для того, чтобы задать коммуникационное
взаимодействие.
В-четвертых, коммуникация – это синхронное и диахронное взаимодействие.
Данная
характеристика коммуникационного
взаимодействия означает, что оно
может осуществляться между субъектами,
существующими одновременно, т.е. имеющими
одни т те же координаты в темпоральном
пространстве (синхронное взаимодействие),
и существовавшими в разные моменты времени,
имеющими различные координаты в темпоральном
пространстве (диахроннное взаимодействие).
Как уже говорилось выше, синхронную коммуникацию
опосредуют как идеальные, так и идеально-материальные
коммуникационные субстанции, а диахронную
коммуникацию – только идеально-материальные
субстанции.
Продолжая
рассмотрение базовых характеристик
коммуникационного
Коммуникация – это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) информации, имеющей смысл для обоих субъектов (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме).
Данная
дефиниция может
Узкое понимание коммуникации и понятие социальной коммуникации.
В узком смысле под коммуникацией следует понимать эффективное синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов (людей и (или) их общностей), сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) имеющей для них смысл информации (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме)
Узкое понимание коммуникации эквивалентно понятию "социальная коммуникация", или "социокоммуникация".
Виды
Коммуникативное действие – это действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии.
Субъекта коммуникативного действия будем называть коммуникативным актором.
Коммуникативное действие имеет социальную природу (его участники – социальные субъекты, между которыми перемещается социальная по своей природе субстанция – информация, имеющая смысл для субъектов, а значит, затрагивающая их потребности, интересы или ценности).
Коммуникативное действие может быть как интенциональным (намеренным и сознательным), так и неинтенциональным (симптоматическим, рефлекторным).
Рассмотрим типологию коммуникативного действия, опирающуюся на критерий его интенциональности – неинтенциональности.
1. Коммуникативное действие источника.
Источник
может действовать
Возможны следующие типы коммуникативного действия источника.
ДИ 1.1. Интенциональное вербальное коммуникативное действие источника - намеренная передача сообщения в вербальной форме (ИВКДИ).
Пример интенционального вербального коммуникативного действия источника – словесная просьба не курить в Вашем присутствии или демонстрация информационной таблички, запрещающей курение в общественном месте.
ДИ 1.2. Интенциональное невербальное коммуникативное действие источника - намеренная передача сообщения в невербальной форме (ИНКДИ).
Пример интенционального невербального коммуникативного действия источника – мы пожимает плечами, когда не знаем, что ответить, либо демонстративно смотрим на часы, чтобы показать собеседнику, что пора заканчивать разговор.
ДИ 2.1. Неинтенциональное вербальное коммуникативное действие источника - передача вербального сообщения без намерения совершить данный акт (НВКДИ).
Пример неинтенционального вербального коммуникативного действия источника – спонтанное использование ненормативной лексики или непроизвольный переход с "Вы" на "ты" при разговоре с собеседником, занимающим низшую статусную позицию.
ДИ 2.2. Неинтенциональное невербальное коммуникативное действие источника - передача невербального сообщения без намерения совершить данный акт (ННКДИ).
Пример неинтенционального невербального коммуникативного действия источника – непроизвольное зевание как знак, сигнализирующий об усталости или утомлении разговором.
Для получателя также можно выделить четыре типа коммуникационного действия:
ДП 1.1. Неосознанное невербальное коммуникативное действие получателя – неосознанное восприятие невербального сообщения (ННКДП).
ДП 1.2. Неосознанное вербальное коммуникативное действие получателя – неосознанное восприятие вербального сообщения (НВКДП).
ДП 2.1.. Сознательное невербальное коммуникативное действие получателя – осознанное восприятие невербального сообщения (СНКДП).
ДП
2.2. Сознательное вербальное
коммуникативное
действие получателя
– осознанное восприятие
вербального сообщения. (СВКДП).
Понятие коммуникативного акта. Типология коммуникативных актов
Под коммуникативным актом будем понимать элементарную единицу коммуникации - однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения.
Коммуникативный акт состоит из однократных коммуникативных действий по передаче и получению одного сообщения.
В этом же контексте понимается и завершенность данного взаимодействия: взаимодействие считается завершенным в том случае и в тот момент, когда проявился эффект коммуникации. Требования дискретности, целостности и завершенности сообщения при определении коммуникативного акта связаны с дискретностью самого коммуникативного акта и необходимостью нахождения критерия, с помощью которого можно отделить один коммуникативный акт от другого.
Возможна
и ситуация одновременного присутствия
двух коммуникативных актов в одном взаимодействии.
Это может иметь место, когда один и тот
же источник по разным каналам одновременно
посылает получателю два разных сообщения.
Например, когда во время важных переговоров
ваш подчиненный вдруг выходит за рамки
своих полномочий, вы ему ласково улыбаетесь
и говорите протокольную фразу и одновременно
под столом больно наступаете ему на ногу.
Налицо два коммуникативных акта – вербальный
с одним сообщением и невербальный с другим.