Понятие коммуникации и социальной коммуникации. Виды и типы социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:51, доклад

Описание работы

В исходном своем значении термин коммуникация релевантен таким более общим категориям как движение, взаимодействие, связь и обозначает те процессы в природе и обществе, которые связаны с обеспечением совместного и зависимого в каком-либо смысле друг от друга существования двух и более объектов особого рода.

Работа содержит 1 файл

46.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Понятие коммуникации и социальной коммуникации. Виды и типы социальной коммуникации 

В исходном своем значении термин коммуникация релевантен таким более общим категориям как движение, взаимодействие, связь и обозначает те процессы в природе и обществе, которые связаны с обеспечением совместного и зависимого в каком-либо смысле друг от друга существования двух и более объектов особого рода.

Но и  категорию движения вспомогательная, но ее также нельзя оставлять в стороне. Отталкиваясь от нее, можно заключить, что сущность коммуникации составляет движение определенных субстанций, обеспечивающее совместное взаимосвязанное существование двух и более объектов.

    Если  же вернуться к опорному понятию  взаимодействия, то в качестве первого  шага к пониманию категории коммуникации определим ее как специфический вид взаимодействия некоторых объектов, реализуемый посредством движения между ними определенных субстанций. 

    Первый  фундаментальный  вопрос. Об объектах.

    Взаимодействие  какого типа объектов может быть обозначено как коммуникация, и, соответственно какие типы объектов осуществляют взаимодействие, не являющееся коммуникацией?

    Ответ на первый фундаментальный вопрос следующий. Коммуникацией может считаться взаимодействие, в котором участвуют объекты, принадлежащие к миру живой природы, чье существование реализуется как поведение.

    Объект  из мира живой природы, осуществляющий автономное активное или реактивное поведение, отвечает всем характеристикам  субъекта и соответственно является не чем иным как субъектом соответствующего поведения.

    Таким образом, коммуникация представляет собой  субъектное взаимодействие.

    В качестве субъектов коммуникации могут  выступать:

  • Представители животного мира, начиная от насекомых и рыб, передающих друг другу сигналы и осуществляющих поведенческие акты как реакцию на эти сигналы, и заканчивая представителями высших животных, способных вырабатывать условные рефлексы.
  • Люди и их общности.

    Если  же взаимодействуют не субъекты, а  объекты, не способные к автономному поведению, то такое взаимодействие уже не может считаться коммуникацией. При этом не имеет значения, принадлежат эти объекты к миру живой природы или нет.

Особый  вопрос, можно ли назвать коммуникацией взаимодействие двух технических устройств, обменивающихся социально значимой информацией без прямого участия человека?

- В случае если компьютеры, устройства слежения за эфиром или другие подобные устройства на заключительной стадии информационного взаимодействия имеют процесс восприятия информации человеком – это, несомненно, коммуникация.

С другой стороны, может считаться коммуникацией процесс перемещения информации от одного животного к другому, если одно передает, а другое воспринимает значимые для обоих смыслы.

Также коммуникацией будет передача информации от человека к животному или от животного к человеку.

    Итак, коммуникацией может считаться  не всякое взаимодействие, а исключительно взаимодействие субъектного типа. "Каково должно быть минимальное количество субъектов, чтобы субъектное взаимодействие можно было считать коммуникацией?" В иной формулировке этот вопрос звучит так: "Является ли коммуникация исключительно субъект-субъектным взаимодействием, или субъект-объектное взаимодействие также может быть признано коммуникацией?"

Принимая  этот постулат во внимание, сознательно  остановимся на первом подходе и будем считать коммуникацией только взаимодействие субъект-субъектного типа, когда его участниками являются существа из мира живой природы, способные к (автономному?) поведению и осуществляющие его.

    Еще одна важная проблема определения коммуникации как субъектного взаимодействия – это проблема интерпретации ситуации, когда взаимодействующие стороны представлены одним и тем же субъектом. - Взаимодействия, в которых участвует и, соответственно, обменивается (сам с собой, поэтому употреблен этот термин) определенной субстанцией один и тот же субъект может считаться коммуникацией. Если мы имеем дело с одним и тем же живым существом, общающимся с самим собой, т.е. посылающим сообщения самому себе и затем принимающим их и определенным образом реагирующим, то в темпоральной системе координат взаимодействуют два субъекта с разными временными координатами – в момент времени t1 (начал взаимодействия, отправка сообщения) и в момент времени t2 (получение сообщения). Такая коммуникация называется субъектно вырожденной коммуникацией. 

    Второй  фундаментальный  вопрос. О движущейся субстанции, обеспечивающей совместное существование и взаимодействие объектов.

    Какой тип субстанции, движущейся между субъектами и обеспечивающей их взаимодействие, делает это взаимодействие коммуникационным и, соответственно, существуют ли субстанции, движение которых между взаимодействующими субъектами не может быть обозначено как коммуникация?

    Субстанция, движущаяся от одного субъекта к коммуникации к другому в ходе коммуникационного взаимодействия, называется коммуникационной субстанцией.

    Вариант первый исходит из того, что коммуникацией можно считать взаимодействие двух субъектов посредством субстанции любого типа. В рамках этого подхода, который можно назвать расширительной концепцией коммуникации, тип субстанции лишь задает тип коммуникации. Здесь выделют материальную, транспортную, энергетическую, генетическую, психическую и т.п. коммуникации.

    Второй  вариант ответа на этот вопрос, относит  к коммуникации только такие субъектные взаимодействия, которые опосредованы субстанциями, взаимодействующими с какими-либо структурами психики либо рефлекторной системы субъектов. Этот подход, обозначают как узкую концепцию коммуникации.

    Очевидно, что понятие коммуникационной субстанции, применяемое в расширительной концепции, включает в себя как один из видов и вариант узкой трактовки.

    Для того чтобы аргументировано остановиться на одном из этих вариантов, необходимо более подробно разобраться с расширительной типологией субстанций, участвующих в процессах субъектного взаимодействия. В самом общем виде можно выделить субстанции, имеющие материальную природу, идеальную природу и комплексную идеально-материальную природу.

    Субстанция  материальной природы – это субстанция, которую составляют в совокупности, по отдельности или в любой комбинации предметы, явления, и процессы материального мира, способные существовать в физическом пространстве независимо от субъектов коммуникации с их психическими или рефлекторными процессами, как бессознательными, так и сознательными. Материальная (коммуникационная) субстанция может существовать в различных формах: в форме материальных тел, вещества, энергии. Соответственно в рамках расширительного подхода в зависимости от формы субстанции будет иметь место материально-вещественная или энергетическая коммуникация.

    Субстанция  идеальной природы – это субстанция, которую составляют различного рода информационные образования, сигналы как психической, так и не психической природы, которые воспринимаются перцепторными системами субъектов коммуникации как специфические стимулы, имеющие особое содержание или смысл. Главная особенность идеальной субстанции – информационная наполненность, связанная с наличием в ней особого смысла, значимого для субъекта (субъектов) коммуникации. При этом одна и та же коммуникационная субстанция с одними и теми же содержательными параметрами будет иметь различный смысл для разных субъектов.

    Если  перефразировать классика кибернетики Виннера, то можно сказать, что в нашем мире нет ничего, чтобы не было либо материей, либо энергией, либо информацией. Соответственно, если мы имеем дело с некоторым феноменом, не являющимся ни материей, ни энергией, у нас не остается другого выхода, как считать его информационным феноменом. Если воспользоваться этой логикой, то можно считать доказанным, что идеальная коммуникационная субстанция имеет информационную природу. Но признание информационной природы идеальной коммуникационной субстанции не означает установления тождества между ней и собственно информацией. (например, в чужой стране).

    Таким образом, существуют такие виды информации, которые, двигаясь от одного субъекта к другому, образуют коммуникационное взаимодействие и существуют другие виды информации, которые, совершая такое же самое движение, образуют взаимодействие, не являющееся коммуникацией. Для того чтобы отграничить одни виды информации от других и выделить те из них, которые и выступают в качестве идеальной коммуникационной субстанции, следует привлечь категорию смысла.

    Субстанция  информационной природы, двигающаяся от одного субъекта взаимодействия к другому, будет являться коммуникационной субстанцией в том случае, если информация, составляющая ее содержание, будет иметь смысл для обоих субъектов.

    Смысл существует как информация и никак  иначе. Для субъекта нечто является информацией, если оно выполняет функцию снижения неопределенности. А это возможно только в том случае, если в нем содержится какой-либо смысл. Очевидно при этом, что одна и та же информация может иметь разный смысл для разных объектов.

    Таким образом, в качестве идеальной коммуникационной субстанции выступает информация, имеющая смысл для субъектов коммуникационного взаимодействия.

    Тогда под коммуникацией  в узком значении этого термина  можно понимать субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.

    Каким образом, через какие феномены, явления  и процессы способна существовать информация, имеющая смысл для субъектов коммуникационного взаимодействия? - Для человека – это психические образования и состояния, не существующие вне его психики и вне самого акта коммуникационного взаимодействия. К числу таких субстанций психологическая наука в самом общем виде относит неосознанные психологические импульсы, знания (когнитивный компонент идеальной субстанции), эмоции (аффективный компонент идеальной субстанции), поведенческие установки, волевые импульсы (конативный компонент идеальной субстанции). Каждый из компонентов может функционировать в виде субстанции сам по себе, или в любых комбинациях с иными компонентами.

    Третий  тип коммуникационных субстанций в  рассматриваемой классификации – это субстанции идеально-материальной природы. Их можно обозначить как идеально-материальные коммуникативные субстанции. Они представляют собой идеальную субстанцию, имеющую материальную форму или материальный носитель (пример: насекомые, обменивающиеся информацией посредством запахов). Примером такого типа субстанции может быть письмо, оправленное издалека любимому человеку или файл электронной почты в современном варианте; книга, написанная давно умершим мудрецом; перчатка, брошенная в лицо обидчику, как вызов на поединок; букет цветов, составленный таким образом, чтобы выразить определенные чувства одного человека к другому; наконец, хлыст, только появившийся в руке циркового укротителя, но не использованный по назначению на манеже.

    Принципиально важной характеристикой, отличающей материально-идеальный тип от идеального типа, заключается в том, что наличие материального носителя обеспечивает возможность сохранения материально-идеальной субстанции во времени.

    Идеальные коммуникационные субстанции способны обеспечивать только синхронное взаимодействие субъектов коммуникации, тогда как идеально-материальные субстанции обеспечивают как синхронную, так  и диахронную коммуникации.

    Можно выделить два вида соотношений между  идеальной и материальной сторонами коммуникационной субстанции третьего типа.

    В первом случае материальная сторона  выступает в качестве носителя информации. Этот носитель не оказывает определяющего влияния на характер и результат коммуникации. Не так важно, написано письмо на бумаге или пришло по электронной почте, важно, какое в нем содержание. Не имеет особого значения, в каком виде существует научный трактат – в виде рукописи, изданной типографским способом книги или звукозаписи его чтения вслух, главное – что хотел сказать автор, какая важная информация там содержится. В этом случае можно говорить о чистом типе идеально-материальной коммуникативной субстанции.

    Во  втором случае материальная сторона, форма коммуникативной субстанции неотделима от идеальной стороны, от ее содержания. Более того, в этом соотношении материального и идеального материальное выступает как ведущий компонент, поскольку форма, материальный носитель собственно представляет собой содержание и исчерпывает его. Возьмем тот же пример с перчаткой как сигналом вызова на дуэль. Сама перчатка – материальный предмет – выступает в коммуникации между участниками конфликта как носитель смысла, т.е. одновременно как идеальная субстанция. Если представить себе, что вместо перчатки в лицо обидчику брошена шляпа, перстень, или, во что трудно поверить, ботинок, смысл послания кардинальным образом изменится.  

Информация о работе Понятие коммуникации и социальной коммуникации. Виды и типы социальной коммуникации