Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:12, курсовая работа
Коммуникация как явление, структура и процесс имеет множество определений. К числу наиболее известных и распространенных относятся трактовки видных зарубежных и отечественных исследователей, чьи разработки формировали теорию коммуникации.
Один из основоположников американской социологии Ч. Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие коммуникации………………………………………………………...5
2.Функции коммуникации………………………………………………………15
3.Типы, формы и модели коммуникации………………………………………20
3.1.Типы коммуникации………………………………………………………20
3.2.Формы коммуникации…………………………………………………….36
3.3.Модели коммуникации……………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………45
1.
Зарождение идеи.
2.
Кодирование и выбор канала.
3.
Передача.
4.
Декодирование.
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, проанализируем эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникнуть в разных точках.
1.
Зарождение идеи.
Обмен
информацией начинается с формулирования
идеи или отбора информации. Отправитель
решает, какую значимую идею или сообщение
следует сделать предметом обмена. Многие
попытки обмена информацией обрываются
на этом первом этапе, поскольку отправитель
не затрачивает достаточного времени
на обдумывание идеи. На этом этапе необходимо
осознать, какие идеи предназначены к
передаче до того, как вы отправляете сообщение,
а также оценить адекватность и уместность
ваших идей с учетом конкретной ситуации
и цели коммуникаций.
2.
Кодирование и выбор канала.
Прежде
чем передать идею, отправитель должен
с помощью символов закодировать ее, использовав
для этого слова, интонации и жесты. Такое
кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель
должен также выбрать канал, совместимый
с типом символов, использованных
для кодирования. К некоторым общеизвестным
каналам относятся передача речи и письменных
материалов, а также электронные средства
связи, включая компьютерные сети, электронную
почту, видеоленты и видеоконференции.
Если канал непригоден для физического
воплощения символов, передача невозможна.
Картина иногда достойна тысячи слов,
но не при передаче сообщения по телефону.
Подобным образом может быть неосуществимым
одновременный разговор со всеми работниками
сразу. Можно разослать памятные записки,
предваряющие собрания небольших групп,
для обеспечения понимания сообщения
и приобщения к проблеме. Если канал не
слишком соответствует идее, зародившейся
на первом этапе, обмен информацией будет
менее эффективен. Выбор средства сообщения
не должен ограничиваться единственным
каналом. Часто желательно использовать
два или большее число средств коммуникаций
в сочетании. Процесс усложняется, поскольку
отправителю приходится устанавливать
последовательность использования этих
средств и определять временные интервалы
в последовательности передачи информации.
Тем не менее, исследования показывают,
что одновременное использование средств
обмена устной и письменной информацией
обычно эффективнее, чем, скажем, только
обмен письменной информацией.
3.
Передача.
На
третьем этапе отправитель
4.
Декодирование.
После
передачи сообщения отправителем получатель
декодирует его. Декодирование —
это перевод символов отправителя
в мысли получателя. Если символы,
выбранные отправителем, имеют точно такое
же значение для получателя, последний
будет знать, что именно имел в виду отправитель,
когда формировалась его идея. Если реакции
на идею не требуется, процесс обмена информации
на этом должен завершиться.
Однако по ряду причин, получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Обратная
связь и шум
Обратная
связь
Обратная
связь - это реакция на то, что
услышано, прочитано или увидено.
Информация
(в вербальном или невербальном оформлении)
отсылается назад отправителю, свидетельствуя
о мере понимания, доверия к сообщению,
усвоения и согласия с сообщением.
При
наличии обратной связи отправитель
и получатель меняются коммуникативными
ролями. Изначальный получатель становится
отправителем и проходит через все
этапы процесса обмена информацией
для передачи своего |отклика начальному
отправителю, который теперь играет роль
получателя. Эффективный обмен информацией
должен быть двусторонне направленным:
обратная связь необходима, чтобы понять,
в какой мере сообщение было воспринято
и понято.
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее тем не менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
Кроме
того, в процессе коммуникации имеет
место такое понятие как
1.
Шумовые помехи.
2.
Неправильная интерпретация
3.
Различные значения, придаваемые
одним и тем же словам
4.
Влияние времени.
5.
Различия в пониманиях
Вот как можно представить модель передачи информации:
Трансмиттер
располагает определенной информацией,
которую он намерен передать принимающему
(приёмнику). Для того, чтобы передать информацию,
он должен закодировать информацию с помощью
какого-либо языка. Язык - это система знаков,
сигналов или кодов, которая на основе
определенных правил заменяет одно значение
другим.
После
того, как сообщение закодировано, его
необходимо передать принимающему каким-либо
образом или через какие-то каналы связи.
По получению сообщения от отправителя
по каналу связи, принимающий должен раскодировать
его для того, чтобы понять смысл. Принимающий
воспринимает сообщения различным способами,
а его ответ может быть устным, письменным
или просто эмоциональным. Это ответное
действие (реакция) воспринимается трансмиттером
в виде ответной связи и это завершает
процесс. Обратная связь может быть направлена
к началу другой коммуникации, в которой
процесс повторится.
2.Функции
коммуникации
Главным
и единственным субъектом коммуникации
является человек, который для обеспечения
своей жизнедеятельности
В научной литературе не
Информационная функция
В современной науке понятие «информация» трактуется как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.
Социальная функция
Она заключается в
Экспрессивная функция
Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект.
Экспрессивная функция
Прагматическая функция
Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция коммуникации.
Интерпретативная функция
Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Лело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации interpretation function, подчеркивая таким образом значение именно интерпретации информации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В то же время эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.
При изучении функционального
аспекта коммуникации
Социально-ролевой уровень
На уровне делового общения
идет совместное