Организация работы образовательного учреждения при подготовке учащихся к выпускным экзаменам

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:04, доклад

Описание работы

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Таким результатом становится выпускной экзамен. Мы все знаем, что в школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту.

Работа содержит 1 файл

Выступление готовое.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


Доклад

Организация работы образовательного учреждения при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Таким результатом становится выпускной экзамен. Мы все знаем, что в школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели применяются новые инструменты – ГИА  и ЕГЭ.

    Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль, не только для школы и педагогического коллектива, но и для самих учащихся. Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена и ГИА дает возможность педагогическому коллективу (нашей да и, наверное, любой школы) в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Организация работы при подготовке к выпускным экзаменам – это комплексная, многогранная работа. Решение этой проблемы состоит из многих составляющих:

• Организация работы прежде всего:

Нормативно-правовые документы.             

      По изучению нормативно-правовых документов Министерств образования РФ и Новгородской области, Комитета  образования района, регламентирующих проведение выпускных экзаменов;

      Разработка документов на уровне  школы;

      Анализ и планирование работы школы по данному направлению деятельности. Причем, первичный анализ обязательно проводим уже в июне месяце, затем анализ дополняется с учетом районных и областных показателей. В плане работы школы обязательно отражены вопросы организации работы с участниками образовательного процесса:

      педагогическими кадрами

      родителями

      учащимися

      организация внутришкольного контроля

      материально-техническое обеспечение

      финансовое обеспечение

С начала учебного года начинается подборка нормативных документов вышестоящих органов управления образованием, регламентирующих проведение выпускных экзаменов. По мере выхода новых документов заведённая папка пополняется. Одним из первых приказов по школе на начало учебного года издается приказ «Об организации работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации за курс основной и средней школы». Этим приказом утвержден план-график подготовки ЕГЭ и ГИА.

                                        Работа с учащимися.

     Для успешной сдачи ЕГЭ ученик должен продемонстрировать не только владение материалом курса, но и владение рядом универсальных навыков: анализа и планирования, рассуждения, выделения проблемы, презентации решения. Вместе с тем, стартовые возможности учеников неоднозначны.

      Более 90% наших учащихся постоянно проживают в Малой Вишере       и близлежащих населённых пунктах, родители нацеливают своих детей на получение хорошего (в основном высшего) образования, и это помогает нам в работе с учащимися при подготовке к итоговой аттестации. Такие дети более успешны в учёбе, потому что имеют поддержку и помощь семьи.

      Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА и относящимся к так называемым, детям группы риска. И таких учащихся в нашей школе немало. Это дети из неблагополучных семей (пьющих), малообеспеченных, с одним родителем, дети из семей-переселенцев, поэтому контингент учащихся может меняться как в течение лета, так и в течение учебного года.     Некоторые дети живут в достаточно сложных условиях, при этом родители работают сутками, оставляя их одних без присмотра. Многие учащиеся приезжают к нам из Украины, Таджикистана, Узбекистана и т.д. С этими детьми мы работаем индивидуально в тесной связке с родителями, классным руководителем, психологом и социальным педагогом. Тем не менее, действия, направленные на подготовку обучающихся к выпускным экзаменам, должны быть согласованными, требования к детям - едиными. Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к выпускным экзаменам. Все педагоги, работающие в классе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых к ученикам конкретного класса. Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями. Наш опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА решаемы, если деятельность базируется на принципах:

- системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);

- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

В соответствии с этим в школе  разработан план подготовки к итоговой аттестации выпускников, который является неотъемлемой частью образовательной программы школы. Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА мы выделяем следующие составляющие:

      информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене,

      информированность о правилах заполнения бланков, знание Порядка организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме  и инструкции для участников ЕГЭ и т.д.)

      предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

      психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к экзаменам способствует повышению эффективности и качества результатов экзаменов.

 

 

 

Работа с учителями.

Проблема подготовки к выпускным экзаменам рассматривается нами как общеобразовательная задача, поэтому к этому процессу подключены все педагоги с 1 по 11 класс. Очень важно, чтобы все учителя прочувствовали тот не малый вклад, который они вносят в общее дело, и свою причастность к успеху ребенка на экзамене. В нашей школе работают 29 педагогов. 25 педагога имеют высшее образование, 4 – среднее специальное. 18 педагогов имеют высшую квалификационные категории, остальные - первую.. В нашей школе работают учителя, награждённые нагрудным знаком «Отличник образования»:  Павлюк Л.Л учитель математики (её урок в 9 классе вы  видели на нашем семинаре), Шишлова С.В., Моисеева В.В., Рожкова Л.В. 

С одной стороны, с таким подбором высокопрофессиональных кадров школа  не должны испытывать никаких затруднений при подготовке учащихся к итоговой аттестации. Но опыт, к сожалению, приходит с возрастом. Многие учителя предпенсионного и пенсионного возраста. Педагогу необходимо самому постоянно повышать свою квалификацию, совершенствовать методику преподавания предмета, уходить от стереотипов. Несмотря на возникающие сложности, администрация школы находит возможности для повышения квалификации педагогов. Почти все педагоги владеют компьютерными технологиями и используют их в образовательном процессе. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме. Учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся. Главным внутренним ресурсом школы при подготовке к ГИА является изменение педагогической позиции учителя. Один из устойчивых профессиональных стереотипов педагогов – это стремление подготовить абсолютно всех школьников к достижению высоких результатов. Мы считаем, что более целесообразно перенаправить учительские усилия на достижение конкретным школьником нужных именно ему или возможно для него самого результатов. Тогда “тройка” на ЕГЭ становится не менее важным и значимым достижением учителя и ученика, чем “пятёрка”. А главное – учащиеся постепенно учатся соизмерять свои притязания и возможности и ответственно выбирать соответствующую образовательную траекторию.

Работа с родителями.

В системе работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЭГЕ и ГИА, безусловно, значительна роль классного руководителя. Именно классный руководитель является главным связующим звеном цепочки: учителя-предметники – обучающиеся – родители выпускников. Именно перед классным руководителем стоят важные задачи:

      свести воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к такому серьезному для всех испытанию, как государственная (итоговая) аттестация;

      сделать все для создания у родителей положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса;

      продумать социально-психологическое сопровождение ребенка;

      постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников в нашей школе составляют:

      взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

      взаимопомощь в решении сложных проблем;

      заинтересованность в успешности каждого ученика;

      согласованность в поиске путей преодоления возникающих сложностей;

      совместный анализ результатов деятельности;

      совместное определение перспектив в работе с классом, с отдельными учащимися и их родителями.

 

Работа с классными руководителями.

 

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками. Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать обстановку взаимоподдержки и общности интересов. Любой родитель в любое время должен быть встречен доброжелательно, с уважением и вниманием, получить ответы на все волнующие вопросы. Одно из направлений совместной работы родительского комитета и педагогического коллектива – информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов, ГИА и ЕГЭ как новой форме аттестации обучающихся, критериях оценивания и т.д. Еще одно направление – просветительская деятельность. Оно предполагает обучение родителей психологическим основам воспитания, умению строить общение как диалог, дает знания возможностей семейного воспитания, основ конфликтологии, возрастных психологических особенностей детей, умение пользоваться этими знаниями и помогать детям в самоопределении.

Работа с психологом.

Здесь не обойтись без сотрудничества со школьным психологом. Содержание психологической помощи в нашей школе включает в себя • психологическую профилактику (через сообщение ребенку и его родителям объективной психологической информации, получив которую, они решают, как ее использовать), • психологическую коррекцию (снятие тревожности), • психологическое консультирование. Одна из главных забот родителей и педагогов – здоровье детей и здоровый образ жизни. С тем чтобы подготовить детей и их родителей к достойному выходу из стрессовой ситуации, каковой является экзамен, в феврале мы проводим совместное с будущими выпускниками родительское собрание, цель которого познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации в виде ЕГЭ и ГИА-9, которые вызывают большую тревогу. Собрание проводится обязательно с привлечением учителей-предметников, работающих в классе и  психолога. На собрании мы проводим полный анализ подготовленности детей к предстоящим экзаменам, даём конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

Организация внутришкольного контроля.

От каких факторов зависит подготовка выпускников? Мы считаем, что

• диагностика уровня подготовки учащихся должна начинаться уже в начальной школе;

• в основе диагностики должны лежать единые оценочные эталоны;

• необходимость создания условий для освоения выпускниками навыков адекватной самооценки; Для решения этих задач эффективным является использование нашими педагогами предметных тестов, как тематических, так и итоговых. Работа в тестовых технологиях занимает в нашей школе достойное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже на всех ступенях школьного образования. Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим в нашей школе накоплена определенная база тестовых заданий по всем темам школьного курса. Тесты - промежуточные измерители успешности обучения. Учащимся нужно помочь усвоить некоторые правила работы с ними. Типичная ошибка, например в математике: школьники не доводят решение задачи до конца и, заметив промежуточный ответ, отмечают его, тем самым дают неверный ответ на вопрос. Поэтому наши учителя на уроках добиваются обязательной проверки выбранного ответа. Мы проводим итоговые полугодовые тесты, включающие вопросы обобщающего характера. Такие тесты по своему содержанию носят смешанный, а не тематический характер, что позволяет проверить прочность, осознанность, оперативность и другие качества знаний учащихся за длительный промежуток времени. Особое внимание уделяется формулировкам, характерным для экзаменационных материалов. Ведь часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму подобного эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, мы стараемся предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условия, искать неявные смыслы в тексте. Подготовка к итоговой аттестации учащихся начинается с самого первого урока, а лучше сказать с первого урока первого класса. Система работы коллектива в подготовке к выпускным экзаменам ГИА и ЕГЭ складываются, как мозаика, из системы работы каждого педагога-предметника. Уже со второго класса наши учащиеся принимают активное участие в международных играх «Медвежонок», «Кенгуру», «Альбус». С каждым годом число участников растёт  Подобные игры дают учителям возможность постепенно подготовить детей, во-первых, к тестовой системе, а, во-вторых, эти игры развивают логику.

Информация о работе Организация работы образовательного учреждения при подготовке учащихся к выпускным экзаменам