Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим

трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в

отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения.

Содержание

1 общее понятие

2 Сущность, содержание общественного мнения

3 Этапы общественного мнения

4 Функции общественного мнения

Литература

Работа содержит 1 файл

Общественное мнение.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

      Наблюдение по  такому  плану   позволяет  более  хорошо  разобраться  в

объекте наблюдения. 

      По собранным  предварительным   данным  задачи  наблюдения  уточняются.

Некоторые стороны  наблюдаемых  событий  изучаются  более  детально,  другие

вовсе опускаются. 

      Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит  в   стадию

более формализованного поиска. 

      Составлению жесткой процедуры  контролируемого наблюдения  предшествует

детальный анализ  проблемы  на  основе  теории  и  данных  неконтролируемого

наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей  должны

быть  интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают  смысл

индикаторов каких-то более общих свойств  или действий. 

      Поучительную  технику  регистрации   наблюдаемых  событий   разработали

московские  социологи  в  рамках  исследовательского  проекта  “общественное

мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе  одного  из  каналов

выражения общественного  мнения  были  выделены  собрания.  Для  регистрации

данных  использовалась  картотека  наблюдения,  включающая  девять  различных

бланков оценки: ситуации перед началом собрания,  организационного  периода,

регистрации  действий  докладчика  или  выступающего,  регистрации   реакций

аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений,  ситуации

при принятии  решений  собрания,  в  частности  при  обсуждении  поправок  и

дополнений  к проекту решения, ситуации  по  окончании  собрания  и карточка

общей характеристики собрания. 

      Вот  как  выглядит  карточка  индикаторов  для  регистрации   отношения

участников  собрания к выступающему - докладчику, участнику дискуссии. 

      Индикаторы отношения участников  собрания к выступающим  путем  прямого

наблюдения  реакций аудитории 

      Наблюдение большой аудитории  собрания производится несколькими  лицами,

которые придерживаются единой инструкции. подготовке  протокола  регистрации

данных  наблюдения предшествует не только разработка общей  концепции,  но  и

неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах  (  в  нашем

случае - собраниях разных организаций и  коллективов). 

      Следует ли наблюдателю вмешиваться  в наблюдаемый процесс? 

      Ответ  на  этот  вопрос  зависит  от  цели  исследования.  Если   цель

исследования   состоит   в   том,   чтобы   описать    и    проанализировать

(диагностировать)  ситуацию,  то  вмешательство   исказит  картину  и   может

привести  к нежелательному для исследования искажению информации. 

      Для  этого  существуют  способы   добиться   минимальных   ошибок   при

диагностическом  наблюдении.  Один  из  них   заключается   в   том,   чтобы

исследователь сделал так, что люди не знают, что  за ними  наблюдают.  Другой

способ -  создать  ложное  представление  о  цели  наблюдения.  Конечно  эти

способы могут показаться безнравственными,  но  чтобы  добиться  правдивости

информации, исследователю лучше не показывать своих целей,  особенно  в  том

случае,  если  узнав  о  них  люди  смогут  неправильно  истолковать  задачи

исследования. 

      Если  же  цель  исследования  заключается  в   принятии   определенных

управленческих  решений, то вмешательство будет  полезно,  так  как  позволит

изменять  ход событий и оценивать полученные результаты.  Именно  этим  целям

служит  стимулирующее включенное наблюдение. 

      Преимущества включенных наблюдений  очевидны: они дают наиболее  яркие,

непосредственные  впечатления о среде, помогают лучше  понять  поступки  людей

и действия социальных общностей. Но с этим же  связаны  основные  недостатки

такого  способа.  Исследователь  может   потерять   способность   объективно

оценивать ситуацию, как бы  внутренне  переходя  на  позиции  тех,  кого  он

изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника  событий. Поэтому как

правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе,  а  не

строго  научный трактат. 

      Имеются и  нравственные  проблемы  включенного  наблюдения:  насколько

вообще  этично, маскируясь под рядового участника  какой-то общности людей,  в

действительности  исследовать их? 

      Место наблюдения среди других  методов сбора данных. 

      Основным   недостатком   этого   метода    является    необъективность

наблюдателя.   Человек   очень   редко    оценивает    ситуацию    абсолютно

беспристрастно  (ему  свойственно  делать  выводы).  Личностные  особенности

наблюдателя определенно сказываются на его  впечатлениях. 

      Наблюдению не подлежат события  прошлого,  многие  явления   и  процессы

массового характера, вычленение небольшой части которых делает  их  изучение

непредставительным. 

      Наблюдение используется в основном  как дополнительный  метод,  который

позволяет  собрать  материалы  для  начала  работы  или  помогает  проверить

результаты  других методов сбора информации. 

      ОПРОСЫ 

      Опросы - незаменимый прием получения  информации  о  субъективном  мире

людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. 

      Опрос  -  почти  универсальный   метод.   при   соблюдении   надлежащих

предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию,  чем  при

исследовании  документов или наблюдении. Причем эта информация может  быть  о

чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть  или прочитать. 

      Впервые официальные опросы появились  в Англии в конце XVIII века, а   в

начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены  в

1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали  активно распространятся. 

      Искусство использования этого  метода состоит в том, чтобы  знать, о чем

спрашивать,  как  спрашивать,  какие  задавать  вопросы  и,   наконец,   как

убедиться в том, что можно верить, полученным ответам. 

      Для  исследователя  надо  в  первую  очередь  уяснить,  что  в  опросе

участвует не “средний  респондент”,  а  живой,  реальный  человек  одаренный

сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же  как и

социолог  на него. 

      Респонденты не беспристрастные  регистраторы своих знаний и   мнений,  а

живые люди, которым не чужды какие-то  симпатии,  предпочтения,  опасения  и

т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить  из-

за  недостатка  знаний,  на  другие  -  не  хотят  отвечать   или   отвечают

неискренне. 

      Разновидности опросов. 

      Существуют два больших класса  опросных методов:  интервью  и  анкетные

опросы. 

      Интервью - проводимая по определенному   плану  беседа,  предполагающая

прямой  контакт интервьюера  с  респондентом  (опрашиваемом),  причем  запись

ответов  последнего  ведется  либо  интервьюером  (его  ассистентом),   либо

механически (на пленку). 

      Имеется множество разновидностей  интервью. 

      1) По содержанию беседы различают   документальные  интервью  (изучение

событий прошлого, уточнение фактов)  и  интервью  мнений,  цель  которого  -

выявление  оценок,  взглядов,  суждений;  особо   выделяются   интервью   со

специалистами-экспертами,  причем  организация  и  структура   интервью   со

специалистами существенно отличается от обычной  системы опроса. 

      2) По технике проведения - делятся  на свободные, нестандартизованные и

формализованные ( а также полустандартизованные) интервью. 

          Свободные -  длительная  беседа  (несколько  часов)  без  строгой

    детализации вопросов, но по общей  программе (“путеводитель  интервью”).

    Такие  интервью  уместны  на  стадии  разведки  в  формулятивном  плане

    исследования. 

          Стандартизованные интервью предполагают,  как  и  формализованное

    наблюдение, детальную разработку  всей  процедуры,  включая  общий   план

    беседы, последовательность и конструкцию вопросов,  варианты  возможных

    ответов. 

      3)  В  зависимости  от  особенностей  процедуры  интервью  может  быть

интенсивным  (“клиническим”  т.е.  глубоким,  длящимся  иногда   часами)   и

фокусированным  на выявление достаточно узкого круга  реакций  опрашиваемого.

Цель  клинического интервью  -  получить  информацию  о  внутренних  мотивах,

побуждениях,  склонностях  опрашиваемого,  а   фокусированного   -   извлечь

Информация о работе Общественное мнение