Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим
трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в
отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения.
1 общее понятие
2 Сущность, содержание общественного мнения
3 Этапы общественного мнения
4 Функции общественного мнения
Литература
Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в
объекте
наблюдения.
По собранным предварительным
Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие
вовсе
опускаются.
Таким образом, после
более
формализованного поиска.
Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует
детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого
наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны
быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл
индикаторов
каких-то более общих свойств
или действий.
Поучительную технику регистрации наблюдаемых событий разработали
московские социологи в рамках исследовательского проекта “общественное
мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе одного из каналов
выражения общественного мнения были выделены собрания. Для регистрации
данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных
бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного периода,
регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций
аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации
при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и
дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и карточка
общей
характеристики собрания.
Вот как выглядит карточка
индикаторов для регистрации
участников
собрания к выступающему - докладчику,
участнику дискуссии.
Индикаторы отношения
наблюдения
реакций аудитории
Наблюдение большой аудитории
собрания производится
которые придерживаются единой инструкции. подготовке протокола регистрации
данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и
неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах ( в нашем
случае
- собраниях разных организаций и
коллективов).
Следует ли наблюдателю
Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования. Если цель
исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать
(диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит картину и может
привести
к нежелательному для исследования
искажению информации.
Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при
диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы
исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают. Другой
способ - создать ложное представление о цели наблюдения. Конечно эти
способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться правдивости
информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особенно в том
случае, если узнав о них люди смогут неправильно истолковать задачи
исследования.
Если же цель исследования заключается в принятии определенных
управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как позволит
изменять
ход событий и оценивать
служит
стимулирующее включенное наблюдение.
Преимущества включенных
непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей
и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки
такого способа. Исследователь может потерять способность объективно
оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он
изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий. Поэтому как
правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не
строго
научный трактат.
Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько
вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в
действительности
исследовать их?
Место наблюдения среди других
методов сбора данных.
Основным недостатком этого метода является необъективность
наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно
беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности
наблюдателя
определенно сказываются на его
впечатлениях.
Наблюдению не подлежат
массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение
непредставительным.
Наблюдение используется в
позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить
результаты
других методов сбора информации.
ОПРОСЫ
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире
людей,
их склонностях, мотивах деятельности,
мнениях.
Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих
предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при
исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о
чем угодно.
Даже о том что нельзя увидеть
или прочитать.
Впервые официальные опросы
начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в
1848 году,
Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали
активно распространятся.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем
спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как
убедиться
в том, что можно верить, полученным
ответам.
Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе
участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек одаренный
сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и
социолог
на него.
Респонденты не
живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и
т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-
за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают
неискренне.
Разновидности опросов.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные
опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись
ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо
механически
(на пленку).
Имеется множество
1) По содержанию беседы
событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого -
выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со
специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со
специалистами
существенно отличается от обычной
системы опроса.
2) По технике проведения - делятся
на свободные, нестандартизован
формализованные
( а также полустандартизованные)
интервью.
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой
детализации вопросов, но по общей
программе (“путеводитель
Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане
исследования.
Стандартизованные интервью
наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план
беседы, последовательность и
ответов.
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и
фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.
Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах,
побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь