Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим

трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в

отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения.

Содержание

1 общее понятие

2 Сущность, содержание общественного мнения

3 Этапы общественного мнения

4 Функции общественного мнения

Литература

Работа содержит 1 файл

Общественное мнение.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

в первую очередь от характера влияния, воздействия  первого  на  вторых,  от

содержания  высказываемого мнения, от его  формы.  Для  общественного  мнения

характерны  следующие  функции:  экспрессивная   (в   более   узком   смысле

контрольная); консультативная; директивная.

      Экспрессивная функция - самая  широкая по своему значению. Общественное

мнение  всегда занимает определенную позицию  по отношению к  любым  фактам  и

событиям  в  жизни  общества,  действиям   различных   институтов,   лидеров

государства.  Эта  особенность  придает  данному  феномену  характер   силы,

стоящей над институтами власти, оценивающей  и  контролирующей  деятельность

институтов  и лидеров партий, государства.

      Таким  образом,  объективным   содержанием  деятельности  общественного

мнения  государственные  институты,   их   лидеры   ставятся   в   положение

контролируемых. Обладая только одной моральной  властью, общественное  мнение

бывает  весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет  безусловно

выше, если он  подкрепляется разнообразными  формами контроля  со  стороны

трудящихся.

      Вторая функция -  консультативная.  Общественное  мнение  дает  советы

относительно  способов разрешения тех  или  иных  социальных,  экономических,

политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это  мнение  будет

справедливым,  если,  конечно,  институты  власти  заинтересованы  в   таких

ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры»,  группы,  кланы

вынуждены корректировать решения, методы управления.

      И, наконец, директивная функция  общественного  мнения  -проявляется   в

том,  что  общественность  выносит  решения  по  тем  или   иным   проблемам

социальной  жизни, имеющие императивный  характер,  например,  волеизъявление

народа  во время выборов, референдумов. Народ  в  данных  случаях  не  только

дает  мандат доверия тому или иному  лидеру, но  и  высказывает  свое  мнение.

Императивные  высказывания занимают в политике весьма значительное место.

      В зависимости от содержания  суждений, сформированных  общественностью,

мнение  может быть оценочным, аналитическим, конструктивным  и  регулятивным.

Оценочное мнение выражает отношение к тем  или иным проблемам или  фактам.  В

нем больше эмоций, чем аналитических выводов,  умозаключений.  Аналитическое

и конструктивное общественное мнение тесно  связаны  между  собой:  принятие

какого-либо решения требует глубокого  и  всестороннего  анализа,  для  чего

необходимы  элементы теоретического мышления, а  порой  и  напряженной  работы

мысли. Но по своему  содержанию  аналитическое  и  инструктивное  мнения  не

совпадают. Смысл регулятивного общественного  мнения состоит в том,  что  оно

вырабатывает  и  внедряет  определенные  нормы  общественных   отношений   и

оперирует целым  сводом  не  писанных  законом  норм,  принципов,  традиций,

обычаев, нравов и т. д. Обычно оно  реализует  тот  кодекс  правил,  который

закреплен в нравственном сознании людей,  групп,  коллективов.  Общественное

мнение  может также выступать в форме  позитивных или негативных суждений. 

      ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 

      Под наблюдением подразумевается  прямая регистрация событий очевидцем. 

      Наблюдение  может  носить  различный  характер.   Иногда   наблюдатель

самостоятельно  наблюдает происходящие события. Иногда он может  пользоваться

данными наблюдений других лиц.Наблюдение бывает простым и  научным.  Простое

-  это   то,  которое  не  подчинено   плану   и   ведется   без   определенно

разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что: 

      а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным

задачам. 

      б) Научное наблюдение планируется  по заранее обдуманной процедуре. 

      в) Все данные наблюдения фиксируются  в  протоколах  или  дневниках   по

определенной  системе. 

      г)  Информация,   полученная   путем   научного   наблюдения,   должна

поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. 

      Наблюдение классифицируется: 

      1)  По  степени  формализованности   выделяют   неконтролируемое   (или

нестандартизованное, бесструктурное)  и контролируемое  (стандартизованное,

структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются  лишь  принципиальным

планом,  а  при  контролируемом   -   регистрируют   события   по   детально

разработанной процедуре. 

      2) В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или

включенное)  и  простое  (невключенное)  наблюдения.  Во  время  включенного

наблюдения   исследователь   имитирует   вхождение   в   социальную   среду,

адаптируется  в ней и анализирует события  как бы  “изнутри”.  В невключенном

(простом)  наблюдении исследователь наблюдает  “со стороны”, не  вмешиваясь  в

события. 

      В обоих случаях наблюдение  может производиться открыто  или инкогнито. 

      Одна   из   модификаций   включенного   наблюдения   носит    название

стимулирующего   наблюдения.   Этот   способ    подразумевает    воздействие

исследователя  на   события   которые   он   наблюдает.   Социолог   создает

определенную  ситуацию,  для  того  чтобы  стимулировать  события,  что  дает

возможность оценить реакцию на это вмешательство. 

      3) По условиям организации наблюдения  делятся на полевые (наблюдения  в

естественных  условиях) и на лабораторные (в экспериментальной  ситуации). 

      Процедура любого наблюдения  складывается из ответа  на  вопросы:  “Что

наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести  записи?”.  Постараемся  найти  на

них ответы.На первый вопрос отвечает  программа  исследования,  в  частности

состояние гипотез, эмпирические  индикаторы  выделенных  понятий,  стратегия

исследования  в целом. 

      При отсутствии  четких  гипотез,  когда исследование  проводится  по

фомлулятивному (примерному)  плану,  применяют  простое  или  бесструктурное

наблюдение. Цель  такого  предварительного  наблюдения  заключается  в  том,

чтобы придумать гипотезы для более строгого описания  наблюдаемого  объекта.

При этом используется следующее: 

      1)  Общая  характеристика  социальной   ситуации,   включающая   такие

элементы, как:  сфера  деятельности  (производственная,  непроизводственная,

уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы,  регулирующие  состояние

объекта  в  целом  (  формальные  и  общепринятые,  но  не  закрепленные   в

инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции  объекта наблюдения  (в

какой мере его  состояние  определяется  внешними  факторами  и  внутренними

причинами). 

      2)  Попытка  определить  типичность  наблюдаемого  объекта  в   данной

ситуации, относительно других  объектов  и  ситуаций;  экологическая  Среда,

область  жизнедеятельности,  общественная,  экономическая   и   политическая

атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент. 

      3) Субъекты или участники социальных  событий. В зависимости  от  общей

задачи  наблюдения  их  можно   классифицировать:   по   демографическим   и

социальным  признакам; по  содержанию  деятельности  (характер  труда,  сфера

занятий,  сфера  досуга);  относительно  статуса  в  коллективе  или  группе

(руководитель  коллектива, подчиненный, администратор,  общественный  деятель,

член  коллектива...); по официальным функциям в  совместной  деятельности  на

изучаемом   объекте   (обязанности,   права,   реальные    возможности    их

осуществления;   правила,   которым   они   следуют   строго   и    которыми

принебрегают...); по неофициальным отношениям  и  функциям  (дружба,  связи,

неформальное  лидерство, авторитет...). 

      4) Цель деятельности и социальные  интересы субъектов и групп:  общие  и

групповые цели и интересы;  официальные  и  неформальные;  одобряемые  и  не

одобряемые  в данной среде; согласованность  интересов и целей. 

      5) Структура деятельности со стороны:  внешних  побуждений  (стимулы),

внутренних  осознанных  намерений  (мотивы),   средств,   привлекаемых   для

достижения  целей (по содержанию  средств  и  по  моральной  их  оценке),  по

интенсивности  деятельности  (продуктивная,   репродуктивная;   напряженная,

спокойная)  и  по  ее  практическим  результатам  (материальные  и  духовные

продукты). 

      6) Регулярность и частота наблюдаемых  событий: по ряду указанных   выше

параметров  и по типичным ситуациям, которые ими описываются. 

Информация о работе Общественное мнение