Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:41, реферат
Основной целью реферата является сформировать комплексное представление об основных теориях и социологических подходах к изучению социальной коммуникации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Получение нами основных представлений о функционировании социальных коммуникаций в обществе.
2.Рассмотрение массовых коммуникаций как социального института, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации, в частности, со сменой основных социальных, политических и экономических укладов, с технологическими и техническими революциями.
Введение…………………………………………………………………...…3
Глава1.Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации ………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………...….………14
Список использованной литературы………………………...……………15
Познавательный принцип
в методологии не имеет четко
очерченных границ, возможности его
использования определяются спецификой
научной отрасли. В социологии коммуникации
этот принцип реализуется во всех
ее составляющих. Он предполагает исследование
роли знаний коммуникантов в области
социальных норм речевого поведения, знаний,
коммуникативного кода - правил функционирования
коммуникативных систем определенного
уровня, а также функционально-
Прагматическое направление
в гуманитарных науках охватывает широкий
круг проблем, традиционно рассматриваемых
в риторике, стилистике, речевой
деятельности, теории коммуникации, социолингвистике.
В социокоммуникации
Прагматическое направление тесно связано с познавательным направлением по принципу дополнительности. Эту связь убедительно показал голландский ученый Ван Дейк, отметив, что реальная коммуникация включает знания, мнения, желания коммуникантов. С его точки зрения, собственно социальные условия, определяющие прагматические правила речевого поведения, такие, как авторитет, власть, ролевые отношения и отношения вежливости, являются когнитивно обусловленными. Благодаря тому, что коммуниканты знают эти правила, способны их использовать в данной ситуации, они могут правильно интерпретировать информацию (Ван Дейк. 1989. С. 14).
Познавательный и
Таким образом, все это свидетельствует о том, что познавательно-прагматический подход является оптимальным методологическим правлением в исследовании социальной коммуникации.
Заключение
Социальная коммуникация
– область научного знания, занимающаяся
изучением процессов
Социальная коммуникация
- сложное общественное явление,
включающее в себя
В заключение можно сказать, что незавершенность целостной методологической концепции в социологии коммуникации объясняется отсутствием общей базы для изучения взаимодействия социальных и коммуникативных факторов, обусловливающих процесс целенаправленного общения. Серьезной помехой оказался пресловутый плюрализм социологических теорий, но самое главное - неразработанность категорий социокоммуникации как интегративной научной области. Тем не менее, каждое из этих направлений внесло свой вклад в разработку теории и методологии социологии коммуникации, прежде всего, в плане реализации некоторых общенаучных принципов исследования. К ним относятся: диалектический, исторический, деятельностный, или функциональный, структурно-системный, познавательный и принцип целостности. Все принципы взаимосвязаны между собой, что дает большой плюс в исследовании социальной коммуникации.
Список использованной литературы
1. Зимняя И.А. Учебник. - М.: Психологическая характеристика понимания речевого сообщения, 2007
2. Конецкая В.П. М.: Незавершенность целостной методологической концепции в коммуникации. Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 204с.
3. Соколов А.В. СПб.: Общая теория социальной коммуникации, 2002.
4. Тарасов Е.Ф. М.: Речевое воздействие: методология и теория. Оптимизация речевого воздействия, 1990.
Информация о работе Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации