Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Основной целью реферата является сформировать комплексное представление об основных теориях и социологических подходах к изучению социальной коммуникации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Получение нами основных представлений о функционировании социальных коммуникаций в обществе.
2.Рассмотрение массовых коммуникаций как социального института, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации, в частности, со сменой основных социальных, политических и экономических укладов, с технологическими и техническими революциями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3
Глава1.Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации ………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………...….………14
Список использованной литературы………………………...……………15

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 27.99 Кб (Скачать)

Познавательный принцип  в методологии не имеет четко  очерченных границ, возможности его  использования определяются спецификой научной отрасли. В социологии коммуникации этот принцип реализуется во всех ее составляющих. Он предполагает исследование роли знаний коммуникантов в области  социальных норм речевого поведения, знаний, коммуникативного кода - правил функционирования коммуникативных систем определенного  уровня, а также функционально-стилистических возможностей конкретных коммуникативных  средств. Познавательный подход предполагает исследование реализации таких важных для коммуникации психологических  категории, как ощущение, восприятие, представление, мышление, память. Особое место занимает исследование уровня когнитивных структур коммуникантов  и их мотивированность при определении  информационно-познавательных потребностей. В процессе коммуникации, как известно, человек реализует и другую деятельностную потребность - прагматическую, которая  складывается из множества компонентов, обусловленных не только объективными факторами, но и субъективными.

Прагматическое направление  в гуманитарных науках охватывает широкий  круг проблем, традиционно рассматриваемых  в риторике, стилистике, речевой  деятельности, теории коммуникации, социолингвистике. В социокоммуникации прагматический подход позволяет исследовать, по крайней  мере, три аспекта - собственно коммуникативный, функциональный и психолингвистический. В коммуникативном аспекте исследуются  особенности речевых (коммуникативных) актов в плане реализации коммуникативных  установок. В функциональном аспекте  исследуются речевые нормы в  плане их социальной и языковой обусловленности  в данной коммуникативной сфере. В психолингвистическом аспекте  изучаются способы эффективной  передачи и адекватного восприятия информации в соответствии с теорией  порождения и восприятия речи.

Прагматическое направление  тесно связано с познавательным направлением по принципу дополнительности. Эту связь убедительно показал  голландский ученый Ван Дейк, отметив, что реальная коммуникация включает знания, мнения, желания коммуникантов. С его точки зрения, собственно социальные условия, определяющие прагматические правила речевого поведения, такие, как авторитет, власть, ролевые отношения и отношения вежливости, являются когнитивно обусловленными. Благодаря тому, что коммуниканты знают эти правила, способны их использовать в данной ситуации, они могут правильно интерпретировать информацию (Ван Дейк. 1989. С. 14).

Познавательный и прагматический принципы научного исследования хорошо сочетаются благодаря общему основанию - в центре исследуемых проблем  находится человек как член социума, представитель этноса, психологический  субъект, языковая личность, коммуникант. Исследуя различные стороны деятельностных потребностей человека, эти принципы существенно дополняют друг друга. В силу своей многоплановости  они способствуют исследованию социальной коммуникации как целостного объекта. Благодаря этому свойству они  позволяют использовать и другие общенаучные принципы исследования.

Таким образом, все это свидетельствует о том, что познавательно-прагматический подход является оптимальным методологическим правлением в исследовании социальной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальная коммуникация – область научного знания, занимающаяся изучением процессов распространения  и циркуляции информации в обществе.

 Социальная коммуникация - сложное общественное явление,  включающее в себя совокупность  идей, теорий, отношений, организаций  и учреждений. Социальная коммуникация  делится по ряду признаков.  Во-первых, по характеру целевой  аудитории она может быть межличностной,  групповой  или массовой. Во-вторых, по автору, источнику сообщения  она может быть официальной  и неофициальной. И, наконец,  она может быть вербальной  или невербальной. Науки о коммуникации  как самостоятельное направление  были выделены в 50-х годах  прошлого столетия, хотя и до  этого времени существовало немало  публикаций по данной тематике.

В заключение можно сказать, что незавершенность целостной методологической концепции в социологии коммуникации объясняется отсутствием общей базы для изучения взаимодействия социальных и коммуникативных факторов, обусловливающих процесс целенаправленного общения. Серьезной помехой оказался пресловутый плюрализм социологических теорий, но самое главное - неразработанность категорий социокоммуникации как интегративной научной области. Тем не менее, каждое из этих направлений внесло свой вклад в разработку теории и методологии социологии коммуникации, прежде всего, в плане реализации некоторых общенаучных принципов исследования. К ним относятся: диалектический, исторический, деятельностный, или функциональный, структурно-системный, познавательный и принцип целостности. Все принципы взаимосвязаны между собой, что дает большой плюс в исследовании социальной коммуникации.

 

 

 Список использованной литературы   

1. Зимняя И.А. Учебник. - М.: Психологическая характеристика понимания речевого сообщения, 2007

2. Конецкая В.П. М.: Незавершенность целостной методологической концепции в коммуникации. Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 204с.

3. Соколов А.В. СПб.: Общая теория социальной коммуникации, 2002.

4. Тарасов Е.Ф. М.: Речевое воздействие: методология и теория. Оптимизация речевого воздействия, 1990.




Информация о работе Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации