Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:41, реферат
Основной целью реферата является сформировать комплексное представление об основных теориях и социологических подходах к изучению социальной коммуникации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Получение нами основных представлений о функционировании социальных коммуникаций в обществе.
2.Рассмотрение массовых коммуникаций как социального института, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации, в частности, со сменой основных социальных, политических и экономических укладов, с технологическими и техническими революциями.
Введение…………………………………………………………………...…3
Глава1.Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации ………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………...….………14
Список использованной литературы………………………...……………15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
«Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации»
Выполнила:
студентка соц -09
Мурина А.С.
Проверил:
к.пед.н., доц.
Е.Е. Насонова
Липецк 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1.Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации ………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………...……………15
Введение
В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. Вступив в информационный век, мы по-иному смотрим теперь на такую науку, как теория коммуникация. Это связано с переходом от армейского варианта иерархической коммуникации, где роль получателя информации была резко заниженной, к новому, демократическому, когда потребитель информации перемещается с пассивных на активные позиции. Это новая характеристика человека, которая не столь явно проявлялась в прошлом. Теория коммуникации и позволяет наладить эти связи между населением и властью, между фирмой и клиентом, между заводом и потребителем. В добавление к прямой связи, где мы уже достаточно преуспели, приходит обратная, резко повышающая роль получателя информации.
Теория коммуникации в
значительной степени формируется
разнообразными прикладными областями,
где коммуникативное
Методология - учение о системе научных принципов, форм, способов исследовательской деятельности - имеет трехуровневую структуру. В методологии социологии коммуникации обычно различают фундаментальные, общенаучные принципы, составляющие собственно методологию, частнонаучные принципы, лежащие в основе теории той или иной дисциплины, научной отрасли, и систему конкретных, методов, используемых для решения специальных исследовательских задач.
Соотнесенность и
Основной целью реферата является сформировать комплексное представление об основных теориях и социологических подходах к изучению социальной коммуникации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Получение нами основных представлений о функционировании социальных коммуникаций в обществе.
2.Рассмотрение массовых коммуникаций как социального института, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации, в частности, со сменой основных социальных, политических и экономических укладов, с технологическими и техническими революциями.
Глава 1.Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации
Изучение основных методологических направлений в социологии коммуникации показывает, что все они базируются на той или иной теории социального познания и отдельных аспектах коммуникации, а именно:
-обратная связь как реакция на стимул (бихевиоризм);
-символическая роль
- интерпретационная
-функциональность, объективированная структурой (структурный функционализм);
-информационный аспект,
обусловленный познавательной
-целостное явление, в
котором взаимосвязаны
-фактологичность как основа исследования (неомарксизм).
Незавершенность целостной
методологической концепции в социологии
коммуникации объясняется отсутствием
общей базы для изучения взаимодействия
социальных и коммуникативных факторов,
обусловливающих процесс
Диалектика как метод познания природы, общества и мышления прошла долгий путь от наивного учения древнегреческого философа Гераклита до противоборствующих теорий идеалистической и материалистической диалектики Г.Ф.Гегеля и материалистической диалектики К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектика, рассматриваемая в единстве с логикой и теорией познания, является фундаментальным научным принципом исследования многоплановой и противоречивой действительности во всех ее проявлениях. Диалектический подход к исследованию социальной коммуникации позволяет обосновать взаимодействие социальных и коммуникативных факторов как причинно-следственные отношения, отражающие реальную действительность. Противоположные процессы социокоммуникативной дифференциации и интеграции трактуются как развитие через борьбу противоположностей. Тенденции коммуникативной единицы к полифункциональности и стремление функции к выраженности несколькими коммуникативными единицами находят свое обоснование в постоянном противоречии между сущностью и явлением, в конечном счете - в асимметрии между содержанием и формой. Стратификационная и ситуативная вариативность социальной коммуникации является отражением объективного и субъективного в оценке действительности. Опыт и факты являются источником, основой познания социальной коммуникации, а ее прикладной аспект, практика являются критерием истинности теории.
Приведенные примеры свидетельствуют об объяснительной силе диалектики как общенаучного принципа и метода познания. Однако из этого не следует, что диалектика замещает частные научные методы, связанные со спецификой исследуемой области. Диалектика проявляется в них и реализуется через них согласно требованиям преемственности и непротиворечивости в методологии.
Исторический принцип
лежит в основе теории познания общества
как целостной и развивающейся
в конкретных исторических условиях
социальной системы. Вместе с развитием
общества идет процесс развития и
видоизменения коммуникативных
средств, обслуживающих данное общество.
Об этом свидетельствуют рассмотренные
выше примеры видоизменений и
новообразований в русском
Деятельностный принцип, в более узком понимании - функциональный тесно связан с предыдущим, поскольку отражает динамику исследуемого объекта, хотя реализуется в синхроническом плане.
Функциональный принцип используется во многих социологических концепциях, которые рассматривают общество как системное образование. Критики отмечали ряд недостатков этого принципа, в частности, неисторическое рассмотрение общества, идеологическую ориентированность на стабильность общества без учета динамики его развития, неспособность выделить в социальном индивидуальное и др. Действительно, слабой стороной раннего функционального подхода было то, что он опирался преимущественно на биологические концепции в разработке моделей общества. Расширительное понимание функции как целенаправленной деятельности человека - члена социума хорошо согласуется с теорией речевой деятельности (А.А.Леонтьев), в основе которой лежит общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтъев). Именно деятельностный принцип позволил объяснить проблемы социальной обусловленности коммуникации с учетом индивидуального и социального. Коммуникант является производителем речевой деятельности. С одной стороны, его индивидуальные психические и социальные характеристики формируют его речевое поведение. С другой стороны, осуществляя речевую деятельность, коммуникант закрепляет, в том числе и для себя, общепринятые нормы речевого поведения.
Важность деятельностного принципа состоит в том, что он непосредственно связан с прагматическим и прикладным аспектами социальной коммуникации, с ее базовыми функциями взаимодействия и воздействия.
Системный принцип иногда
называют структурно-системным, поскольку
система предполагает определенное
строение элементов - структуру, а структура
предполагает наличие типовых отношений
между элементами. В настоящее
время необходимость системного
подхода к исследованию никем
не опровергается. Но сложность реализации
этого принципа, особенно в интегративных
научных дисциплинах, налицо. В данном
случав трудности связаны с
Принцип целостности в методологии следует отличать от "фактора целостности" - главного положения холизма (греч. "весь, целый"), философского учения о мире, эволюция которого объясняется концепцией целостности мироздания.
Исследователь получает объект на онтологическом уровне в целостном, синтезированном от природы виде, анализирует этот объект - разлагает его на части для понимания его структуры и функций и, наконец, с учетом добытых знаний представляет его в целостном виде на гносеологическом уровне. Нарушение этого принципа ведет к незавершенности исследования или даже к искажению его результатов. Так, например, если не учесть хотя бы один из уровней коммуникации, мы получим неполное, а значит, в какой-то мере искаженное представление о коммуникации в целом. Соблюдение этого принципа важно еще и потому, что лишь в целостном представлении объекта можно определить его функции.
Вышеприведенными научными принципами не исчерпывается методология социокоммуникации. Но уже сейчас можно попытаться обосновать наиболее оптимальный подход к исследованию социальной коммуникации. Решающим фактором являются деятельностные коммуникативные потребности человека как члена социума. К таковым относятся прежде всего информационно-познавательные и прагматические. Первые связаны с получением и/или передачей необходимой информации, вторые - с решением практических задач при помощи коммуникации.
Познавательный, или когнитивный (лат. "постигать, понимать"), принцип связан с общефилософской теорией познания и является методологической базой для многих наук.
Опыт когнитивного подхода к изучению динамики науки и ее взаимоотношения с обществом нашел отражение в разных социологических школах {М.Вебер, Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Кули и др.), но встретил скептическое отношение со стороны оппонентов, заявивших, что познавательная сторона науки ставилась в прямую зависимость от социологии. В разработке этого направления больших успехов добилась (когнитивная) психология, подчеркнув решающую роль знания в поведении индивида. С учетом этого были исследованы ситуации дискомфорта в межличностном общении (Т.Ньюком), соотнесенность когнитивных структур коммуникантов (Ч.Осгуд, Т.Танненбаум). В отечественных исследованиях отмечается, что анализ формирования знания предполагает изучение практической и теоретической деятельности человека в соотнесенности с ее социальным аспектом.
Поскольку в когнитивной теории часто используются смежные понятия "знание" и "познание", следует уточнить их содержание применительно к коммуникации. Знание - это совокупность сведений в какой-либо области, необходимых для понимания и продуцирования информации. Познание - это процесс, обеспечивающий понимание и продуцирование информации; иногда познание понимается как результативный факт знания.
Информация о работе Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации