Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:41, реферат
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
Введение
1. Структура коммуникативного процесса
2. Элементы и этапы процесса коммуникации
3. Производство, распространение и потребление информации
4. Эффективный коммуникационный процесс
Библиографический список
Слабые места приведенных моделей связаны, как с минимализацией функций, так и с введением большого их количества; весьма незначительно исследована роль адресата; не учитывается общий языковой фон и общественный характер коммуникации, рассматриваются два минимальных участника - групповая и массовая коммуникация требуют отдельного и дополнительного разговора. Хотя `фактор адресата'[3.С.132-139] и заложен в модели, обратная связь, реальный отзвук сообщения не всегда учитывается, модель носит однонаправленный характер (от отправителя к получателю)[7.С.458-496]. На деле же каждый из них участвует в коммуникации на равных правах, кроме того, участники коммуникации поочередно исполняют роли отправителя и получателя сообщения.
Функциональная характеристика сообщения - коммуникативного акта может быть дана в зависимости от его направленности, его основной коммуникативной задачи. Р.Димблби и Г.Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов:
предупреждение,
совет,
информация,
убеждение,
выражение мнения,
развлечение.
Эта классификация функций является прагматической, то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей. О прагматике будет идти речь в лекции, посвященной семиотическим аспектах коммуникативного процесса.
Еще одна интересная
модель языковых функций связана с именем
австралийского лингвиста, автора ряда
работ по функциональной грамматике, М.А.К.Хэллидея.
Система Хэллидея содержит три макрофункции,
в которые в процессе языкового развития
индивида соединяются семь исходных дискретных
- отдельных функций в языковом поведении
ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению
Хэллидея, обслуживает более чем одну
функцию сразу. Три макрофункции в системе
Хэллидея - идеационная, межличностная
и текстуальная. Идеационная близка традиционно
выделяющейся когнитивной, но шире ее,
включает выражение опыта, оценочные и
аффективные аспекты. Межличностная функция
включает в себя индексальную и регулятивную,
выражая роль говорящего в речевой ситуации,
его личные приверженности и взаимодействие
с другими. Именно эта функция способствует
установлению и поддержанию социальных
отношений, посредством которых разграничиваются
социальные группы, а индивид получает
возможность взаимодействия и развития
собственной личности. Текстуальная функция
связана со структурированием речевых
актов - выбором грамматически и ситуационно
уместных предложений. Недаром именно
Хэллидей называл функциональную грамматику
грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет
описать ситуативно-обусловленное использование
языка, в котором семантический компонент
соотносится с социальным, с одной стороны,
а с другой - с лингвистическим. По мнению
Хэллидея, на входе семантика имеет социальное,
а на выходе - лингвистическое. Семантика,
таким образом - промежуточный, последующий
уровень между социальным и лингвистическим.