Коммуникативный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Содержание

Введение
1. Структура коммуникативного процесса
2. Элементы и этапы процесса коммуникации
3. Производство, распространение и потребление информации
4. Эффективный коммуникационный процесс
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Структура  коммуникативного процесса

2. Элементы и  этапы процесса коммуникации

3. Производство, распространение и потребление  информации

4. Эффективный  коммуникационный процесс

Библиографический список

Введение

Коммуникационный  процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение  понимания информации, являющейся предметом  общения, т.е. сообщения. Однако сам  факт обмена информацией не гарантирует  эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Процесс коммуникации может быть разделен на отдельные  фрагменты, единицы коммуникации - коммуникативные акты. Разумеется, сам по себе коммуникативный процесс представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания, необходимо выделять дискретные единицы - так уж устроено человеческое познание.

Рассмотрим основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.

В коммуникативных  актах задействованы участники  коммуникации - коммуниканты (отправитель  и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения.

Коммуникантами  могут быть человеческие индивиды и  общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем  случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.

Обычно сообщения - это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).

Сообщения состоят  из знаков различного рода (словесных  и невербальных), изучением которых  занимается семиотика или семиология (наука о знаках, от греч. уЮмб, узмеЯпн `знак'). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.п.).

Коммуникация  может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основной - имеется  в виду не генезис коммуникации и  не `процент использования', а универсальность этого способа для человека, всеобщую переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидности языка.

Невербальные  средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные - паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

1. Структура коммуникативного  процесса

Структура коммуникационного  процесса -- упорядоченное множество  узловых точек, связанных коммуникационным процессом, каждая из которых находится  в определённых отношениях.

В информационно-коммуникационной структуре выделяются 7 основных звеньев:

o кто говорит  (коммуникатор; источник; отправитель;  адресант; рекламодатель; автор);

o что говорит  (содержание);

o как говорит  (вид, форма);

o посредством  чего говорит (канал; вид связи);

o кому говорит  (аудитория; получатель; адресаты; читатель; зритель; слушатель; реципиент  и т. д.);

o когда говорит  (время);

o с каким результатом  (обратная связь).

Причём одна часть звеньев соотносится с  информационной системой, тогда как  другая часть звеньев -- со сферой коммуникационных процессов. В целом они образуют единство. При этом нельзя упускать из виду, что информация является двусторонним непрерывным процессом, характеризуемым обратной связью. Другие факторы (вре-мя, стоимость связи и т. д.) входят в состав эффективности процесса.

2. Элементы и этапы  процесса коммуникаций

В коммуникационном процессе можно выделить следующие  элементы:

Источник. В организации  источниками информации могут быть руководители и сотрудники, высказывающие  различные идеи, намерения или сообщающие какую-либо информацию.

Отправитель. Отправителем является индивид, который хотел  бы донести свои идеи до окружающих. Для этого он должен найти информацию и выразить свои мысли и эмоции.

Сообщение. Это  формулировка отправляемой идеи, закодированной в виде символов. Именно кодирование превращает идею в сообщение.

Канал. В коммуникационном процессе каналом называется средство, с помощью которого передается сообщение  получателю. В качестве передаточного  средства могут выступать устные выступления, обращения, телефонные разговоры, различные встречи и собрания, письменные отчеты, средства массовой информации.

Получатель. Получатель - лицо, которому адресовано сообщение, декодирует содержащиеся в послании символы, интерпретирует для себя их значение, используя свой опыт или предлагаемые рекомендации.

Обратная связь. В том случае, когда получатель реагирует на коммуникации отправителя  обратным сообщением, возникает обратная связь.

Помехи, барьеры. Помехи и барьеры искажают смысл  передаваемой информации и нарушают качество сигнала. В теории передачи информации их называют шумами. Определенные шумы существуют в коммуникационном процессе всегда. Их невысокий уровень позволяет передавать сообщения. Высокий уровень шума может полностью исказить смысл сообщения.

При обмене информацией  отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение  и использовать канал для его  передачи таким образом, чтобы обе  стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

Зарождение идеи.

Кодирование и  выбор канал

Декодирование.

Хотя весь процесс  коммуникаций часто завершается  за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, проанализируем эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникнуть в разных точках.

Обмен информацией  начинается с формирования идеи или  отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Кит Девис подчеркивает важность данного этапа: “Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Лейтмотив этапа - не начинайте говорить не начав думать”.

Нужно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить процесс эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.

Этот пример показывает также связь между  восприятием и коммуникацией. У  руководителя, который считает подчиненных  способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего, найдутся дельные позитивные идеи обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего, заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.

Еще один пример потенциальных проблем на этапе  зарождения идеи дает нам начальник  цеха, только что принявший сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно на 6 % увеличить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы. Если же руководитель в самом деле подумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям:

Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения - прирост объема производства на 6% без дополнительных сверхурочных.

Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать из них побольше, а платить поменьше, и взбунтоваться.

Рабочие должны понять, каким образом следует  осуществить изменения - качество продукции  и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своем сообщении высшее руководство.

Руководители, неудовлетворительно  обменивающиеся информацией, могут  действовать неудачно, поскольку  по отношению к ним именно так  действует высшее руководство. Дело в том, что руководители высшего звена часто служат ролевой моделью для поведения подчиненных. Если наши руководители склонны к принуждению или не откровенны в обмене информации с нами, мы вполне можем повести себя подобным образом, обмениваясь информацией со своими подчиненными. однако вы находитесь в ином положении, чем ваше начальство. Поэтому вовсе необязательно действовать в том же стиле, даже если этот стиль эффективен. Что в действительности необходимо, так это осознать - какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.

2.Функции  коммуникации и  коммуникативного  акта

Можно вести  речь о функциях коммуникации в целом. Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном  акте могут сочетаться несколько  функций, одна или две из которых  будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью  коммуникации и `прикреплены'[2.С.111-118] к  ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:

эмотивная,

конативная,

референтивная,

поэтическая,

фатическая,

метаязыковая.

Каждая из предложенных им функций связана с тем или  иным участником или элементом коммуникации.

Некоторые исследователи  добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую функцию, биологическую функцию.

Другие исследователи  предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и  считая другие разновидностью основных. Известный психолог и лингвист Карл Бюлер выделял три функции языка: функцию выражения - экспрессивную, соотносимую с говорящим, функцию обращения - апеллятивную, соотносимую со слушающим, и функцию сообщения - репрезентативную, соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

Традиционно также  выделяется либо две, либо три функции  языка и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом. Считалось, что язык в первую очередь выполняет  познавательную - когнитивную или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, которая обычно выделялась - оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья - аффективная: передача эмоций и чувств. Роджер Т.Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия - когнитивная функция, социология и социальная психология - оценочная функция, психология и литературоведение - аффективная функция.

Рассмотрим более  подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с  участниками и аспектами его  же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа  языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий. Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Информация о работе Коммуникативный процесс