Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа
Объект работы - исследования по системе коммуникаций.
Предмет работы - исследования, связанные с системой коммуникаций в первобытном обществе.
Цель работы - охарактеризовать систему коммуникаций в первобытном обществе.
Задачи работы: 1) дать определение «системе коммуникаций»,
2) охарактеризовать специфику системы коммуникаций в первобытном обществе.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Система коммуникаций как теоретическое понятие……………………..4
1.1 Коммуникация как процесс……………………………………………………...5
Исторические вехи развития коммуникации………………………………...8
Коммуникации в первобытном обществе……………………………………..10
3.1 Общая характеристика первобытного общества……………………..10
3.2 Развитие коммуникации в человеческом сообществе…………….15
3.3 Структурная информация в процессе управления социумом....21
Заключение……………………………………………………………………………………………………..23
Используемая литература………………………………………………………………………………24
Но человеческий Вожак имел в запасе нечто, многократно увеличивающее физическую силу. Он, как правило, был тем персональным накопителем эмпирической опытной информации, которая позволяла ему в определенной степени уподобиться божеству. И неудивительно: ведь он знал, когда сеять и когда жать, когда и где охотиться, как заготавливать пищу на случай голодной зимы. От него в буквальном смысле зависела жизнь рода-племени. Именно он определял, что можно и что нельзя, что нужно делать, чтобы остаться сообществу в целости и сохранности.
На первом этапе жизни человечества такая запретительно-разрешительная матрица была дублированием прошлой практики: по сути дела, это было развитие, «опрокинутое» в прошлое. Чем в большей степени настоящее повторяло прошедшее, тем более обоснованным оно считалось. Таково было содержание тех человеческих коммуникационных сетей, или, образно говоря, той социальной пуповины, которая прикрепляла каждую отдельную особь к роду-племени. Эти запреты и разрешения транслировались всеми способами, как бы мы сейчас сказали, народного творчества, всеми средствами визуальной культуры (орнамент в одежде, в гончарных изделиях, раскраска лица и тела).
В той мере, в какой род воспринимал настоятельность социальных координат поведения, возникало понимание совокупности силы и знания как самоценности — отсюда ореол харизмы, поклонения и обожествления Вожака, авторитета его фигуры. Существенный момент взаимоотношений Власти и управляемых: сила рождает страх, но последний заканчивается вместе с силой. Новые «привязанности» управляемых обеспечивали перманентность этих отношений и, что самое главное, их «добровольность», во многом зависящую от авторитета Вожака. Человеческому Акеле уже никогда не угрожало изгнание.
Можно сказать, что подобное соотношение
сил определило характер довольно большого
этапа человеческой истории, когда подчинение
управляемых было полным: в этих случаях
речь идет об эпохе первобытнообщинного,
рабовладельческого и феодального строя.
В нашем языке есть слова для обозначения
такого характера власти (абсолютизм,
авторитарная власть, тоталитарная власть).
Думается, как нельзя лучше характеризует
самые ранние этапы развития человеческого
социума определение Т. Адорно: «власть
свирепствующих патриархов».
3.3 Структурная информация в процессе управления социумом
Обозначим еще один важный момент в развитии социальных отношений: ситуация, когда Вождь осуществлял свою власть «контактно», была тупиковой; перевести же ее на новый уровень — сделать дистанционной — возможно было только одним способом, используя в качестве нового цементирующего основания для «управляемых» информацию о том, что можно, нужно делать и чего делать нельзя. Итак, эта новая информация — назовем ее, вслед за множеством исследователей, структурной — постоянно воспроизводилась: возникали традиции, нормы, ценности, неукоснительное выполнение которых переставало быть только требованием Власти. Выполнение их обеспечивалось незыблемым родовым мнением, властью «других», властью окружения… За многие сотни лет с этим явлением произошли значительные метаморфозы, которые и привели в итоге к феномену общественного мнения.
Как мы видим, в ходе развития
сообщества функции управления
трансформировались. К призывам
типа «делай так, потому что
так хочу я — сильный и
ужасный» присоединились иные
обоснования, в которых
Действительно, разделение
Заключение
Итак, первобытный
этап человеческой истории – самый
большой по времени, но и самый
важный по значению для развития человека.
За этот период человек научился быть
особым существом в природе и построил
свой мир, совершенно отличный от мира
биологического. Ему стало нельзя делать
то, что можно любому животному и нужно
то, что не сделает ни один зверь. Естественные
законы, которые направляют жизнь всего
живого, он заменил человеческими, общественными
законами и научился воспроизводить этот
особый, надприродный порядок жизни. Свою
жизнь, свой порядок он стал представлять
в виде картины мира, которую воспроизводил
в знаках, в тексте. Эта картина мира, то
есть организация пространства, организация
времени, все «можно», «нельзя» и «надо»
стала передаваться от поколения к поколению.
Используемая
литература
1 Шпаковская С.В., Шпаковский В.О. Основы теории коммуникации_Электронный учебник для ДО
2 Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для
вузов
3 Википедия Свободная энциклопедия
4 Материалы из Интернета