Коллективная идентичность: коммуникативные технологии формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:32, курсовая работа

Описание работы

Идентичность – многомерный процесс человеческого становления, который может быть описан с помощью разнообразных подходов. Проявление индивидуальной и коллективной идентичности проявляется через различные социальные практики, в которых сохраняются как базовые архетипические характеристики, так и изменяющиеся, адаптирующиеся к новым условиям стратегии самоидентификации.н.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты коллективной идентичности 6
1.1. Понятие коллективной идентичности 6
1.2. Технологии формирования коллективной идентичности в историческом аспекте 11
Глава II. Механизмы формирования коллективной идентичности 16
2.1. Коммуникативные практики формирования коллективной идентичности 16
2.2. Речевые формы коммуникативного взаимодействия как средства формирования коллективной идентичности 20
Заключение 25
Литература 26

Работа содержит 1 файл

Коллективная идентичность.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     М. Кастельс в этой связи замечает, что коммуникативные идентификации  создают новую стратификацию  в обществе. «Мир мультимедиа, — говорит ученый, — будет населен двумя различными популяциями: взаимодействующей и включенной во взаимодействие, т. е. теми, кто способен выразить свои мультинаправленные цели коммуникации, и теми, кого будут снабжать ограниченным количеством заранее «установленных» вариантов выбора»20.

2.2. Речевые формы коммуникативного взаимодействия как средства формирования коллективной идентичности

     Формы коммуникативного взаимодействия являются средством формирования идентичности в социуме. Институциональное общение  организовано в виде сложных речевых  событий, которые являются не только формой социокоммуникативного взаимодействия, но могут выступать в виде темпоральных и пространственных ориентиров, что свидетельствует о значимости таких событий в жизни отдельного человека и социума.

     Трансформация социальных и политических институтов приводит к появлению новых социальных ролей, реализация которых происходит в рамках коммуникативного взаимодействия в сложных речевых событиях. Зависимость структуры сложных речевых событий от экстралингвистических факторов, а также их роль в социуме позволяют рассматривать такие события в качестве объекта исследования проблемы социальной идентичности.

     Язык  всегда являлся основным средством  социализации и появление новых  средств коммуникации лишь расширили  возможности и несколько видоизменили функции языка в процессе общения. В современной России речевая составляющая общения претерпела значительные изменения. Средством идентификации и самоидентификации определенного микросоциума выступает как регистр общения, используемые лексические средства, фатическая составляющая, так и формы речевого общения.

     Коммуникативные события играли важную роль в жизни человеческого коллектива с самой ранней эпохи формирования социума. В современном обществе им уделяется пристальное внимание.

     «Первыми в истории человечества мероприятиями, вероятно, следует признать древние общественные и религиозные ритуалы: посвящение в воины, выборы вождя, празднование удачной охоты, жертвоприношение… Первыми организаторами мероприятий стали шаманы – те, кто знал и создавал ритуалы»21.

     Если  ритуалы всегда играли значительную роль для самоидентификации и сохранения идентичности в религиозном и этническом планах, то обладающие ритуальной составляющей коммуникативные события также могут использоваться для конструирования идентичности.

     Сейчас  прежние формы коллективного  общения в профессиональной сфере приобретают новые черты. Проведение мероприятия сейчас – это заявление о существовании фирмы или компании, политической партии или семьи как единого коллектива (микроколлектива) со своими характеристиками и системой ценностей. Следовательно, мероприятия рассматриваются в качестве особой формы групповой коммуникации, в рамках которой речевое общение строится по определенному сценарию.

     В структуре коммуникативного события можно выделить акциональный план, предметно-символьный план, участников с определенными социокоммуникативными ролями – те же компоненты, что и в ритуалах. Повторяемость событий-мероприятий и воспроизводимость их структуры обеспечивает успех организаторам мероприятий.

     Мероприятия характеризуются различной тематической направленностью. Можно говорить о функциях мероприятий – они могут выполнять историческую, культурную, религиозную, церемониальную, патриотическую функции. Все мероприятия носят социальный характер – их участники члены социума, это форма коллективного (социального) общения, средство социализации.

     Коммуникативные события можно рассматривать как средство конструирования идентичности, по крайней мере, в двух аспектах: для изучения индивидуальной самоидентификации и для изучения групповой (коллективной) самоидентификации.

     В одном случае сложные речевые события выступают в роли временных маркеров, помещающих судьбу конкретного человека в исторический контекст. События личной жизни происходят на фоне событий политических – выборов, референдумов, митингов и др.

     Человек, принадлежащий определенной социальной группе, в течение жизни участвует в определенных сложных речевых событиях. Это определяется как профессиональной деятельностью, так и этнической, конфессиональной или политической принадлежностью.

     Помимо  функции временного маркера, сложные речевые события являются показателями значимости человека в микро- или макросоциуме. Если человек участвует в том или ином событии (съезде, собрании, презентации), он обладает определенным уровнем политической власти и общественной значимости.

     Высокий социальный статус предполагает участие  в сложных коммуникативных событиях.

     Медийные  тексты разных типов являются трансляторами  определенных форм коммуникации, конструирующих общение. Такие формы общения, зафиксированные  в виде коммуникативных событий, есть инструмент выявления особенностей российского общества, а также новой идентичности России под влиянием западных общественно-политических систем.

     В трансформации форм коммуникации велика роль СМИ. С одной стороны, они  являются средством трансляции знаний о существующих коммуникативных событиях. С другой стороны, очевидна функция СМИ как хранителей информации о структуре событий, основных узлах событийного фрейма, сценариях событий. Наконец, СМИ выполняют еще одну функцию – функцию создания событий.

     Медийная  составляющая событий может быть двух типов – одна превращает рутинные события в значительные, значимые для жизни общества, другая эти  события создает. Конференция, симпозиум, например, представляют собой часть профессионального общения в научной сфере, фрагмент научного дискурса. Описание этого события как значительного, важного, знаменательного и др. в прессе делает его знаковым, историческим. Второй тип медийных событий – не имеющие под собой реальной основы события.

     Появление новых событий в социальной коммуникации также обеспечивается СМИ – за счет трансляции сведений о коммуникативных событиях разных типов в других культурах22.

     Изменение форм коммуникативного взаимодействия свидетельствует об изменении идентичности современной России. С одной стороны, заимствуются западные формы общения в бизнесе, СМИ, шоу-бизнесе. С другой стороны, актуализируются в речи имена сложных речевых событий религиозной сферы, а также имена событий, которые отражали дореволюционную культуру России. Это свидетельствует об актуализации самих событий в современной коммуникации.

     Конструирование идентичности в различных социо-коммуникативных  сферах осуществляется на нескольких уровнях. Это зависит от социального  института.

     Например, есть понятие alumni, объединяющее всех участников различных проектов и программ, побывавших в США. Специально для них (для участников программ) организуются конференции. Это способ выделить данную социальную группу и объединить ее, создавая условия для самоидентификации. Фактически все съезды и конференции служат средством поддержания идентичности. В результате новые формы общения конструируют новое российское самосознание, новую Россию – в корпорациях и компаниях – по западному образцу.

     Возникает новая культура общения – новая  культура взаимоотношений в трудовом коллективе, базирующаяся на новых формах общения – сложных речевых событиях с трансформированной структурой.

     Появляется  новая система чередования праздников и будней. Создан новый календарь, «корпоративный календарь», отражающий изменения в системе ценностей и приоритетов для определенного социального класса людей. Включенные в этот календарь даты требуют проведения определенных коммуникативных событий.

     Сфера коллективной коммуникации оказывается  неразрывно связанной со сферой массовой коммуникации и со сферой частной жизни – межличностной коммуникацией. Происходит размывание границ между ними. Например, традиционное место проведения семейных праздников изменяется – теперь принято семейные праздники устраивать вне дома.

     Изменение пространственной локализации события приводит к изменению его значения для социума. Рядовое событие становится знаменательным при соответствующей организации и интерпретации в СМИ.

     Технические средства также влияют на структурные  черты событий – например, перевод  ряда событий в режим реального времени посредством общения через Интернет. Это новый тип мероприятий.

     Таким образом, коммуникативные события конструируют коммуникацию и, соответственно, являются средством формирования определенной социокультурной идентичности.

Заключение

     Итак, в ходе данной работы были рассмотрены  вопросы формирования коллективной идентичности. В заключение подведем итоги.

     Тема  идентичности распространяется в общественном сознании и в теоретической гуманитарной мысли к середине XX столетия. Заинтересованность феноменом социальной идентификации является следствием целого комплекса социальных процессов. Сюда относятся стремление сохранить целостность в социально-историческом разнообразии и одновременно обрести индивидуальность, стремление интерпретировать разрывность общественного и частного, официального и повседневного, массового и интимного; распространение опосредованного опыта, знания в связи с развитием информационных технологий.

     В современном, динамично изменяющемся мире, человек находится под воздействием массовых технологий, средств массовой информации, под натиском однородной информации. Через Интернет, СМК он получает готовые мыслительные штампы, запрограммированные решения. Через расширение межчеловеческих связей в глобальном масштабе нивелируется традиционное культурное наследие.

     В век массовых миграций, процессов  глобализации в которых ключевую роль играют средства массовой информации, телевидение, кинематограф и интернет коллективная идентичность проблематизируется.

     Задача  состоит в том, чтобы научиться сохранить устойчивость внутреннего духовного опыта, в результате чего процессы идентичности приобретает истинно гуманистический смысл. В этой связи особую актуальность приобретает изучение особенностей формирования индивидуальной и коллективной идентичности в процессе становления информационного общества, глобальной культуры; соотношения глобализации и локализации, системной и социальной интеграции изучение пограничных ситуаций глобального и локального, естественного и искусственного интеллектов.

Литература

  1. Андерсон  Б. Воображаемые сообщества: Размышления  об истоках и распространении  национализма. Москва.: Канон-пресс-Ц. Кучково  поле. 2001.
  2. Бауман З. Социологическая теория постмодерна // Человек и общество. Хрестоматия / Под ред. С. А. Макеева. Киев, 1999.
  3. Геллнер Э. Нации и национализм. Москва, 1991.
  4. Дубровская, О. Н. Создание единого культурного пространства средствами массовой  коммуникации  (на  материале  сложных  речевых  событий)  // Проблемы межкультурной и профессиональной коммуникации : Матер. общерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 26 марта 2004 года). Саратов : СГСЭУ, 2004.
  5. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов -на – Дону:  Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999.
  6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М., 2000.
  7. Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социс. 2000. №14.
  8. Кон И. С. К проблеме национального характера. // История и психология. М., 1971.
  9. Костенко Н. Культурные идентичности: превращения и признания // Социология: теория, методы, маркетинг. 2001. №4.
  10. Лукина А.В. Проблематизация коллективных идентичностей в нформационную эпоху // Материалы международной конференции «Информационная эпоха: Мир, Россия, Урал». Гуманитарный Университет, 2004.
  11. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. М., 1996.
  12. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1905.
  13. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2010.
  14. Шумович, А. Великолепные мероприятия. Технология и практика event management. М., ЗАО Манс, Иванов и Фербер, 2006.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М.: Флинта, 2006.
  16. Reckwitz A. Toward a Theory of Social Practices. A Development in Cultural Theorizing // European Journal of Social Theory. 2002. №5(2).

Информация о работе Коллективная идентичность: коммуникативные технологии формирования