Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:35, доклад
Понятие «большая система» стало употребляться после появления книги Р.Х. Гуда и Р.З. Макола. Этот термин широко использовался в период становления системных исследований для того, чтобы подчеркнуть принципиальные особенности объектов и проблем, требующих при-менения системного подхода.
СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Теоретико-методологические
основания развития теории социальных
систем связаны с именами Г. В.
Ф. Гегеля как основоположника системного
анализа и мировоззрения, а также
А. А. Богданова (псевдоним А. А. Малиновского)
и Л. Берталанфи. В методологическом
плане теория социальных систем ориентируется
на функциональную методологию, исходящую
из принципа первичности идентификации
целого (системы) и его элементов. Такая
идентификация должна проводиться на
уровне объяснения поведения и свойств
целого. Так как подсистемные элементы
связаны различными причинно-следственными
связями, то существующие в них проблемы
могут в той или иной степени порождаться
системой и влиять на состояние системы
в целом.
Каждая
социальная система может быть
элементом более глобального
социального образования.
Социальная
система и ее структура
Социальная
система определяется как
Такая целостность (система) при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т. е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.
Итак, существенными
характеристиками любой системы
являются целостность и интеграция
структурных элементов. Специфика
социальной системы заключается
в том, что ее элементами (компонентами)
являются индивиды, группы, социальные
общности, поведение которых
Процесс
исторического становления
Значит,
когда мы говорим о социальной
структуре, то подразумеваем
Наиболее
глубоко проблема социальных
систем была разработана
Парсонс
рассматривает три рода проблем: интеграцию
социальной и личностной систем, интеграцию
элементов системы и интеграцию социальной
системы с культурными образцами. Возможности
такой интеграции связаны со следующими
функциональными требованиями. Во-первых,
социальная система должна иметь достаточное
количество составляющих ее «актеров»,
т. е. действующих лиц, адекватно понуждаемых
действовать в соответствии с требованиями
системных ролей. Во-вторых, социальная
система не должна придерживаться таких
образцов культуры, которые не могут создать
хотя бы минимального порядка либо предъявляют
людям совершенно неисполнимые требования
и тем самым порождают конфликты и аномии.
В
своих дальнейших трудах Т.
Парсонс разрабатывает концепцию социальной
системы, центральным понятием которой
является институализация, способная
создать сравнительно устойчивые формы
взаимодействия – социальные институты.
Указанные модели регулируются нормативно
и интегрируются с культурными образцами
поведения. Можно сказать, что институализация
образцов ценностных ориентации (а следовательно,
поведения людей) составляет общий механизм
интеграции (равновесия) социальных систем.
Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированы взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.
Для целей социологического анализа необходимо знать, что любая социальная система ограничивается рамками культурных образцов я определяет систему личности, характер ее поведения.
Механизм социальной системы, стремящейся к поддержанию равновесия, т. е. к самосохранению, Т. Парсонс видит в сфере интеграции индивидуальных ценностных ориентации действующих «актеров». Это равновесие имеет не только инструментальное, но и содержательное значение для людей, так как в результате его должны достигаться цели оптимизации удовлетворения потребностей. Равновесие социальной системы обеспечивается тогда, когда индивидуальные ценностные ориентации соответствуют ожиданиям окружающих людей. Отсюда следует, что социальные отклонения в ориентациях и поведении индивидов от общепризнанных норм и образцов приводит к дисфункции, а иногда и распаду системы.
Так как
каждая социальная система заинтересована
в самосохранении, то возникает проблема
социального контроля, который можно
определить как процесс, противодействующий
социальным отклонениям в социальной
системе. Социальный контроль различным
образом (от убеждения до принуждения)
ликвидирует отклонения и восстанавливает
нормальное функционирование социальной
системы. Однако социальное поведение
людей не мононормативно. Оно предполагает
некоторую свободу действий индивидов
в рамках дозволенных социальных норм,
тем самым способствует существованию
относительно разнообразных социальных
типов личности и образцов поведения.
Социальный
контроль, наряду с процессами
социализации, обеспечивает интеграцию
индивидов в общество. Это происходит
через интериоризацию индивидом социальных
норм, ролей и образцов поведения. Механизмы
социального контроля, по мнению Т. Парсонса,
включают в себя:
* институционализацию,
* межличностные санкции и воздействия,
* ритуальные действия,
* структуры,
обеспечивающие сохранение
* институционализацию
системы, способной
Определяющую
роль в процессе социализации
и формах социального контроля
играет культура, которая отражает
характер взаимодействий
Граница
системы и ее внешняя среда
При
анализе социальных систем (или
подсистем), структурными элементами
которых являются социальные
множества (индивиды, группы, общности,
классы, нации), мы предполагаем, что
некоторые из перечисленных
Социальные
системы: понятие, сущностные характеристики
Возможны
два подхода к определению
социальной системы.
При одном
из них социальная система рассматривается
как упорядоченность и
Но возможен
и другой подход, при котором за
исходную точку принимается рассмотрение
социального в качестве одной
из основных форм движения материи. В
таком случае социальная форма движения
материи предстает перед нами
как глобальная социальная система.
А что же фиксируется в общепринятых
названиях основных форм движения материи?
В них зафиксирована специфика
присущего данной форме типа взаимодействия
(например, специфическим типом
При таком
подходе в порядке рабочего определения
можно сказать, что социальная система
есть упорядоченная, самоуправляемая
целостность множества
Во-первых,
из этого определения следует, что
существует значительное многообразие
социальных систем, ибо индивид включен
в различные общественные группы,
большие и малые (планетарное
сообщество людей, общество в пределах
данной страны, класс, нация, семья и
т. д.). Коль скоро это так, то общество в
целом как система приобретает сверхсложный
и иерархический характер: в нем можно
выделить различные уровни, — в виде подсистем,
подподсистем и т. д., — которые связаны
между собой соподчинительными линиями,
не говоря уже о подчинении каждого из
них импульсам и командам, исходящим от
системы в целом. В то же время надо учитывать,
что внутрисистемная иерархичность не
абсолютна, а относительна. Каждая подсистема,
каждый уровень социальной системы одновременно
и не иерархичен, т. е. обладает известной
степенью автономии, что I отнюдь не ослабляет
систему в целом, но, напротив, усиливает
ее: позволяет более гибко и оперативно
отвечать на поступающие извне сигналы,
не перегружать верхние уровни системы
такими функциями и реакциями, с которыми
вполне могут справиться низлежащие уровни
целостности.
Во-вторых,
из этого определения следует, что
поскольку в лице социальных систем
мы имеем целостность, то главное
в системах — это их интегративное
качество, не свойственное образующим
их частям и компонентам, но присущее
системе в целом. Благодаря этому
качеству обеспечивается относительно
самостоятельное, обособленное существование
и функционирование системы. Между
целостностью системы и ее интегративным,
сплачивающим всю систему качеством, прослеживается
диалектическая взаимосвязь: интегративное
качество генерируется в процессе становления
системы целостностью и в то же время выступает
гарантом данной целостности, в том числе
за счет преобразования компонентов системы
соответственно природе системы в целом.
Такая интеграция становится возможной
благодаря наличию в системе системообразующего
компонента, «притягивающего» к себе все
другие компоненты и создающего то самое
единое поле тяготения, которое и позволяет
множеству стать целостностью.
В-третьих,
из этого определения следует, что
человек является универсальным
компонентом социальных систем, он
непремен-но включен в каждую из них, начиная
с общества в целом и кончая семьей. Появившись
на свет, человек сразу же оказывается
включенным в сложившуюся в данном обществе
систему отношений, и прежде, чем он станет
их носителем и даже сумеет оказать на
нее преобразующее воздействие, сам должен;
вписаться в нее. Социализация индивида
по сути дела есть его адаптация к существующей
системе, она предшествует его попыткам
адаптировать саму систему к своим потребностям
и интересам.