Классификация систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:35, доклад

Описание работы

Понятие «большая система» стало употребляться после появления книги Р.Х. Гуда и Р.З. Макола. Этот термин широко использовался в период становления системных исследований для того, чтобы подчеркнуть принципиальные особенности объектов и проблем, требующих при-менения системного подхода.

Работа содержит 1 файл

Семинар ИСУ.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

2. Большие и сложные  системы.

Достаточно  часто термины «большая система» и «сложная система» используются как  синонимы. В то же время существует точка зрения, что большие и  сложные системы — это разные классы систем. При этом некоторые  авторы связывают понятие «большая" с величиной системы, количеством  элементов (часто относительно однородных), а понятие "сложная" - со сложностью отношений, алгоритмов или сложностью поведения. Существуют более убедительные обоснования различия понятий «большая система" и "сложная" "система». 

10.1. Большие системы.

Понятие «большая система» стало употребляться  после появления книги Р.Х. Гуда и Р.З. Макола. Этот термин широко использовался в период становления системных исследований для того, чтобы подчеркнуть принципиальные особенности объектов и проблем, требующих при-менения системного подхода.

В качестве признаков большой системы предлагалось использовать различные понятия:

o понятие иерархической структуры, что, естественно, сужало класс структур, с помощью которых может отображаться система;

o понятие «человеко-машинная» система (но тогда выпадали полностью автоматические комплексы);

o наличие больших потоков информации;

o или большого числа алгоритмов ее переработки

У.Р. Эшби считал, что система является большой  с точки зрения наблюдателя, возможности  которого она превосходит в каком-то аспекте, важном для достижения цели. При этом физические размеры объекта  не являются критерием отнесения  объекта к классу больших систем. Один и тот же материальный объект в зависимости от цели наблюдателя  и средств, имеющихся в его  распоряжении, можно отображать или  не отображать большой системой.

Ю.И. Черняк также в явном виде связывает  понятие большой системы с  понятием «наблюдатель»: для изучения большой системы, в отличие от сложной, необходим "наблюдатель" (имеется в виду не число людей, принимающих участие в исследовании или проектировании системы, а относительная  однородность их квалификации: например, инженер или экономист). Он подчеркивает, что в случае большой системы объект может быть описан как бы на одном языке, т. е. с помощью единого метода моделирования, хотя и по частям, подсистемам. Еще Ю.И. Черняк предлагает называть большой системой «такую, которую невозможно исследовать иначе, как по подсистемам». 
 

  1. Самоорганизующиеся  системы.

Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем характеризуется рядом признаков, особенностей, которые, как правило, обусловлены наличием в системе  активных элементов, делающих систему  целенаправленной. Отсюда вытекают особенности  экономических систем, как самоорганизующихся систем, по сравнению с функционирование технических систем:

o нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

o уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях. Благодаря наличию активных элементов системы появляется как бы "свобода воли", но в то же время возможности ее ограничены имеющимися ресурсами (элементами, их свойствами) и характерными для определенного типа систем структурными связями;

o способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения, сохраняя целостность и основные свойства (в технических и технологических системах изменение структуры, как правило, приводит к нарушению функционирования системы или даже к прекращению существования как таковой);

o способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям. В системах c активными элементами не выполняется закономерность возрастания энтропии и даже наблюдаются негэнтропийные тенденции, т. е. собственно самоорганизация;

o способность адаптироваться, к изменяющимся условиям. Это хорошо по отношению к возмущающим воздействиям и помехам, но плохо, когда адаптивность проявляется и к управляющим воздействиям, затрудняя управление системой;

o способность и стремление к целеобразованию;

o принципиальная неравновесность.

Легко видеть, что хотя часть этих особенностей характерна и для диффузных систем (стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров), однако в  большинстве своем они являются специфическими признаками, существенно  отличающими этот класс систем от других и затрудняющими их моделирование.

Рассмотренные особенности противоречивы. Они  в большиистве случаев являются и положительными и отрицательными, желательными и нежелательными для создаваемой системы. Их не сразу можно понять и объяснить для того, чтобы выбрать и создать требуeмую степень их проявления.

При этом следует иметь в виду важное отличие  открытых развивающихся систем с  активными элементами от закрытых. Пытаясь понять принципиальные особенности моделирования таких систем, уже первые исследователи отмечали, что, начиная с некоторого уровня сложности, систему легче изготовить и ввести в действие, преобразовать и изменить, чем отобразить формальной моделью. По мере накопления опыта исследования и преобразования таких систем это наблюдение подтверждалось, и была осознана их основная особенность - принципиальная ограниченность формализованного описания развивающихся, самоорганизующихся систем.

По этому  поводу фон Нейманом была высказана  следующая гипотеза: «У нас нет  полной уверенности в том, что  в области сложных задач реальный объект не может являться простейшим описанием самого себя, т. е. что всякая попытка описать его с помощью  обычного словесного или формально-логического  метода не приведет к чему-то более  сложному, запутанному и трудновыполнимому...» .

Необходимость сочетания формальных методов и  методов качественного анализа  и положена в основу большинства  моделей и методик системного анализа. При формировании таких  моделей меняется привычное представление  о моделях, характерное для математического  моделирования и прикладной математики. Изменяется представление и о  доказательстве адекватности таких  моделей.

Основную  конструктивную идею моделирования при отображении объекта классом самоорганизующихся систем можно сформулировать следующим образом: накапливая информацию об объекте, фиксируя при этом все новые компоненты и связи и применяя их можно получать отображения последовательных состояний развивающейся системы, постепенно создавая все более адекватную модель реального, изучаемого или создаваемого объекта. При этом информация может поступать от специалистов различных областей знаний и накапливаться во времени по мере ее возникновения (в процессе познания объекта).

Адекватность  модели также доказывается как бы последовательно (по мере её формирования) путем оценки правильности отражения  в каждой последующей модели компонентов  и связей, необходимых для достижения поставленных целей.

3. Организационная  система 

Фирма как организационная система  
 

 В  основе теории организации лежит  теория систем. Система – это  целое, созданное из частей  и элементов для целенаправленной  деятельности. Иногда систему определяют  как совокупность взаимосвязанных  действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

 Система  может включать большой перечень  элементов и ее целесообразно  разделить на ряд подсистем.  Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая система.

 Крупные  подсистемы обычно называют системами.  Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими. В дальнейшем мы будем рассматривать классификацию систем на примере социальных систем.

Искусственные системы создаются и по желанию  человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское  бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединения.

Естественные  системы создаются природой или  обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.

Открытые  системы характеризуются широким  набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.

 Закрытые  системы характеризуются главным  образом внутренними связями  и создаются людьми или компаниями  для удовлетворения потребностей  и интереса преимущественно своего  персонала, компании или учредителей.  Например, профсоюзы, политические  партии, масонские общества.

 Система,  в набор элементов которой  входит человек или предназначенная  для человека, называется социальной. Например, коллектив отдела кадров, автомобиль (однако луноход не  является социальной системой). В  зависимости от целей, поставленных  в системах, они могут иметь  политическую, образовательную, экономическую,  медицинскую, технологическую направленность. Наиболее распространены социально-экономические  системы. В реальной жизни социальные  системы реализуются в виде  организаций, компаний, фирм и  т.д. Продукция таких организаций  — это товары, услуги, информация  или знания. Таким образом, в  теории организации выделяют  социально-политические, социально-образовательные,  социально-экономические и другие  виды организаций. Каждый из  этих видов имеет приоритет  собственных целей. Так, для  социально-экономических организаций  главной целью является получение  максимальной прибыли в интересах  учредителей.

 Социально-экономическая  организация характеризуется наличием  социальных и экономических связей  между работниками. К социальным  связям относятся: межличностные,  бытовые отношения; отношения  по уровням управления; отношения  к человеку общественных организаций.  К экономическим связям относятся:  материальное стимулирование и  ответственность, прожиточный уровень,  льготы и привилегии. Соотношение  этих связей играет решающую  роль при создании или диагностике  состояния организации.

 В    организации    как    системе    различают    следующие элементы:

-  функциональные  области деятельности организации;

-  элементы  производственного процесса;

-  элементы  управления.

 Социальные  организации объединяют деятельность  людей в обществе. Взаимодействие  людей через социализацию создает  условия и предпосылки для  совершенствования общественных  и производственных отношений.

 В  организации происходят объективные  (естественные экономическим, управленческим  и организационным законам) и  субъективные (искусственные — по  воле человека или общества) процессы. К объективным относятся процессы спада и подъема в деятельности организации, баланс спроса и предложения, процессы, связанные с законами организации, например, синергии, самосохранения, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с реализацией технологических, экономических, управленческих и других решений субъектов управления.

 Тема 2.

1. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности - условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы.  

 Функционирование  социальной системы во внешней  среде опирается на определенную  упорядоченность ее элементов,  отношений и связей. Структурно  и функционально различные аспекты  упорядоченности образуют основу  для выделения в социальных  системах ее подсистем. Как  упорядоченное целостное множество  взаимосвязанных элементов, обладающее  структурой и организацией, социальная  система в своем взаимодействии  со средой демонстрирует определенное  поведение, которое может быть  реактивным (определяться воздействием  среды) или активным (определяться  собственными целями, предполагающими  преобразование среды и подчинение  ее своим потребностям). Специфической  чертой сложно организованных  систем является наличие в  них процессов социального управления , которое обеспечивает автономность и целенаправленный характер поведения социальной системы, а специфические черты управления приводят к выделению классов многоуровневых, многоцелевых, самоорганизующихся и других систем.  

Информация о работе Классификация систем