Истоки и основные парадигмы теории коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

На начальном этапе развития философии, во времена господства натурфилософии человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. Но в V в. до н. э. центральной проблемой философских рассуждений становится взаимодействие человека и общества. Такой переход был связан с деятельностью софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики. Эти проблемы нашли отражение в трудах Платона, Аристотеля. Эти и другие авторы способствовали тому, что риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики. Теоретическое наследие античных мыслителей является основой, на которой строились дальнейшие исследования в области человеческой коммуникации.

Работа содержит 1 файл

Ко.docx

— 33.72 Кб (Скачать)

Истоки и основные парадигмы  теории коммуникации

 Категория: Лекции по  основам теории коммуникации 

 Автор: admin

 

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале XX века., ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как проблема человеческого общения. В социокоммуникативном контексте коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Как происходило становление научных подходов к изучению коммуникации? Первоначально эта проблема решалась в рамках социально-философской мысли. Рассмотрим основные проблемы коммуникации в историческом разрезе социально-философской мысли.

 

На начальном этапе  развития философии, во времена господства натурфилософии человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого  бытия не обсуждалась. Но в V в. до н. э. центральной проблемой философских рассуждений становится взаимодействие человека и общества. Такой переход был связан с деятельностью софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики. Эти проблемы нашли отражение в трудах Платона, Аристотеля. Эти и другие авторы способствовали тому, что риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики. Теоретическое наследие античных мыслителей является основой, на которой строились дальнейшие исследования в области человеческой коммуникации.

 

Значительный вклад в  решение проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и развитием христианства, которое  дало мощный толчок для развития самосознания личности (признание равенства всех людей перед Богом, свобода выбора, которой наделяет Бог человека, господство человека над миром природы). Но христианство внесло и определенные ограничения в развитие человеческой индивидуальности, поскольку, во-первых, отдавало приоритет не индивидуальному, а “соборному” (церковному) существованию человека, во-вторых, высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными, хотя это несло в себе очень мощный нравственный заряд.

 

Возрождение и Новое время  приносят новое, демистифицированное, понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания новой культуры – Человек, а не Бог. Реабилитировав ценности земного бытия, эта эпоха породила рецидивы крайнего индивидуализма, что нашло отражение в знаменитой формуле Т.Гоббса “человек человеку - волк”. Правда, это выражение появилось намного раньше, еще во II в. до н.э., у римского писателя Плавта, но именно Гоббс в XVII в. сделал его достоянием европейской культуры.

 

В эпоху Просвещения умонастроения  в интеллектуальной среде меняются – все более широко признается иное понимание сущности человека и  человеческих отношений – вера в  природную доброту и разум  человека, в возможность создания общества, в котором будут царить свобода, равенство и братство (лозунги  Великой Французской революции 1789 г.). Это время было отмечено бурным развитием наук, изучающих и управляющих взаимоотношениями человека с себе подобными, а не с Богом (педагогики, этики, эстетики, психологии, социологии). Что же касается риторики, то ее популярность убывала. К началу XIX в. риторика как наука устраняется из сферы образования, поскольку воспринимается только как синоним красивой, напыщенной и малосодержательной речи.

 

Разработку теоретических  аспектов коммуникации в  XVIII –XIX вв. связывают с представителями  немецкой  философии. Так, Ф. Шлейермахер (1768 – 1834), видный представитель немецкого романтизма, последовательно рассматривает проблему общения. Для него общение между людьми – это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектные отношения). Это послужило основанием считать его теорию предпосылкой и фундаментальной основой теории понимания (герменевтики), имеющей важное значение для теории коммуникации.

 

В рамках философии прагматизма  в XIX в. сформировалось новое направление  исследования коммуникации – семиотика. Семиотика изучает знаковую природу  коммуникации, исследует свойства знаков, знаковых систем. По утверждению Ч.Пирса (1839-1914), который ввел в научный  оборот само понятие “семиотика”, “мыслить без знаков невозможно, знак является заменителем объекта в  каком-то аспекте”. Таким образом, коммуникация имеет знаковую природу и невозможна без знаков. Идеи Пирса имели своих  последователей и получили дальнейшее развитие в философии XX в.

 

В XX в. теоретическое исследование коммуникации в рамках философской  традиции существенно расширяется. Помимо развития идей семиотики и  герменевтики формируется персонализм, в котором общение и коммуникация различаются следующим образом: общение – абстрактно и безлично, коммуникация – взаимозависимость, противоположная договору, основывается на интимных контактах и осознанной духовной общности. Эмпирические формы  такого контакта – беседа, дискуссия, “безграничное взаимное пребывание в беседе” (К.Ясперс).

 

Значительное влияние  на развитие теории коммуникации в XX в. оказала диалогическая философия (М.Бубер), критическая философия Франкфуртской школы (Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер, Т.Адорно).

 

Философский анализ коммуникации сопряжен с понятием “дискурс”. В немецкоязычном словоупотреблении это понятие означает диалог, ведущийся с помощью аргументов. У Ю.Хабермаса и К.О. Апеля дискурс – форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания, явным или неявным образом содержащие притязания на общезначимость. Так, позитивную роль дискурса Хабермас видит в том, что он выступает средством социализации индивидов в обществе и как форма коммуникации втягивает людей в отношения взаимопонимания. Дискурс вынуждает высказывать собственные мнения от первого лица, которые подвергаются критике, проверке и способствует достижению консесуса в современном обществе. Консенсус является следствием коммуникации, в ходе которой участники признают друг друга как равноправные социальные партнеры. Его функция состоит в том, чтобы предупреждать принуждение со стороны как отдельных лиц, так и учреждений общественного характера, способствовать интеграции общества.

 

Для отображения коммуникации, осуществляемой социальными субъектами с целью “выявления общих представлений  или общих интересов и достижения взаимопонимания”, применяют понятие  “связи с общественностью”. Считают, что этот термин впервые применил президент США Томас Джеферсон в 1908 году в “Седьмом обращении к конгрессу”.

 

Выше описана кратко история  зарождения и развития коммуникативного знания в рамках социально-философской  мысли. Более подробно об этом можно  узнать, изучив материал учебника под  ред. М. А. Василика ( с.63-91). Но даже краткое изложение позволяет сделать вывод о том, что изменения в характере общественных связей и отношений, происходящие на каждом последующем этапе человеческой истории, получали свое отражение в теоретических представлениях о коммуникации. Усложнение общественной жизни влекло за собой структурное усложнение и большое разнообразие коммуникативного знания.

 

До XIX в. осмысление проблем  социальной коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. Но появление социологии, психологии, культурологии и других наук об обществе, развитие филологической и технических наук, зарождение кибернетики изменило ситуацию. В XX в. развитие теории коммуникации и методологии коммуникативных процессов стало прерогативой этих наук. Среди них особо выделим социологию и психологию, в рамках которых сформировались современные концепции коммуникации, о которых пойдет речь в следующем вопросе.

В современной теории коммуникации существует несколько конкретно-научных  подходов к изучению коммуникации. Во-первых, они разделяются на две  группы: технократические и интеракционные. Такое разделение обусловлено существованием двух отличающихся парадигм самой коммуникации: механистической и деятельностной.

 

В механистической парадигме  под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема ее (информации) получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия.

 

Во-вторых, в рамках интеракционных теорий, которые развиваются в социологии, психологии, культурологи, ученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию - ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры. Этот спор имеет давние корни и отражает проблему места и роли человека в обществе, соотношения объективного и субъективного в поведении людей.

 

К числу технократических теорий относят: теорию информационного  общества (Д.Белл, Дж. Гэлбрейт), теорию коммуникационных технологий (Г.М. Маклюэн (1911-1980), математическая теорию коммуникации (К.Шеннон, У.Уивер), многочисленные теории коммуникации в организациях. Содержание этих теорий подробно описано в учебнике.

 

Технократические теории не могут объяснить весь спектр проявления коммуникативной деятельности. Преодоление  этого недостатка связано с интеракционным подходом к исследованию коммуникации, в значительно большей степени учитывающим роль человека как субъекта коммуникации. Поэтому данный подход рассмотрим более подробно.

 

Отличительной особенностью интеракционного подхода является то, что он рассматривает коммуникацию как взаимодействие и является альтернативой не только технократизму, но и бихевиоризму.

 

В начале и середине XX в. социальная коммуникация чаще всего рассматривалась  в контексте общетеоретических  построений бихевиоризма, сводившего ее к прямому воздействию сообщений  коммуникатора на реципиента, где  последний выступает лишь в качестве объекта реагирующего на воспринимаемую информацию.

 

При альтернативном понимании  сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной  деятельности. В этом и состоит  суть интеракционного подхода, который был сформулирован Т.Ньюкомбом в 1953 г.

 

В целом суть интеракционного подхода состоит в следующем:

 

1)субъекты коммуникации  равноправны и связаны взаимными  ожиданиями и установками, а  также общим интересом к предмету  общения;

 

2)коммуникация рассматривается  как реализация этого интереса  с помощью передаваемых сообщений;

 

3)эффекты коммуникации  состоят в сближении или расхождении  точек зрения коммуникатора и  реципиента на общий предмет,  что в свою очередь означает  расширение или сужение их  возможностей взаимопонимания и  сотрудничества.

 

Таким образом, такой взгляд на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.

 

Необходимость учета особенностей коммуникации в различного рода социальных системах, влияния на нее социальных институтов, стереотипов группового сознания обусловили разработку целого ряда теорий в рамках интеракционного подхода.

 

В социологии и социальной психологии, например, значительное влияние  на теорию коммуникации оказал символический интеракционизм. С точки зрения этой теории коммуникация – это не пассивная реакция (как у бихевиористов), а субъективная осмысленность и направленность на других (другого). Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.  Таким образом, действию “другого” приписывается какой-то смысл, значение (“символизируется”), т.е. эти реакции носят не автоматический характер, а являются осмысленными, которым придается то ли иное значение. Например, протянутая рука при встрече двух людей означает приветствие, послание в виде стрелы – объявление войны и т. п.

 

В середине и второй половине XX в. стал популярным интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникаций в различных обществах и организациях. Он исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Главное внимание здесь сосредоточено на изучении символических действий и ритуалов членов различных общностей.  Среди теорий этого научного направления стоит отметить теорию межкультурного содержания коммуникации, разработанную американским антропологом Э. Холлом, которая дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, а эффективность коммуникации расценивается с точки зрения принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде.

 

Значительное влияние  на формирование методологии интеракционного подхода изучения коммуникации оказала социологии, изучая в качестве предмета социальное взаимодействие. В его основе лежит представление о том, что социальный актор (действующее лицо), индивид, группа или общество в целом всегда находится в физическом или мысленном окружении других действующих лиц и ведет себя сообразно этой социальной ситуации. Наиболее полную разработку проблема социального взаимодействия получила в теориях социального обмена.

 

Лингвистические подходы  к изучению коммуникации ставят в  центр своего внимания проблему языка. Они больше внимания уделяют формальным свойствам языка, в то время как  социологов и социальных психологов интересуют сложные и социально  определенные правила, управляющие  лингвистической деятельностью, отношение  между языком и идеологией, знанием  и социальной природой словесного общения. Не случайно, видимо, интересные исследования были проведены на стыке данных наук. Так возникла социолингвистика.

 

В современной социолингвистике при анализе языковых явлений  и процессов основной акцент делается на роли общества: исследуется влияние  различных социальных факторов на взаимодействие языков, систему отдельного знака  и его функционирование. Таким  образом, в рамках социолингвистики происходит органическое сочетание  социологических и лингвистических  категорий (например, когда языковая коммуникация изучается в различных  сферах общения и взаимодействия – общегосударственной, повседневно-бытовой  и т. п.).

 

Бурное развитие средств  массовой коммуникации в XX в. обусловило пристальный интерес ученых к  всестороннему изучению их деятельности. Первоначально исследования массовой коммуникации осуществляется в рамках социологии. Так, Р.Э. Парк, Ч.К. Кули, У.Липпман трактовали массовую коммуникацию как общение членов массы – “коллективной группировки” в условиях индустриального урбанизированного общества. Ими активно изучались и социальные функции массовой коммуникации.  Впоследствии исследования в этой области стали настолько разнообразными, что сформировались свои школы и научные направления. Существующие в настоящее время концепции места и роли массовой коммуникации в обществе весьма многообразны.[10] Среди них отметим теории, рассматривающие место и роль телевидения в современном обществе (Анненбергская школа, созданная в США в 1959 г. при Пенсильванском университете, возглавляемая проф. Дж. Гербнером), теории “волшебной (магической) пули” и “подкожных инъекций”.

Информация о работе Истоки и основные парадигмы теории коммуникации