Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:26, доклад
Особо важную роль играют инновационные процессы в образовании, отрасли
народного хозяйства, определяющей качество человеческого (интеллектуального)
капитала, который в ХХI веке стал основным фактором экономического роста и
социального прогресса.
Особо важную роль играют инновационные процессы в образовании, отрасли
народного хозяйства, определяющей качество человеческого (интеллектуального)
капитала, который в ХХI веке стал основным фактором экономического роста и
социального прогресса. На долю новых знаний и технологий в развитых странах
приходится свыше 90% прироста валового внутреннего продукта. В современной
России значение этого показателя не превышает 1%.Поэтому роль инноваций
сегодня является определяющей в обеспечении высокого качества и
конкурентоспособности образования. Поэтому правомерна постановка вопроса оновой модели организации образования – инновационной, предусматривающей
периодическую смену комбинаций элементов образовательной системы,
образовательных укладов, научных и инновационных циклов, предполагает широкое
использование научно-технических достижений в образовательной практике.
Инновационные процессы
уровнях системы образования (общеобразовательном и профессиональном),
качественно улучшать и обновлять его содержание и структуру, методы и средства
обучения и воспитания, совершенствовать организационно-экономические и
финансовые механизмы
Инновационные процессы развиваются во времени (от зарождения идеи до ее
использования) и пространстве (от сферы науки через освоение, например в учебно-
воспитательном процессе, в сферу
потребления образовательных
Следовательно, инновации являются
непременным элементом
основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности,
выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим
собственным закономерностям.
Актуальность темы исследования. Перспективы прикладной науки и образования в России непрерывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Инновационная научная деятельность является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Данное в первую очередь относится к инновационному потенциалу научной деятельности университетских комплексов, где прикладная наука выступает производительной силой при условии интеграции с производством, определяет направление поиска организационных форм и современных моделей управления процессом внедрения результатов научных разработок, адекватных рыночно-ориентированной экономике. Поэтому в настоящее время повышается роль вузов в формировании инновационного пути развития отечественной экономики, где отдельно следует выделить форму интеграции науки и производства в университетских комплексах.
Значение инновационного
потенциала научной школы в
Упор на конкурентоспособность, инноватику и эффективность - важнейшая составная часть современной политики государства, на что неоднократно указывалось в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. Еще в Послании на 2001 год В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача перехода к инновационному развитию: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующимся на инновационные сектора, на новую экономику – экономику знаний и технологий».
Правительство в последние годы активизирует инновационную политику: в федеральном бюджете в 2006 году формируется инвестиционный фонд, создаются условия для объединения усилий государства и предпринимательства, поощрения инвестиционной и инновационной деятельности налоговым законодательством.
Цель государственной политики в области развития науки и экономики отечественной промышленности определяется задачами развития инновационной сферы в научной деятельности университетских комплексов, формируя потребность целенаправленной работы по повышению эффективности научных разработок и проектировании методов оценки инновационного потенциала научной деятельности всего университетского комплекса.
В современных университетских комплексах сложился отечественный опыт по формированию сетевых структур, которые обеспечивают высочайшую степень взаимодействия между всеми участниками научной конфедерации, устанавливая теснейшие взаимосвязи между всеми элементами и институтами, КБ, заводами, вузами, обеспечивающими создание инновационного потенциала научного монокомплекса. Поэтому главнейшее условие реализации полного инновационного цикла в научно-технической сфере становиться приоритетным направлением деятельности в высшей школе, особенно инженерного профиля.
Сегодня интеграция по созданию
образцов новой техники и технологии
определена как сетевая инновационная
структура отраслевого
Особо выявляется потребность научного исследования условий и факторов развития инновационного потенциала научной деятельности в высших учебных заведениях, прежде всего в университетских комплексах, где «успешно формируются крупные кооперации по созданию образцов новой техники и технологии, на их базе осуществляется целевая подготовка специалистов для сопровождения эксплуатации новой техники в промышленности этой новой техники» (В.Е. Шукшунов).
В настоящее время ощущается недостаток теоретических и методических научных разработок по вопросам совершенствования методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетских комплексов и выявления резервов его повышения.
Поэтому теоретическое обобщение деятельности научных комплексов в инновационной сфере российской экономики и научная разработка методов оценки их инновационного потенциала является актуальным и своевременным научным исследованием, способствующим прогрессивному продвижению финансовых активов в интегрированную систему научно-образовательного сообщества университетского комплекса (ИСНОС УК).
Степень разработанности проблемы. Проблемам инноваций посвящено значительное число научных публикаций. Это связано с превращением инновационного потенциала научной деятельности высшей школы в один из решающих факторов экономического развития.
Исследования, направленные
на рассмотрение сущности инноваций
и инновационной деятельности, разработку
стратегии инновационной
Вопросы организации управления,
финансирования, оценки экономической
эффективности инновационных
Вместе с тем, следует
отметить необходимость разработки
направлений научных
Цель и задачи исследования.
Целью данной работы является раскрытие
теоретического содержания инноваций,
научное обоснование и
В рамках реализации указанной цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:
- теоретически конкретизировать экономическое содержание инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;
- уточнить и систематизировать понятийный аппарат и проблем повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;
- исследовать положение инновационной сферы университетского комплекса в условиях рыночной системы хозяйствования;
- раскрыть роль и значение резервов повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, предложить основные подходы к его классификации;
- предложить направления совершенствования методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;
- определить основные направления и пути реализации имеющихся резервов инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса основе конкретного анализа деятельности всех объектов интеграции;
- разработать методику оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также определить научно-методические подходы, направленные на решение задачи активизации данного процесса.
Объектом исследования является научная интеграция объектов университетского комплекса.
Предметом исследования
принципы и методы оценки инновационного
потенциала научной деятельности университетского
комплекса, а также совокупность
экономических, организационно-управленческих
отношений, возникающих в процессе
интеграции научных модулей университетско
Методологическая и информационная база исследования. Методологической базой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, системный подход, диалектический метод. При работе над диссертацией использовались современная научная литература отечественных и зарубежных авторов по проблемам инноваций, общих вопросов научно-технического прогресса, материалы периодической печати, нормативно-правовые документы, данные Госкомстата РФ (Росстата), отчеты по НИР Московского государственного индустриального университета за последние пять лет, данные управления статистики ЮАО, материалы научных и межрегиональных научно-практических конференций, а также материалы, самостоятельно собранные автором непосредственно на базовых предприятиях и научно-исследовательских институтах университетского комплекса. Обработаны статистические и отчетные данные университетских комплексов методами математической статистики, корреляционного анализа.
Научная новизна
результатов, полученных лично автором,
состоит в уточнении
- конкретизировано содержание понятий «инновация», «инновационный потенциал», «интеграция научных модулей университетского комплекса» с учетом того, что инновационный потенциал научной деятельности является источником получения экономического эффекта («предпринимательской прибыли») и должна удовлетворять определенную рынком и государством общественную потребность как неотъемлемую составляющую успешного нововведения;
- раскрыты факторы инновационной среды и современных тенденций формирования инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, высоких рисках и затратах при разработке и внедрении нововведений;
- определена экономическая сущность и конкретизирован состав резервов повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса на основе системного анализа, что дает возможность развивать рыночный потенциал инновационной деятельности вузовской науки и создает условие для эффективного развития научной базы образовательной среды;
- разработаны основы метода оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса на основе анализа результативности стадий инновационного процесса, которые позволяют регулировать научную деятельность университетского комплекса по системе показателей с использованием общего интегрального критерия;
- предложен механизм повышения эффективности интегрированной научной деятельности университетского комплекса с учетом характера общественной потребности научных проектов, что позволяет еще на ранних стадиях создания нововведения ориентироваться на удовлетворение той или иной общественной потребности в целях достижения определенного коммерческого успеха нововведения;
- разработаны методические рекомендации повышения эффективности интегрированной научной деятельности университетского комплекса, применению ранжирования методов экспертных оценок, с использованием оперограмм по стадиям инновационного цикла, что позволит существенно активизировать инновационный цикл, снизить расход ресурсов и обеспечить экономию на инвестиционных вложениях.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, направлены на дальнейшее развитие экономической теории инноваций, а также на создание теоретической базы для решения вопросов, возникающих в ходе проведения инновационной деятельности в высшей школе. Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций и методических положений, направленных на поиск и разработку методов оценки инновационного потенциала университетского комплекса, что будет способствовать созданию в рамках университетского комплекса инновационного механизма, реализующего научно-технические достижения в рыночных условиях.