Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить гендерные различия в невербальной коммуникации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач:
- изучить специфику и элементы невербальной коммуникации;
- дать анализ гендерных различий в невербальной коммуникации на примере рекламы.
Объект – невербальная коммуникация
Предмет – гендерные различия в невербальной коммуникации
Введение……………………………………………………………………….…3
Раздел 1. Невербальная коммуникация: общая характеристика и основные элементы………………………………………………………………………….6
Раздел 2. Гендерные различия в невербальной коммуникации на примере рекламы ………………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы…………………..……….24
Понятие гендера - основного различия между полами - конкретизируется в сложном процессе социализации, в ходе которого индивидом усваиваются культурные и социальные правила. Тендер" обозначает сумму представлений и ожиданий, которые связываются в обществе с "женственностью" и "мужественностью". Тендеризация привела к тому, что ранее размытое телесное поведение мужчины и женщины приобрело четкие контуры. Тело стало тем местом, где сплавлены в единое целое общественная идеология и личностная идентичность. А полоспецифическая телесная социализация превращает язык тела в "третичный половой признак". Пол вкупе с возрастом дает гораздо более глубокое по сравнению с принадлежностью к определенному классу или какой-либо социальной группе понимание того, какой должна быть наша первичная природа и в каких ситуациях она может и должна быть продемонстрирована, в том числе и в рекламе. Психологическая интериоризация и дальнейшая автоматизация поведенческих образцов, которые предписаны гендерным концептом, совершенствуют процесс натурализации взаимоотношений господства (подчинения) между полами.
В ходе исследования были проанализированы материалы более 100 различных журналов, свыше 80 аудиовизуальных рекламных роликов и споттов (как отечественного, так и зарубежного производства), более 40 пейпербеков, 200 газетных, журнальных и книжных фотографий мужчин и женщин, а также другая рекламная продукция. В рекламно-гендерной коммуникации мужчины, в отличие от женщин, не столь глобально идентифицируются с проявлениями невербальной коммуникации. Их поведение не может быть полностью сведено к понятию "пола", скорее оно служит выражением их социального статуса и индивидуальности. Женщины же в большей степени выражают в рекламно-физическом языке "половую принадлежность". Их коммуникативное поведение меньше указывает на социальный статус и, в первую очередь, интерпретируется с учетом сексуального восприятия.
Стремление создателей рекламы
донести до ее потребителей
идею как видимых, так и
Так, громкий, напряженный
Образ мужчины - это, прежде всего, образ собственника, что подтверждается та-ким элементом, как направление жестов, движений рук, которые имеют коммуникативную направленность, обращенность к другому. У большинства мужских персонажей в рекламе руки немного вытянуты (протянуты) от себя и все жесты также направлены от себя. Вытянутыми руками мужчина словно очерчивает границы своего социального пространства и всего того, что находится в этом пространстве. У женщин, - наоборот, большинство жестов направлено к себе. Мужчины для этого в рекламе используют не только символические способы доминирования: игра желваками, выпячивание груди, сжимание рук в кулаки и т.д., но и другие властные жесты - сжатый кулак или динамичный выброс его в пустоту, оттопыренный большой палец кисти, сигнал "о'кей", включая также реальное психологическое и физическое насилие. Дополнительным элементом в этом ряду является жестикуляция, служащая средством, связывающим физический язык и абстрактный, вербальный. Мужская жестикуляция в рекламе, обращенная к конкретным людям, чаще принимает вид "символического оружия" (например, крепкое сжатие предплечья другой рукой с одновременным сведением кисти в кулак и т.д.). Напротив, женская рекламная жестикуляция не содержит властных знаков, сильно ограничена социальными рамками "приличий". Женщины жестикулируют преимущественно в кругу знакомых, близких и родственников, т.е. в социально фацилитированных ситуациях (судя по рекламе). Жестикуляция женщин часто саморефлексивна, что и демонстрируется в рекламе (поправка прически, одежды, освежение макияжа и т.д.). Эта деятельность как бы восполняет эмоциональную функцию "аутоинтимности" в ситуации недостаточных социальных контактов20.
Еще одно различие в гендерной
невербальной коммуникации, - межличностное
пространство. Пространство, обжитое
человеком, социально
рядом (наиболее типично для американской культуры), широко раздвигают ноги, сидят боком на стуле и т.д. Оказывается также, что в более 50% рекламной продукции при общении мужчины с мужчиной межличностное пространство было большим, чем в случае общения с женщиной. Иными словами, мужское общение в рекламе регламентируется социальным пространством, тогда как общение с женщиной определяется (очерчивается) рамками интимного пространства (прием "психологического давления" на партнера).
В отечественной рекламе, в
отличие от зарубежной, личностная
дистанция между мужчинами и
женщинами меньше. Внешне это
проявляется в таких формах
невербального поведения, как
тесный физический контакт,
Позу вообще характеризует
определенное положение частей тела: головы,
плеч, туловища, ног. Любая законченная
поза требует соответствующего выражения
лица, жеста, направления взгляда. Во многих
ситуациях общения, когда требуется определить
соотношение статусов партнеров по типу
"выше ниже на равных", именно позы
приобретают особое значение. Рассмотрим
некоторые жесты и позы подробнее. Очень
часто в рекламной продукции мужчины и
женщины предстают в положении сидя или
стоя рядом. Мужчины в 72% рекламы представлены
в положении стоя. Это касается как портретов
мужчин и женщин, так и семейных портретов,
где дедушка, отец и иногда сын изображаются
стоя. Женщины, наоборот, в подавляющем
большинстве аналогичных сюжетов сидят.
Это в равной степени относится и к бабушкам,
и к мамам, и к их дочерям. Такое расположение
симметрично как по своему физическому
характеру, так и по социальному значению,
которое оно отражает; в данном случае
не существует никакой отсылки к ролевым
или статусным различиям. Широко используется
в рекламе также поза "под руку".
Она свидетельствует о том, что женщина
находится под покровительственной опекой
сопровождающего ее мужчины (формально
женщина выглядит как принимающая помощь
от мужчины). Хотя эта поза привычна в основном
для супружеских пар и характерна в большей
степени для нашего (российского) общества,
она совсем необязательно демонстрирует
сексуальный или освященный законом характер
взаимоотношений между партнерами; отец
и взрослая дочь, мужчина и жена его лучшего
друга могут идти под руку. Этот невербальный
жест-символ асимметричен как в своей
физической конфигурации, так и по своему
значению. Весьма распространен невербальный
жест рекламной коммуникации - "объятие
за плечи". Данный жест широко используется
в рекламе чаще всего мужчинами
по отношению к женщинам или младшим по
возрасту (сыновья, дети друзей). Для женщин
данный жест вовсе не типичен. Это касается
как отечественной, так и зарубежной рекламы.
Жест "объятие за плечи" представляет
собой ту асимметричную конфигурацию,
которая определяет позиции суверен/вассал и которая в большей или меньшей степени требует от обнимающего человека быть выше партнера, а от того, кого обнимают, принять стороннее руководство и принуждение. Женщина часто играет роль маленького, оберегаемого ребенка, а мужчина берет на себя опеку, защиту, владение. Пары, признающие друг в друге равноценных субъектов, используют в обществе симметричные и равные формы близости (например, тесно обнимают талию друг друга). Подобные симметричные и доверительные области женщины чаще используют и между собой, а мужчины, напротив, их избегают.
Весьма стандартная
Наконец, жест "рука в руке".
Данный жест в паре взрослого мужчины
и женщины воспринимается обычно как свидетельство
возможно эротических, сексуальных или
особых отношений между ними. Можно сказать,
что этот знак говорит об относительном
равенстве партнеров. В этом контексте
была обнаружена следующая закономерность,
а именно: в 91,4% рекламной продукции, проанализированной
нами, была выявлена физическая асимметрия,
проявляющаяся в склонности мужчины держать
руку женщины таким образом, что обратная
сторона руки мужчины была обращена вперед,
по ходу движения, как бы навстречу происходящему.
Этот факт может неявно символизировать
покровительство со стороны мужчины. Следовательно,
пластическое решение рекламной продукции
довольно часто имеет четко выраженный
гендерно-композиционный центр не только
в плане зрительного восприятия, но и,
прежде всего, в смысловом, социально значимом
отношении. Иными словами, ритуально-гендерно-
Еще одним невербальным
Следующим невербальным
Идентичным вышеприведенным
Типичной рекламной
Информация о работе Гендерные различия в невербальной коммуникации