Функции прессы как отражение реальных потребностей социальных институтов и аудиторий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Работа содержит 1 файл

Курсовая функции прессы.docx

— 63.41 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Содержание 2

Введение 3

Из истории развития СМИ 4

Отношение аудитории к СМИ. 7

Информационные потребности аудитории. 8

Информация в действии. 12

Включенность населения в систему СМИ. 15

Личность в сфере влияния СМИ. 17

СМИ и духовный мир человека. 21

Заключение. 26

Список использованной литературы 27

 

Введение

 

Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования  все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о  взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический  статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные  социально-политические роли, те или  иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Деятельность СМИ оказывает  исключительно большое влияние  на жизнь общества в целом, на социально-психологический  и нравственный облик каждого  из членов этого общества, потому что  всякая новая информация, поступающая  по каналам СМИ, соответствующим  образом стереотипизирована и несет  в себе многократно повторяемые  политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в  сознании людей.

 

Из истории развития СМИ

 

Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений  ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.

К настоящему времени большинство  исследователей едины во мнении, что  появление прессы следует отнести  к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень "Acta diurna" ("События дня"). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Ките в VIII веке нашей эры выходила "Дибао"-"Придворная газета", "Кибелчжи"-"Хроникальная газета"; в Японии на глиняных досках выпускалась "Иомиури каварабан"-"Читать и передавать"), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями.

В средневековье широкое хождение имели так называемые "летучие листки" (среди них - реляции, ревю, куранты и др.), носившие ярко выраженный информационно-прикладной характер. Изобретение в 1440 г. И. Гуттенбергом процесса печати с помощью подвижных литер дало толчок развитию прессы и журналистики. Родиной прессы как социального института можно считать территорию Западной Европы. Первой газетой в собственном смысле этого слова принято считать бельгийскую "Niewe Tydingen" ("Все новости"), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. С 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне, стала издаваться первая ежедневная газета "Daily Courant" ("Ежедневный вестник").

В древние времена формы языка реализовывалась в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных эпистолярных формах - от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с возникновением печатной журналистики стала формироваться система журналистских жанров. Среди начальных можно назвать информацию-хронику, репортаж, памфлеты. Далее стали появляться и другие газетно-журнальные жанры.

Принято выделять следующие  типы журналистик: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец  ХХ в. - начало III тысячелетия).

В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в периодических изданиях. Феодально-монархический тип отражает невысокую экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы - 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных СМИ. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме - их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве.

В буржуазной и социалистической журналистике, которые развивались (по большому счету) параллельно, проявился в наиболее полной степени феномен массовой информации - обращение к широчайшей аудитории, возможность системно, многоступенчато влиять на палитру мнений в обществе.

В общегуманистической журналистике, которая формируется в настоящее время, основным принципом является отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналистика - средство коммуникации, а не дубинка. СМИ должны побуждать выражать общественное мнение и предоставлять информацию, четко отделяя ее от других мнений и комментариев.

Фактически с первых шагов  журналистики в ней обозначились три подхода, которые, сменяя друг друга, определяли ее типологию на разных этапах: казуалистский, функциональный и коммуникационный. Казуалистский подход основан на понимании средств массовой информации как безотказного орудия массового воздействия по схеме "причина - следствие", т. е. в конечном счете по принципу "коммуникатором сказано - реципиентом сделано". Этот подход предполагал форсированное насаждение авторитета прессы, ее верховенство над умами. Функциональный подход покоился на несогласии с такой установкой, отстаивая отношения равноправного партнерства реципиента с коммуникатором, в результате чего реципиенту не обязательно брать на веру и принимать к исполнению все, что ему сообщает и что от него требует коммуникатор. Наконец, если во главу угла ставить не партнерство коммуникатора и индивидуального реципиента, а весь комплекс взаимоотношений средств массовой коммуникации и общества, то возникает подход, называемый коммуникационным.

Основные этапы развития СМИ:

1) до начала нашей эры  - прагазетные явления;

2) с начала нашей эры  до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;

3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;

4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;

5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение  печатью функций "четвертой  власти";

6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс  концентрации и монополизации СМИ;

7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха  становления электронных средств  коммуникации;

8) с 1990 г. по настоящее  время - становление нового информационного  порядка в мире.

 

Отношение аудитории  к СМИ.

Функциональные отношения  между участниками процесса массовой информации реализуются во множестве  частных связей (отношений). Аудитория  характеризуется множеством связей со СМИ, обозначаемых общим понятием “отношение аудитория к средствам  массовой информации.

Характеристики аудитории  не исчерпываются внешне проявляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми я поведенческими актами стоят разные потребности, интересы, ожидания. С другой стороны, одни и те же потребности, интересы, I- ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории.  Среди связей (отношений) аудитории с другими участниками системы информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников информации, письменные и устные контакты с “журналистом” и “издателем”. Ко вторым — интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории.

Все рассматриваемые группы частных отношений на уровне конкретного  исследования предстают как система  характеристик, имеющих качественную и количественную определенность —  как система качественных и количественных показателей. Сочетания однотипных показателей могут рассматриваться  как индексы ,  (например, интерес  к определенной тематике может быть описан через индекс, составленный на основе ряда проявлений — заявленного  интереса, линии выбора источников информации и отдельных сообщений и т. п.).

В конкретных социологических  исследованиях изучаются как  сами проявления отношений аудитории  со средствами массовой информации, так  и их факторы. Эти факторы многообразны и лежат в самом субъекте отношения, в объекте отношения, а также  конкретно-исторической ситуации, в которой имеют место изучаемые отношения.

Развитие формализованных  методов анализа массовой информации (контент-анализа), организация комплексных исследовании СМИ позволяют проводить прямое наложение характеристик аудитории на характеристики текстов. Представляется    необходимой и разработка методики формализованного анализа  ситуации (времени, социальной среды, проблем общественного  развития), в рамках которой изучается аудитория.

Для задач конкретного  анализа отношения аудитории  к массовой информации может быть представлена система уровней отношения, выстроенных “по линии потребления”, выбора массовой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).

  1. Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение), использование “наборов” средств.
  2. Выбор источников информации в рамках отдельных средств  (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование “наборов” источников.
  3. Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником информации.
  4. Избирательное восприятие  (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.
  5. Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.

Одни из факторов действуют  на всех уровнях, другие — на отдельных. К числу “сквозных” относится  система жизненных интересов  личности, действие которой отражается в массе проявлений.

Показатели каждого из уровней отношений позволяют  лишь с некоторой долей вероятности  судить о показателях на других, “более конкретных”. Чем конкретнее уровень отношений, тем  больше факторов влияет на них

Понятие отношения вбирает  в себя как устойчивые, так и  ситуативные характеристики. Их важно  различать. Так, во многих исследованиях  выясняется популярность материалов конкретных газет, передач радио и телевидения. По таким данным нельзя однозначно судить об устойчивых формах отношения. Если читателю, например, не нравится экономическая рубрика в данной  газете, то это не значит, что он вовсе не интересуется вопросами экономики. Этот интерес он может удовлетворять за счет других систем социальной информации (специальной литературы), других средств информации (в рамках данной системы информации), других источников. Это касается и выбора конкретных материалов: он в значительной степени обусловлен их конкретными качествами.

 

Информационные потребности  аудитории.

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность  в информации. Последняя вытекает из сущности социальной системы как  системы информационной, в которой  взаимодействие (сотрудничество) между  подсистемами и элементами протекает не только в форме энерговещественных, но и информационных процессов. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который “имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным” .

Для любого социального субъекта (личности, группы, общества в целом) существует необходимость в получении информации. Однако сказать так — это значит объяснить только объективную сторону потребности, осветить отношение субъекта с действительностью односторонне: по направлению от среды субъекту. Есть и обратное отношение—избирательное отношение субъекта к среде.

Жизненные интересы и порожденные  ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных  социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает   их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение “жизненного пространства” людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).

Информация о работе Функции прессы как отражение реальных потребностей социальных институтов и аудиторий