Деятельность специалиста по связям с общественностью: цель, задачи, выполняемые функции и направления работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Для более детального рассмотрения деятельности специалиста по связям с общественностью необходимо, прежде всего, определить более общее понятие - PublicRelations, отталкиваясь от различных подходов и точек зрений.
PublicRelations (PR, связи с общественностью) – это понятие с очень большой базой данных ему определений. В разные периоды времени возникали и преобладали различные тенденции в сфере связей с общественностью, это и отражалось в исследованиях различных теоретиков и практиков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью 6
1.1.Специалист по связям с общественностью и его роль в организации 6
1.2. Цели, задачи, основные функции и направления деятельности специалиста по связям с общественностью 12
1.3.Личные и профессиональные характеристики специалиста по связям с общественностью 17
Глава 2.Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью на примере Новосибирской Городской Молодежной Общественной Организации «Айсек НГТУ» 19
2.1. Основные характеристики деятельности организации 19
2.2.Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью 23
Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности специалиста по связям с общественностьюдля «Айсек НГТУ» 27
3.1.Определение проблем в деятельности PR специалиста организации 27
3.2. Рекомендации по улучшению работы специалиста по связям с общественностью 29
Заключение 34
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Копия ТИПСО на отлично.docx

— 56.67 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный  университет экономики  и управления 
 

     Институт  менеджмента и  коммерции 

     Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления 

Курсовая  работа

По  курсу «Теория  и практика связей с общественностью» 

на  тему: Деятельность специалиста по связям с общественностью:

цель, задачи, выполняемые  функции и направления  работы 
 
 
 
 

                                                 Исполнитель: 

студент гр.7040а

М.Балиоз 

                                                                Руководитель работы:

Л.К.Плюснина 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью 6

1.1.Специалист по связям с общественностью и его роль в организации 6

1.2. Цели, задачи, основные функции и направления деятельности специалиста по связям с общественностью 12

1.3.Личные и профессиональные характеристики специалиста по связям с общественностью 17

Глава 2.Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью на примере Новосибирской Городской Молодежной Общественной Организации «Айсек НГТУ» 19

2.1. Основные характеристики деятельности организации 19

2.2.Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью 23

Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности специалиста по связям с общественностьюдля «Айсек НГТУ» 27

3.1.Определение проблем в деятельности PR специалиста организации 27

3.2. Рекомендации по улучшению работы специалиста по связям с общественностью 29

Заключение 34

Список используемой литературы 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью

    1. Специалист  по связям с общественностью  и его роль в  организации
 

     Для более детального рассмотрения деятельности специалиста по связям с общественностью необходимо, прежде всего, определить более общее понятие - PublicRelations, отталкиваясь от различных подходов и точек зрений.

     PublicRelations (PR, связи с общественностью) – это понятие с очень большой базой данных ему определений. В разные периоды времени возникали и преобладали различные тенденции в сфере связей с общественностью, это и отражалось в исследованиях различных теоретиков и практиков.

     Существует  ряд определений, в основе которых  лежит принцип служения обществу и удовлетворения их потребностей. СюдаможноотнестиопределениеPRамериканскогофонда «FoundationforPublicrelationsResearchandEducation» («PublicRelations» - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно)1, определение британской организации «InstituteofPublicRelations» («PublicRelations» - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимание между организацией и общественностью)2, а также определение данное Сэмом Блэком, которое звучит следующим образом – «PublicRelations» - это искусство и наука достижения гармонии посредствам взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.3

     Также существует подход, расценивающий PR-деятельность с точки зрения её инструментария. К данному подходу можно отнести сущность PRо которой говорит Е.А.Блаженов в изданной в 1994 году книге «PublicRelations» - «PRтесно связан с особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, т.е. с приемами создания известности, популярности, привлекательности определенным личностям в связи с их деятельностью – общественно-политической, производственной, коммерческой в сфере культуры».4

     Некоторые ученые употребляют PR как синоним понятия «коммуникационный менеджмент». Сюда следует отнести определение А.Б.Зверинцева, данное в 1998 году: «PR–это профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой».5

     PRкак разновидность маркетинговой коммуникации рассматривает в своей книге Ф.И.Шарков: «Маркетинговые коммуникации – совокупность технологий продвижения товаров или услуг, к которым принято относить рекламу, прямой маркетинг, стимуляцию сбыта, связи с общественностью».6

     Стоит выделить подход, в основе которого лежит мнение о том, что PullicRelationsспособствует выстраиванию гармоничных отношений общества и организации по средствам учета интересов общественности и их использования в формировании общественной политики организации для более адекватного восприятия обществом в дальнейшем. К сторонникам такого подхода можно отнести Эдварда Бернейза, которого считают одним из «отцов» связей с общественностью: «PublicRelations» - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также усилия, направленные на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот.7Сюда также можно отнести понятие, данное А.Н.Чумиковым и М.П.Бочаровым, -  «PublicRelations» - система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предлагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта8. В данной работе PublicRelations и все производные понятия будут формироваться с точки зрения последнего приведенного определения.

     Переходя  к рассмотрению деятельности специалиста  по связям с общественность, стоит отметить, на каком месте в организации находится служба связей с общественностью, и какими характеристиками обладает. Как отмечает И.В. Алешина в книге «Паблик рилейшнз для менеджеров», служба связей с общественностью — «это особое структурное подразделение организации, неотъемлемая часть ее системы управления, способствующая обеспечению согласия внутренней и внешней общественности с политикой и реальной практикой функционирования организации».(СНОСКА_АЛЕШИНА).Как отмечает В.Г. Королько – «В самом общем виде процесс организации работы в сфере паблик рилейшнз состоит из двух основных компонентов: с одной стороны, это разработка стратегии общественного (публичного) аспекта деятельности организации, а с другой, - реализация этой стратегии». (СНОСКА_КОРОЛЬКО). Многие авторы, такие как В.Г. Королько, И.В. Алешина, Н.В. Абельмас, Ш.И.Шарков, Ф. Джефкинс, Д. Ядин, говорят о стратегической роли службы по связям с общественностью, и, непосредственна, PR–специалиста. Как отмечает И.В. Алешина, топ-менеджеры все большего числа организаций осознает стратегическую значимость PR как управленческой функции.«Также как и другие сферы функционального менеджмента, деятельность ПР вытекает из целей и стратегии организации, реализуется в тактических решениях, имеет свой бюджет, график и схему размещения ресурсов. Сегодня ПР становится четко планируемой и научно-обоснованной активностью компаний и перестает быть лишь реакцией на внезапные потрясения».(СНОСКА_АЛЕШИНА). Резюмируя мнения вышеперечисленных авторов, стоит также подчеркнуть, что все они сходятся во мнении, что специалист по связям с общественностью вносит значимый вклад в «вопрос определения общей стратегии социального аспекта деятельности организации».(СНОСКА_КОРОЛЬКО). Для выработки наиболее эффективных управленческих решений, не только в социальной сфере, стоит позаботиться о том, какое сообщение лучше всего донести до внешней аудитории, по каким каналам и пр. т.е. как осуществляется коммуникационный процесс с внешней средой. Это во многом определяет роль специалиста по связям с общественностью, как человека, непосредственно влияющего на принятия разного рода стратегических и управленческих решений. Также PR-специалист во многом осуществляет роль советника руководителя, т.к. именно он изучает социальные тенденции, анализирует и прогнозирует возможные последствия; собирает, анализирует и интерпретирует данные об общественном мнении, позициях сторон, других проблемах.

     Также стоит отметить, что специалист по связям с общественностью играет особую роль при построении системы внутриорганизационных коммуникаций. Как отмечает И.В. Алешина – «Внутрифирменные коммуникации - двусторонний поток информации интеллектуального или эмоционального содержания с учетом обратной связи». (СНОСКА_АЛЕШИНА).

     Важно также подчеркнуть, что PR-специалист активно влияет  на формирование и укрепление репутации организации и первых лиц: «Паблик рилейшнз начинаются с высшего руководства. 
Уже давно стало аксиомой, что репутация организации в значительной мере обусловливается поведением ее руководителей. От того, как поступает высшее звено менеджеров, что они говорят, зависят восприятие и интерпретация ПР-усилий организации средствами массовой информации. Другими словами, паблик рилейшнз по своей природе, содержанию решаемых задач непосредственно связано с функцией стратегического менеджмента».(СНОСКА_КОРОЛЬКО)

     Также, отмечает И.В. Алешина, специалист по связям с общественностью (или служба) должны подчиняться непосредственно топ-менеджеру, т.е. высшему руководящему звену организации. «Так, например, в администрации президента РФ в 1996 г. заместитель главы администрации М.Бойко наделен ответственностью за связи с общественностью наряду с ответственностью за блок политических вопросов, взаимодействие с другими органами власти и политическими субъектами. Департамент по связям с общественностью министерства финансов РФ курирует заместитель министра. В компании сотовой связи «Вымпелком» функцию ПР возглавляет вице-президент по связям с общественностью».(СНОСКА_АЛЕШИНА).

     В настоящее время в развитых странах  практически каждая крупная организация имеет самостоятельную PR-службу или по крайней мере PR-специалиста. Их численность и структура часто сильно отличаются друг от друга. Например, в «General Motors» в PR-подразделении работают около 200 человек. В зависимости от профиля и целей организации PR-службы могут носить самые различные названия: управление по связям с общественностью, пресс-служба и др. Однако все они выполняют одну и ту же задачу. 

    1. Цели, задачи, основные функции  и направления  деятельности специалиста  по связям с общественностью
 

     Специалист  по связям с общественностью —  новая специальность для вузов  России. Как отмечает Ш.И. Шарков, - «Потребность в них вызвана необходимостью гармонизации отношений между государственными, политическими, коммерческими учреждениями, организациями, предприятиями и обществом и созданием тем самым благоприятных условий для их жизнедеятельности».(СНОСКА_ШАРКОВ).Также автор приводит наиболее распространенные специальности в сфере связей с общественностью:

  • Пресс-секретарь — специалист по работе со средствами массовой информации (СМИ);
  • Рекламист — специалист по организации рекламы;
  • Стилист — специалист по внешнему облику;
  • Имиджмейкер — специалист по конструированию 
    имиджа личности и различных деловых и политических структур, например политической партии или 
    общественной организации;
  • Спичрайтер (от англ. speech — речь, write — писать) — сочинитель текстов выступлений.

     В данной работе мы будем рассматривать  цели, задачи и функции специалиста  по связям с общественностью в  широком значении. И прежде всего стоит определить цели и задачи PR-специалиста.

     Существуют  также разные мнения касательно целей  специалиста по связям с общественностью, во многом они различаются исходя из каждого отдельно взятого случая. Цели PR-специалиста вытекают из той роли, которая отводится ему в организации. В данной работе мы придерживаемся такого же мнения касательно целей деятельности, как и  М.А. Шишкина в книге «Паблик рилейшнз в системе социального управления», - «Целью деятельности PR-специалиста является создание благоприятной внешней и внутренней социально-политико-психологической среды».9 Также здесь авторы данной работы хотят привести мнение А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова о целях деятельности PR-специалиста, приведенного в книге «Связи с общественностью: теория и практика», которое отражает ее суть как управление восприятием и коммуникациями – «формирование необходимого восприятия общественности к организации, продуктам, товарам, услугам и пр.».10

     Для более глубокого рассмотрения целей  деятельности PR-специалиста необходимо рассмотреть задачи, с помощью которых эти цели достигаются. Фрэнк Джефк и Дэниэл Ядин предлагает разделить задачу специалиста по связям с общественностью на 4 составляющие:11

  • Сформировать и поддерживать соответствующий имидж организации и ее политики, продукции, услуг и деятельности персонала;
  • Вести поиск мнения сторонних лиц и доводить эту информацию до руководства компании;
  • Консультировать руководство по коммуникационным проблемам, их решениям и возможным техническим приемам;
  • Информировать общественность о политике, деятельности, продукции, услугах и кадрах с целью достижения максимального знания и понимания.

Информация о работе Деятельность специалиста по связям с общественностью: цель, задачи, выполняемые функции и направления работы