Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:30, доклад
Система «Экспресс» была разработана как автоматизированная система управления продажей билетов и бронированием мест на поезда дальнего следования. Первая ее модификация введена в эксплуатацию в 1972 г. на базе Московского железнодорожного узла. Основные функции, выполняемые системой, состояли в централизованном учете мест, печатании проездных документов, составлении финансовой и статистической отчетности о работе касс. В 1982 г. началось внедрение типовой АСУ «Экспресс-2».
Социальный эффект выражается через систему качественных характеристик:
1) комплексы задач АСУ-Л позволяют проводить конъюнктурный и статистический анализ реализованного спроса на услуги пассажирского транспорта в сетевом и локальном масштабах и на их базе принимать обоснованные решения, направленные на максимальное удовлетворение требований пассажиров к поездке;
2) информационные
технологии АСУ-Л решили задачу информационно-аналитического
обеспечения оперативно-диспетчерского
§ мобильность, т. е. проведение принятых решений в строго установленные сроки;
§ гибкость, т. е. способность в случаях изменения рыночной ситуации расширить или сузить область аналитического анализа;
§ маневренность, т. е. умение адекватно реагировать на неопределенность внешней среды и действие случайных факторов.
Экономический эффект оценивается через систему показателей, характеризующих снижение эксплуатационных расходов на организацию пассажирских перевозок, повышение доходов за счет максимального удовлетворения требований пассажиров на услуги транспорта и расширения спектра дополнительных услуг на вокзалах и в поездах. Экономический эффект подсистемы АСУ-Л определяется путем умножения укрупненной стоимостной оценки измерителя эксплуатационной работы на величину, характеризующую количественной изменение этого измерителя , т. е. сокращение затрат:
,
где − величина i-го измерителя в базовом периоде до внедрения АСУ-Л; − величина i-го измерителя в расчетном периоде.
Управление
пассажирскими перевозками − это
непрерывный, целенаправленный организационно-технический
и социально-экономический процесс, осуществляемый
с помощью различных методов и технических
средств и призванный обеспечить повышение
качества транспортных услуг, удовлетворение
рыночного спроса на перевозки и устойчивое
функционирование железных дорог в условиях
конкуренции с другими видами пассажирского
транспорта. Выработка управляющего решения
составляет одну из главных задач процесса
управления. Переход на рыночную систему
хозяйствования с ее жесткими требованиями
к конечным результатам, дифференциация
спроса клиентов на транспортные услуги
многократно повысили роль и практическую
значимость информационного обеспечения
управления. Экономико-
Рис. 3.3. Процессы
принятия управленческих решений при
локальных, сетевых и комплексных
проблемах пассажирского
Главная цель анализа − подготовить варианты управленческих решений, направленные на повышение эффективности работы исследуемого объекта и его устойчивое функционирование в сложившейся ситуации.
Промежуточные цели анализа могут быть самыми разнообразными, но в общем виде они сводятся к выявлению недостатков или «узких мест» в процессе организации перевозок, исследованию закономерностей, присущих рассматриваемому объекту, типичности средних, причин отклонений от планов и нормативов и их влияния на итоговые результаты деятельности железных дорог.
Предмет анализа − результаты эксплуатационной работы сети, железных дорог, крупных узлов и других объектов, обеспечивающих перевозку пассажиров во внутреннем сообщении.
В содержание анализа входят: процессы получения информации из АБД АСУ «Экспресс» об исследуемом объекте, предварительная оценка его работы на основе количественных и качественных показателей, выявление «узких мест» и слабых звеньев с выделением влияния зависящих и не зависящих от данного объекта факторов, обобщение результатов и выработка управленческих решений.
Аналитическая база данных формируется из внутриотраслевых и внешних источников. Основными источниками внутренней информации являются:
· данные о продаже, гашении, возврате, бронировании мест на поезда дальнего следования; нормативно-справочная информация, получаемая из эталонных и рабочих файлов (календари курсирования поездов, схемы составов, оперативные корректировки в графике движения и т. д.);
· показатели отчетности формы 6-жел о расходах железных дорог в части дальнего сообщения и расходах филиалов ОАО «РЖД» по капитальному ремонту локомотивного и вагонного парка;
· данные отраслевой отчетности ЦО-1, ЦО-4, ЦО-5, ЦО-22 Экспресс (по утвержденному перечню).
На
современном этапе система
Процесс создания теоретических и методических основ функционирования аналитической базы данных АСУ «Экспресс» включал этапы:
· определения общей потребности в информации для обеспечения функций и задач, возникающих в процессе управления пассажирскими перевозками;
· обоснования объемов, содержания, видов и периодичности анализа;
· определения источников и каналов информационного обмена;
· разработку системы показателей, характеризующей использование пассажирского вагонного парка и системы показателей работы железных дорог, связанных с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования;
· устранение дублирования информации на базе исследования взаимосвязи аналитических задач.
Принципиальная основа информационно-аналитического обеспечения процесса управления пассажирскими перевозками – создание и функционирование программно-сегментированных баз данных, которые увязывают в единый комплекс целевые параметры управленческих решений определенного класса с условиями, в которых функционирует управляемый объект. Информационные блоки АБД обеспечивают получение эксплуатационных и экономических характеристик для проведения причинно-следственного анализа по объектам:
· физический вагон и группа вагонов, включенные в состав поезда;
· типы вагонов;
· поезда местного сообщения;
· поезда прямого сообщения;
· группа поездов на заданном железнодорожном направлении;
· железная дорога;
· сеть РЖД.
По назначению представленная в АБД информация делится на следующие классы:
· нормативно-справочная, которая используется как вспомогательная в процессе принятия управленческих решений;
· аналитическая, которая дает возможность выполнять причинно-следственный анализ качества использования подвижного состава, обеспечивает процессы моделирования и выявления взаимосвязей при организации перевозочного процесса;
· рекомендательная, которая используется в процессе технического планирования перевозок и при подготовке мероприятий, связанных с оперативной корректировкой схем составов, размеров движения поездов и передислокаций рабочего парка вагонов;
· сигнальная,
которая обеспечивает возможность гибкого
реагирования и своевременного принятия
управленческих решений в зависимости
от сложившейся эксплуатационной ситуации
на железнодорожных направлениях, дорогах
и в крупных узлах в периоды роста и спада
пассажиропотоков (табл. 3.2).
Таблица
3.2
Принципы
группировки информации
АБД АСУ «Экспресс»
по назначению
Тип
информации |
Назначение | Режим
получения |
Программно-аналитический комплекс |
Нормативно-справочная | Процессы принятия решений в системе оперативного управления перевозками, стратегического и оперативного маркетинга, анализа и планирования работы пассажирского комплекса | Оперативный | «Населенность», «Ход продажи» |
Статистический | «Поезд-мониторинг»,
«Информация о поезде» | ||
Аналитическая | Процессы моделирования и исследования характера формирования пассажиропотоков, оценка использования подвижного состава и экономических результатов курсирования поездов | Оперативный | «Справка-доклад», «Справка 3960», «Корреспонденции» |
Статистический | «Поезд-мониторинг», «Эффективность» | ||
Рекомендательная | Процессы подготовки решений по изменению схем составов, периодичности курсирования и размеров движения поездов | Оперативный | «Населенность», «Отчет о свободных местах» |
Статистический | «Эффективность» | ||
Сигнальная | Краткосрочный прогноз пассажиропотоков, анализ отклонений от выполнения плана, мониторинг использования вагонного парка | Оперативный | «Отчет о свободных местах», «Справка-доклад», «Ход продажи» |
Статистический | «ЦО-22 Экспресс». «Эффективность» |
Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, линейного уровней управления, в компетенцию которых входит решение вопросов маркетинга перевозок, организации работы пассажирских станций и вокзалов, планирования работы подвижного состава, оперативно-диспетчерского управления, составления графика движения поездов, нормирования эксплуатационной работы.
Специалисты сетевого уровня управления пассажирскими перевозками, отвечающие за вопросы маркетинга, начинают аналитический анализ деятельности филиалов и подразделений пассажирского комплекса с логической детализации, то есть с детализации итоговых результатов, переходя от общих характеристик к более частным. Второе направление дедуктивного анализа структурная детализация. Ее цель − оценка вклада каждого подразделения в общие результаты и выявление слабых и сильных сторон деятельности анализируемых объектов, а также определение резервов на всех этапах технологического процесса организации пассажирских перевозок. Решение вопросов стратегического развития пассажирского комплекса базируется на индуктивном методе анализа, т. е. на обобщении выводов и характеристик, которые аналитик делает на основе комплексной оценки реальных возможностей дорог, отделений, станций.
Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, линейного уровней управления, в компетенцию которых входит решение вопросов маркетинга перевозок, организации работы пассажирских станций и вокзалов, планирования работы подвижного состава, оперативно-диспетчерского управления, составления графика движения поездов, нормирования эксплуатационной работы.
Специалисты сетевого уровня управления пассажирскими перевозками, отвечающие за вопросы маркетинга, начинают аналитический анализ деятельности филиалов и подразделений пассажирского комплекса с логической детализации, то есть с детализации итоговых результатов, переходя от общих характеристик к более частным. Второе направление дедуктивного анализа структурная детализация. Ее цель − оценка вклада каждого подразделения в общие результаты и выявление слабых и сильных сторон деятельности анализируемых объектов, а также определение резервов на всех этапах технологического процесса организации пассажирских перевозок. Решение вопросов стратегического развития пассажирского комплекса базируется на индуктивном методе анализа, т. е. на обобщении выводов и характеристик, которые аналитик делает на основе комплексной оценки реальных возможностей дорог, отделений, станций.
Информация о работе Автоматизированная система планирования и регулирования пассажарских перевозок