Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:30, доклад
Система «Экспресс» была разработана как автоматизированная система управления продажей билетов и бронированием мест на поезда дальнего следования. Первая ее модификация введена в эксплуатацию в 1972 г. на базе Московского железнодорожного узла. Основные функции, выполняемые системой, состояли в централизованном учете мест, печатании проездных документов, составлении финансовой и статистической отчетности о работе касс. В 1982 г. началось внедрение типовой АСУ «Экспресс-2».
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ
ПЕРЕВОЗОК
3.1.
Автоматизированная
система управления
«Экспресс»
Система
«Экспресс» была разработана как
автоматизированная система управления
продажей билетов и бронированием
мест на поезда дальнего следования. Первая
ее модификация введена в
АСУ
«Экспресс-3» является человеко-машинной
системой коллективного пользования,
включающей совокупность административных,
технологических, программных и
технических средств, позволяющих
производить в реальном масштабе
времени как обслуживание пассажиров,
так и управление пассажирскими
перевозками, и относится к информационно-
Региональный центр «Экспресс» Московской железной дороги является Головным центром системы «Экспресс-3». Он выполняет задачи по обслуживанию поездов своего региона, а также обеспечивает создание и ведение аналитической базы данных по пассажирским перевозкам в масштабе всей сети РЖД.
Каждый региональный центр системы «Экспресс» хранит информацию о поездах, отправляющихся с региона. При необходимости получить информацию о поездах других дорог происходит взаимодействие систем «Экспресс» между собой, что обеспечивает выдачу клиенту требуемой информации.
Система
«Экспресс-3» должна решить проблему
автоматизации основных технологических
процессов пассажирского
1) автоматизированная подсистема «билетно-кассовых операций» (БКО): автоматизация процессов оформления и учета проездных документов во внутригосударственном, международном и пригородном видах сообщений;
2) автоматизированная информационно-справочная подсистема «ЭКАСИС»: информационно-справочное обслуживание пассажиров (расписание и маршруты поездов, стоимости проезда, возможность обеспечения поездки без пересадки и т. д.);
3) автоматизированная подсистема нормативно-справочной информации «РАСПИСАНИЕ»: ведение классификаторов, эталонных и рабочих файлов поездов, справочных таблиц составление служебных расписаний;
4) автоматизированная подсистема финансового, статистического учета и взаиморасчетов за пассажирские перевозки «ЭФИС»: автоматизация процессов составления финансовой и статистической отчетности о перевозках пассажиров, корпоративной отчетности ОАО «РЖД» о доходных поступлениях и доходах по основным и прочим видам деятельности пассажирского комплекса, взаиморасчеты РЖД;
5) автоматизированная подсистема управления багажной работой «ЭСУБР»: автоматизации технологических процессов перевозки багажа, грузобагажа и почты;
6) автоматизированная подсистема управления парком пассажирских вагонов АСУ ПВ: процессы планирования потребности дорог в пассажирских вагонах, прогноз плановых видов ремонта (капитальных и деповских), слежение за качеством ремонтов, контроль браков в поездной и маневровой работах, ведение отчетности о наличии и использовании вагонов;
7) автоматизированная подсистема «СЕРВИС»: обеспечение взаимодействия системы «Экспресс» с другими (не железнодорожными) системами резервирования мест, бронирование мест в гостиницах, заказ такси и др.;
8) автоматизированная подсистема регулирования пассажирских перевозок АСУ-Л: информационно-аналитическое обеспечение процесса управления пассажирскими перевозками с учетом меняющейся конъюнктуры спроса на перевозки.
В
рамках системы «Экспресс» создана
и функционирует аналитическая
база данных (АБД), отражающая, в масштабе
времени близком к реальному,
информацию о процессах продажи
проездных документов и нормативно-справочные
данные по поездам дальнего следования.
Использование АБД в
3.2. Идеология
создания и этапы внедрения
подсистемы планирования
и регулирования пассажирских
перевозок
Подсистема планирования и регулирования пассажирских перевозок (АСУ-Л) начала разрабатываться в рамках системы АСУ «Экспресс-2». Для сетевого и дорожного уровня управления за отчетный месяц система «Экспресс» формировала справки, позволяющие определять динамику эксплуатационных показателей и доходных поступлений по местному и прямому видам сообщений. Характеристика эксплуатационной работы поездов дальнего следования была представлена в АРМах «Автоматизированная система учета и контроля населенности поездов» и «Система показателей, связанных с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования».
Переход
России на рыночные принципы хозяйствования
поставил перед пассажирским транспортом
новые задачи, решить которые без
коренного изменения в системе
информатизации отрасли было невозможным.
Значение и области применения информационных
технологий стали намного шире, увеличились
требования к объемам информации,
необходимым для выработки
На
третьем этапе АСУ-Л должна стать
информационно-управляющей
На
современном этапе
· обеспечили оперативный доступ пользователей к информации АБД, характеризующей качество использования подвижного состава и объемы выполненной эксплуатационной работы по железнодорожным направлениям, железным дорогам, поездам, группам и типам вагонов;
· создали информационную базу проведения маркетингового анализа рынка пассажирских перевозок;
· обеспечили процессы контроля за использованием производственного потенциала пассажирского комплекса;
· решили вопросы оперативного
отслеживания экономической эффективности
назначения пассажирских поездов дальнего
следования.
Таблица 3.1
Этапы
внедрения АСУ-Л
Этапы | Назначение | Возможности и уровни решаемых задач |
I | Информационно-справочное
обеспечение процессов перевозками |
Разработана и внедрена на железных дорогах технология автоматизации получения отчетных данных об объемах пассажирских перевозок, использовании перевозочных средств, доходных поступлениях |
II | Система поддержки принятия решений | Созданы методическая, технологическая, информационные базы системы аналитического анализа пассажирских перевозок. Внедрены в постоянную эксплуатацию новые информационные технологии, обеспечивающие проведение маркетинговых исследований, оперативной оценки качества использования подвижного состава, прогнозирования объемов перевозок, отслеживания экономической эффективности назначения поездов |
III | Информационно-управляющая система | Автоматизация процессов проведения причинно-следственного анализа убыточности работы поездов и вагонов; прогноза пассажиропотоков; моделирования работы подвижного состава; выработки и принятия управленческих решений в сфере управления пассажирскими перевозками |
В
соответствии с международными принципами
менеджмента комплексы АСУ-Л
Рис. 3.1. Комплексы
задач АСУ-Л
Новшество − оформленный результат фундаментальных прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; научных подходов или принципов; ноу-хау, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. д.), результатов маркетинговых исследований и т. д. Вложение инвестиций в разработку новшества − половина дела. Главное − внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Инновация − конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого вида эффекта.
Рис. 3.2. Основные
направления совершенствования
пассажирского комплекса
Инновационная деятельность − это процесс по организации и выполнению стратегического маркетинга, НИОКР, производству и оформлению новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы.
Интегральный эффект от внедрения новых информационных технологий АСУ-Л на РЖД выражается через экономическую, научно-техническую, социальные составляющие. Создание новых технологий направлено на повышение степени автоматизации процессов управления пассажирскими перевозками, обеспечение функционирования единого аналитического центра сбора информации о состоянии транспортного рынка и использовании перевозочных средств, интенсификацию процедур обработки первичных данных и организацию доступа пользователей всех уровней управления пассажирского комплекса к информации АБД АСУ «Экспресс».
Информация о работе Автоматизированная система планирования и регулирования пассажарских перевозок