Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:51, реферат
Юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.
Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника; индивидуальных актов.
1.Законодательная техника
1.Социальный фактор и правовая культура……………….………………2
2.Законотворчество: Познание, деятельность, результат……………..4
3.Задачи законодательной техники………………………………………...6
4.Правила законодательной техники………………………………………7
5.Законодательный процесс………………………………………………….9
6.Подготовка закона…………………………………………………………..10
7.Рассмотрение проекта в высшем законодательном органе…………...12
8.Опубликование федерального закона……………………………………...15
9.Текст закона………………………………………………………………..16
2.Терминология
1.Понятие термина. Его признаки………………………………………...17
2.Классификация терминов……………………………………………….. 20
3.Научно-техническая терминология и другие техницизмы,
употребляемые в законе…………………………………………………..…23
4.Иностранная терминология……………………………………………...26
5.Нормативные дефиниции…………………………………………………27
6.Вопрос синонимии………………………………………………………….29
7.Заключение………………………………………………………………….30
ПЛАН
1.Законодательная техника
1.Социальный
фактор и правовая культура…………
2.Законотворчество: Познание, деятельность, результат……………..4
3.Задачи
законодательной техники…………………
4.Правила законодательной техники………………………………………7
5.Законодательный процесс………………………………………………….9
6.Подготовка
закона…………………………………………………………..
7.Рассмотрение
проекта в высшем
8.Опубликование
федерального закона……………………………
9.Текст закона………………………………………………………………
2.Терминология
1.Понятие
термина. Его признаки………………………
2.Классификация терминов……………………………………………….. 20
3.Научно-техническая
терминология и другие
употребляемые
в законе…………………………………………………..…
4.Иностранная
терминология…………………………………………….
5.Нормативные дефиниции…………………………………………………27
6.Вопрос
синонимии………………………………………………………
7.Заключение………………………………………………
Юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.
Различаются следующие виды юридической техники: законодательная
(правотворческая)
техника, техника
Целью юридической техники являются рационализировние юридической деятельности, достижение ясности, простоты краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов.
1.Законодательная техника
1.Социальный фактор и правовая культура
В современном
обществе люди и различного рода их
объединения постоянно
Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служит задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.
Прежде чем непосредственно перейти к теме моей работы необходимо усвоить соотношение права, законодательства и законодательной техники.
Вопрос о том, что такое право, обыденным сознанием решается довольно просто: право – это все те законы и иные правовые акты, которые создаются компетентными органами государства для регулирования отношений между людьми и охраняются путем использования средств государственного принуждения. В этой простоте есть определенная доля истины, но нет главного – строго научного определения сущности, социальной ценности и назначения права, которое ошибочно отождествляется обычно с законодательством.
В отличие от законодательства право является объективным феноменом, вырабатывается исторически в процессе общечеловеческого общения, познания и деятельности. Оно вытекает из объективной необходимости упорядочения отношений между людьми, их стабильности и определенности. Законодательство же представляет собой категорию субъективную, создается уполномоченными на то должностными лицами государства, правотворческими органами государства.
Сказанным не отрицается (или умаляется) значение совокупности законов, законодательства в целом, а указывается, что эта совокупность
– лишь часть правовой целостности, одно из проявлений права.
Из изложенных соображений вытекает принципиальный для законотворчества вывод. Если право – это, прежде всего жизнь, а не формально-абстрактное ее отражение, то законы лишь постольку являются правом, поскольку адекватно отражают динамику объективного общественного развития. Смысл связи права и закона состоит в том, что закон, как выражение государственной воли, призван быть точной и в научном отношении безупречной формулировкой действительного, объективно возникшего, фактически существующего и развивающегося в обществе права.
Законодатель
должен видеть право в самой
Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.
Правовая культура законодателя тысячами нитей связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.
Динамизм экономических, политических и социально- культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений.
Многогранность
и глубокая социальная обусловленность
этих задач наглядно обнаруживается
уже простым перечислением
+ исследования
различных социальных факторов,
обусловливающих потребность в
нормативно-правовом
+ выявления
и тщательного учета при
+ использования
в процессе создания закона
соответствующих достижений
+ проведения
сравнительного анализа
+ постановки
в целесообразных и возможных
случаях специальных
+ определения
связи, соответствия и
+ совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т. д.
Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.
2.Законотворчество: Познание, деятельность, результат
Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы. Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального прогресса.
Однако ограничение
законотворчества рамками «чистого»
познания, не переходящего в «деятельную
сущность», таит в себе опасность
ограничения его пассивной
Если познание
в законотворчестве является процессом
преобразования объективной действительности
в факт законодательного сознания и
принятия соответствующего решения, то
реализация этого решения в
Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т. д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.
Рассмотрим теперь более подробно каждый из компонентов законотворческого процесса, обращая прежде всего внимание на их особенности.
Законотворческое познание не имеет каких-либо принципиальных отличий от научного познания вообще. Подчиняясь общим закономерностям развития научного познания, законотворческое познание составляет его разновидность и как таковое имеет свои особенности, которые определяются спецификой предмета, его назначением, функциями и целями этой отрасли познания.
Одна из характерных черт законотворческого познания состоит в том, что отражение действительности внутренне предполагает непосредственно практическое воплощение в жизнь собственных результатов. Познавательная функция законотворчества – не описание, объяснение или призыв, а изучение в целях выработки нормативно-правовых предписаний для практического поведения и деятельности людей.