Возникновение государства и права в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть предпосылки возникновения государства в Древнем Риме, проанализировать его признаки в разные периоды истории Рима, а также исследовать основные этапы развития государства. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:
- анализ признаков государства Древнего Рима;
- рассмотрение предпосылок возникновения государства;
- изучение этапов развития государства;
- анализ становления государства.

Содержание

Введение 3
I. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме, его признаки 5
II. Государственное устройство Древнего Рима в царский период 9
2.1. Государственный строй 9
III. Государственное устройство Древнего Рима в период республики 12
IV. Государственное устройство Древнего Рима в период империи 16
4.1. Принципат 17
4.2. Доминат 19
Заключение 21
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реферат 1.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

В период республики Рим превратился в крупную  средиземноморскую державу. В ходе непрерывных войн оформилась структура  римского войска, которое носило характер народного ополчения. Служба в нем считалась не только обязанностью, но и честью. Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу государство начало платить.

Развитие товарно-денежных отношений и использование труда  привели к обезземеливанию сельского плебса. Нобили скупали и просто захватывали их земли, создавая крупные хозяйства, основными производителями в которых становились рабы. Лишенное земли население сосредотачивалось в городе и пополняло ряды городского плебса, состоящего из ремесленников, мелких торговцев.

Резкое сокращение сельского  плебса - основы римской армии - привело  к военной реформе: в армию  стали принимать неимущих и добровольцев (реформа армии - конец II в. до н.э.). Армия превратилась в профессиональную. Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец для установления единоличной власти. Кризис экономической основы полиса, его социальной, кризис республиканских учреждений, не подходивших для управления огромной территорией, и резкое усиление власти полководцев - все это привело к кризису полиса как типа государства и к кризису республики как типичной для полиса его формы.

Организация государственной  власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась. На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Документа не было, но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Государственная организация  отличается от родовой тремя особенностями:

·Наличием особого  аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники);

·Делением населения не по кровному родству;

·Налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц.

Высшим государственным  органом считается - народное собрание.9 У народного собрания было три вида - комиций (куриатные, центруриатные, трибутные).

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование введено в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. - предварительно рассматривал вопросы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.                          Сенат - контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику, разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.

Магистратом избирался только богатый человек. Высшими магистратами считались - цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год. Власть магистратов: высшая и общая.

Консулы - 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал. Они набирали армию и командовали ею, назначали военачальников, заключали перемирия, распоряжались военной добычей.

Преторы - исполняли  судебную власть. Преторы руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III-II вв.). 2 цензора избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для распределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и издавали соответствующие эдикты.

Квесторы - помощники  консулов ведали государственной казной, хранили государственные архивы, т.е. распоряжались финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы - наблюдали  за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия. Коллегии "26 мужей" надзирали за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Плебейские трибуны сначала защищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за законностью, защищали несправедливо обиженных граждан, обладали правом вето на действия любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные комиции.

Армия - народное ополчение, которое формировалось  по разрядам: центурии; легионы; отряды конницы.

Постепенно  различие в правовом положении патрициев  и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики.

Центуриатные  комиции решали вопросы войны  и мира, принимали законы и выбирали высших должностных лиц. Важнейшее значение имели трибутные комиции, которые в ранний период были собранием только плебеев, а затем всех граждан данной трибы. К ним перешло издание законов.

Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы  текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом  аристократии, исполнительная власть принадлежала магистрам.  Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер. В ведении сената находились финансы, внешняя политика, военное дело, вопросы культа. Римские магистры были выборные, коллегиальные, краткосрочные и безвозмездные. Кроме обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась вся верховная военная и гражданская власть сроком на 6 месяцев.

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО РИМА

В ПЕРИОД ИМПЕРИИ

 

Эпоха римской  истории с середины III в. до н.э. до конца I в. до н.э. - время глубоких преобразований, которые привели к созданию нового облика и сущности римского общества.

Победоносные  войны Римско-италийского союза  в Средиземноморье привели к  захвату масс рабов и огромных средств, которые вкладывались и  в хозяйство и способствовали бурному развитию экономики, общественных отношений и культуры народов Италии.

Римско-италийское общество в начале I в. до н.э. вступило в полосу кровопролитных гражданских  войн, глубокого общего кризиса, политической и государственной организации  римской республики. Сложные взаимоотношения  между Италией и провинциями  требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы. Исчезли старые классы, интересы которых отражала римская республика. Появились новые богачи, люмпен-пролетариат, военные колонисты. Традиционный республиканский социально-политический строй сменила Римская империя.10

С 30-х годов  до н.э. начинается новая историческая эпоха - эпоха Римской империи, которая  пришла на смену Римской республике. Она ослабила внешнюю агрессию, эксплуатация провинций стала принимать более организованный характер. Императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

Таким образом, с 27 г. до н.э. и до 476 г. н.э. Рим переживает период империи, распадающийся на период принципата (27 до н.э. - 193 н.э.) и домината (193-476 гг. н.э.).

4.1. Принципат

 

Период империи  с середины I в. до н.э. до конца V в. н.э. делился на принципат, когда формально  продолжали функционировать все республиканские учреждения, но реально власть находилась в руках принцепса - первого гражданина республики, - императора, и доминат, когда была сформирована новая система управления во главе с императором.11

Период принципата охватывает время с 27г. до н.э. до 193г. н.э. Принцепсы сената сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания, магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса. Таким образом, переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью, избранию на важные должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного  трибуна. В зависимости от рода дел  он выступал: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей воле действия любого органа власти; как консул и диктатор определял политику государства, отдавал распоряжения; как диктатор командовал армией, управлял провинциями и т.д.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в полный упадок. Цицерон писал по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан больше, чем собрания комиций. Обыкновенными явлениями стали подкуп сенаторов, разгон собраний, насилие над их участниками и прочие - признаки разложения комиции. Император Август реформировал комиции в демократическом духе, но отнял у собраний судебную власть. Кроме того, комиции лишились своего исконного права избирать на должность магистратов. Сначала было принято решение о проверке кандидатов в консулат и претуру в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию. Но после смерти Августа, при его преемнике Тиберии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.

Сенат уже при  Августе наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу. Из органа власти, распространяющейся на "город Рим", сенат превратился в общеимперский институт. Положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается правило "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Средоточием высших учреждений империи был "двор", и именно двор принцепса. Здесь размещалась  императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников налогов, как в ведомствах Империи, никогда еще - до Августа - не было столь многочисленно племя имперских чиновников.

Армия стала  постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье, а по выходе в отставку - значительный земельный  участок. Командный состав армии  комплектовался из сенаторского и всаднического  сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни центуриона.

4.2 Доминат

В III в. н.э. (с 284г.) со времени императора Диоклетиана  в Риме устанавливается режим  неограниченной монархии - доминат. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Среди этих ведомств особое место занимали: государственный совет при императоре, финансовое ведомство и военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании  службы им назначают пенсии.

Среди многих реформ и законов империи особого внимания историко-правовой науки заслуживают реформы императоров периода домината - Диоклетиана и Константина.12

Диоклетиан, сын  вольноотпущенника, стал римским императором  в 284г. н.э. (284-305гг. н.э.). Время его  правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи. Эта реформа может быть сведена к следующему:

1) Верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул "август", занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом Диоклетиан сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул "цезарь"; так возникла тетрархия - правление четырех императоров, считавшихся членами единой "императорской семьи";

2) Армия, увеличенная на треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, обеспечивала внутреннюю безопасность;

3) В результате административной реформы были разукрупнены провинции;

4) Провинции в свою очередь были объединены в диоцезы, которых 12;

5) Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь уже окончательно лишена своего особенного значения и положения.

Экономическая политика Диоклетиана дает пример активного  государственного вмешательства в  сферу экономики. Вместо различных  налогов Диоклетиан ввел единый прямой налог - поземельно-подушный. Он взыскивался  в натуральной форме: зерном, мясом, шерстью. Размер обложения был значительно увеличен. Стремясь покончить с хождением порченых денег, император ввел полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной. Пытаясь остановить рост цен на товары и услуги, Диоклетиан в 301г. издал эдикт, установивший максимальные цены на пшеницу, рожь, мак и прочие продаваемые товары.

Другие реформы  Диоклетиана усиливали власть землевладельцев  над крестьянством, так как землевладелец  нес ответственность за поступление  налогов от крестьян. Землевладелец  получил право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей на военную службу, в императорскую армию.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе было рассмотрено становление и  развитие Рима. Римская цивилизация  представляет собой прогрессивный  тип развития. История развития Римского государства, римской демократии, служит источником для развития многих современных государств. Ведь именно демократизация политического строя Рима привлекает внимание ученых.

Информация о работе Возникновение государства и права в Древнем Риме