По
способам взаимодействия субъекта и
объекта власти выделяют власть:
- тоталитарную
(стремление к полному (тотальному) контролю
государства над всеми сторонами жизни
общества). Тоталитарный режим является,
как правило, порождением ХХ в., Это фашистские
страны, социалистические страны периодов
“культа личности”;
- авторитарную
(неограниченная власть одного лица или
группы лиц при сохранении некоторых экономических,
гражданских, духовных свобод для граждан).
В настоящее время авторитарные режимы
отнюдь не уникальность и встречаются
во многих странах - Индонезия, Малайзия,
Таиланд, Гондурас, Парагвае;
- либеральную
(общество со свободой действий для каждого,
свободным обменом политически значимой
информацией, ограничением власти государства
и церкви, верховенством права, частной
собственностью и свободой частного предпринимательства).
Примеры: Аргентина и Бразилия;
- демократическую
(народ является единственно легитимным
источником власти) Демократический режим
существует во многих странах, к примеру
в США, Великобритании, Франции, Германии,
стране восходящего солнца, во многих
странах Европы.
В
зависимости от социальной базы власти
выделяются следующие виды власти:
- полиархия
(власть многих). Пример: Коста-Рика, где
избранные народом правительства действовали,
начиная с 1889 г., за исключением тех двух
коротких периодов, когда их приводили
к власти военные;
- олигархия
(власть финансистов и промышленников);
- плутократия
(власть богатой верхушки). Режим плутократии
сложился после образования РФ в середине
девяностых годов;
- теократия
(власть духовенства). Последним примером
теократии в ее классическом понимании
было государство талибов в Афганистане;
- партократия
(власть партии). Примеры: СССР, страны
соцлагеря прошлого века, КНДР, Куба, частично
Китай сегодня;
- охлократия
(власть толпы). Яркий пример происходящее
в Кыргызстане перевороты. Этот пример
очень актуален для республики. Есть и
такие примеры как Турция, Австро-Венгрия
и в значительной степени Россия.
2.
Основные концепции
власти
Наиболее
распространенными концепциями
власти являются субъективистски-психологические
или бихевиористские концепции.
Согласно этим концепциям, любому нормальному
человеку свойственна потребность
власти, которая складывается из следующих
базовых потребностей личности, преобладание
каждой из которых по отношению к
власти формирует соответствующий
тип личности. Так, потребность в
свободе порождает отношение
к власти как стремление к независимости
и самостоятельности, что формирует
тип личности нонконформиста; гедонистические
потребности, осмысленные через
отношение к власти как источнику
материального благополучия, порождают
тип личности конформиста; потребность
в самоутверждении порождает отношение
к власти как преобладанию, господству
над другими, источнику престижа, высокому
статусу, славе, что соответствует типу
личности диктатора; потребность в самовыражении
по отношению к власти как игре формирует
тип личности авантюриста; потребность
быть личностью, осмысленная через отношение
к власти как служению людям, обществу,
формирует тип личности демократа. Естественно,
что потребность власти у человека не
есть механическая сумма перечисленных
преобладающих потребностей. Она индивидуализирована
и имеет содержание лишь по мере преобладания
одной из доминирующих потребностей.
Широко
распространен в трактовке власти
функциональный подход. Здесь власть
рассматривается не как определенное
качество или свойство, а как отношение
между субъектами, как функциональная
связь между ними, то есть она
предстает в виде полномочий и
способностей осуществлять управляющие,
регулирующие действия, важные для
всей политической системы. Согласно такому
подходу, существует две стороны "властной
медали" - руководителя и подчиненного,
ведущего и ведомого, господина и
подданного. Если нет двух субъектов,
то нет и власти. В данном случае
сущностью власти являются отношения
руководства и управления, господства
и подчинения.
При
этом следует заметить, что не только
повелеваемый зависит от повелителя,
но и повелитель зависит от повелеваемых.
Ведь подчиняться можно по-разному.
Например, формально вроде бы принимать
приказы, но по сути - уклоняться от их
действительного выполнения. Так
возникает то явление, которое называют
"силой слабых" и бессилием
власти.
Итак,
с точки зрения функционального
подхода власть рождается не "до",
а "в ходе" отношения между
субъектами. Такой подход при анализе
власти акцентирует внимание на роли
и статусе индивида, поэтому первовласть
уходит в глубину веков. Из равенства
соплеменников выделяются наиболее
сильные, умные, хитрые и способные
влиять на других. Затем власть и
ее институты начинают передаваться
по наследству. На этапе появления
частной собственности рождается
экономическая власть, складывается
государство и так далее. В
обществе устанавливаются и функционируют
отношения управления и подчинения,
которые основываются на разных принципах
легитимности. Таким образом, власть
- это форма социальных отношений,
характеризующаяся способностью и
возможностью влиять на характер и
направление деятельности и поведения
людей, социальных групп и классов
посредством экономических, идеологических,
культурных и организационно-правовых
механизмов.
Третья
группа концепций власти связана
с попытками найти некое обобщающее
понимание природы, содержание власти.
Власть понимается как созидательное
начало, как создание смысла в процессе
взаимодействия, общения людей. Здесь
власть выступает как всякая деятельность,
которая содействует приведению
системы в оптимальное состояние,
поддержанию, повышению уровня ее организованности.
Важная роль при этом принадлежит
знанию. Без знания власть дика, необузданна,
импульсивна. Знание наделяет власть осмотрительностью,
предсказуемостью. В плоскости "знание"
актуализируются сознательный расчет
действий, их последствий в заданных
обстоятельствах, учреждается рациональность.
С этой точки зрения главное в
сущности власти - ее роль в целесообразной
организации отношений в обществе.
Власть - это целесообразность, хотя
чаще всего она лишь маскируется
идеями порядка, гармонии, организации,
разумности и тому подобного, а на
деле может выражать интересы меньшинства.
Но в идеале политическая власть - это
функция политической целесообразности,
правильности. В обществе, как и
в природе, действуют законы целесообразности,
организации, упорядочения. В политике
без власти нет упорядоченности.
Все
рассмотренные подходы к анализу
такого общественного феномена как
власть, противостоят тоталитаристским
теориям о гегемонии класса или
нации по отношению к личности.
Они отстаивают ценности индивидуальной
человеческой воли, обосновывают возможности
индивида противостоять воле вождя
и даже всей системе. Ни одно определение
власти не является универсальным.
3.
Назначение власти в
обществе
Всякое
общество нуждается во власти,
которая является необходимым
условием функционирования общества как
социальной системы и возникает вместе
с ним.
Государственную
власть, а точнее, аппарат власти
и управления вместе с особыми
отрядами вооруженных людей в
литературе нередко называют
публичной властью.
В
науке нет одинакового понимания
и однозначного толкования публичной
власти. Обычно ее рассматривают в качестве
одного из основных признаков государства.
Иногда - как синоним государства.
Наличие
публичной власти имеет принципиальный
характер для любой государственной
организации, отличающей ее от
догосударственной, первобытнообщинной
организации.
В
условиях первобытного строя
власть имела общественный характер.
Она целиком и полностью совпадала
непосредственно с населением. В
обществе не было людей, которые бы не
занимались производительным трудом,
а только властвовали и управляли. Непосредственно
производительный труд органически сочетался
и совмещался с управленческим трудом.
Властные функции по управлению делами
рода, племени, союза племен, фратрий и
других объединений, существовавших в
рамках первобытнообщинного строя, выполнялись
не выделяющимися из общества и не ставящими
себя над ним людьми, как это имеет место
в условиях государственной организации,
а самими занятыми производительным трудом
взрослыми членами этого общества.
Властные
функции осуществлялись как через
систему органов самоуправления
- советы родов, фратрий, племен и др., так
и непосредственно, путем участия в собраниях
родовых и иных объединений. Старейшины
родов, военачальники, жрецы и другие лица,
выполнявшие властные функции, были выборными
и сменяемыми. Они избирались из числа
самых уважаемых членов рода. Не в пример
государственным чиновникам, за которыми
стоит государство с его разветвленным
аппаратом и принудительными органами,
любой вождь, жрец или старейшина рода
опирался лишь на моральный авторитет,
уважение и поддержку членов этого объединения.
Современные
научные знания новую форму
происхождения государственной
власти - так называемое вождество
или чифдом (от англ. chiefdom – вождество,
главенство). В связи с этим
раннеклассовое государство некоторые
ученые называют предгосударством
или государство–чифдом.
Власть
вождя, предводителя общины формируется
путем выборности, особенно в
период военных действий (военных
походов, защиты от нападений
и т.д.). Выбрать вождя могла
вся община или военная дружина,
которая формируется и сплачивается
вокруг военного предводителя.
В
этих условиях могло происходить
отчуждение власти от общины,
рода, племени дружины, ее узурпация
ограниченным числом лиц или
одним лицом. Происходит изменение
военно-демократических форм организации
власти в военно-иерархические
структуры, в вождество. Власть
вождя перерастает впоследствии
в государственную власть, если
процесс формирования военно-иерархических
структур идет параллельно с
формированием раннеклассового
государства (расслоением общества
на классы, новые производственные
формы деятельности, появление чиновников-управленцев,
разных видов собственности, становление
храмов как центров религиозной
жизни и т.д.). Таково, например, наблюдалось
в государстве Древней Спарты.
Общественная
власть, возникшая и укрепившаяся
в условиях первобытного общества,
основанного на материальном и социальном
равенстве всех его членов, не могла успешно
функционировать на более поздних этапах,
в условиях общества, расколотого по материальному
и другим признакам на имущие и неимущие
классы, социальные слои и группы. Общественная
власть неизбежно должна была быть заменена
публичной властью, опирающейся на политический
по своему характеру аппарат насилия и
принуждения.
Любое
общество, являясь всеобъемлющим
коллективом в государственных
границах, имеет свою внутреннюю
структуру с определенными целями.
Оно объединяет разные социальные
группы (рабочие, интеллигенция и
т.п.), национальные общности (этнические
группы), множество объединений (партии,
профсоюзы, союзы и т.п.), множество
экономических и социальных институтов
(хозяйственные организации и
др.). Несмотря на то, что все
эти разнообразные силы имеют
цели, выражающие интересы определенных
слоев общества и групп населения,
они не могут обеспечить целевую,
заранее заданную направленность
деятельности в интересах всего
общества. Разнообразие составляющих
общество субъектов приводит
к асимметричности общества. Каждая
из составляющих предполагает
свои цели, которые пытается отстаивать,
выдвигая определенные требования,
что порождает в обществе противоречия
и конфликты. Для сохранения
единства общества и его нормального
функционирования как целостного
организма такие противоречия
необходимо разрешать.
Для
разрешения конфликтов, совершенствования
и развития общества в нем
появляются определенные структуры,
которые и занимаются этими
вопросами. В связи с этим, в
обществе предполагается наличие
субъекта и объекта управления
и существование между ними
прямой (отдание распоряжений, команд)
и обратной связи (информирование
о степени выполнения приказа).
В
отличие от других существующих
форм управления государственная
власть носит публичный характер.
Особенность публичной власти
состоит в том, что она возникает
не в любом коллективе людей,
как-то семья, а в публичном
коллективе, члены которого связаны
общественными отношениями. Публичная
власть непосредственно связана
с асимметрией общества и с
общими интересами, на определенном
этапе приобретающими общественный
характер. Поэтому публичная власть
и возникает в государстве
и имеет особенности: по территории
воздействия, по полномочиям,
по количеству людей, от имени
которых они действуют. Эти
различия находят свое отражение
в формах управления.
Если
посмотреть на окружающую нас
действительность можно заметить,
что власть вмешивается во
все стороны жизни общества, иногда
устанавливая обязательную идеологию
(СССР, Иран, Куба) или регулируя и
интимные стороны человеческих
отношений (запрет брака с иноверцами,
ограничение рождаемости детей
в семье – КНР).
Публичная
власть выполняет следующие функции:
- Организация
– формирование системы управления, упорядочение
управленческих отношений между субъектом
и объектом управления;
- Взаимодействие
и координация, осуществляемые для достижения
общих целей;
- Планирование
– определение направлений, целей управленческой
деятельности, способов и средств их достижения;
- Сбор и обработка
информации;
- Прогнозирование
– научное предвидение изменений в развитии
каких-либо явлений или процессов на основе
объективных данных;
- Контроль
и учет.
Государственная
власть занимает особое место
в силу только ему присущих
свойств:
- Исключительность
субъекта управления, которым является
государство, его властная сила, которой
не обладает никакой другой субъект управления.
- Исключительный
характер полномочий государства как
субъекта управления – государственная
власть.
- Распространенность
на все общество и даже влияние за его
пределами в рамках проводимой государством
международной политики.
- Системный
характер государственного управления,
без которого его не будет.