Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:13, контрольная работа
Для освещения поставленной темы автор ставит перед собой цель определить основные аспекты конституционно-правового статуса верховного Суда Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- Понятие Верховного Суда РФ;
- Функции Верховного Суда РФ;
- Основные признаки Верховного Суда РФ;
- Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ.
Введение
Глава 1. Понятие, функции и основные признаки судебной власти
Глава 2. Конституционно-правовой статус Верховного Суда Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
-
об оспаривании нормативных
- об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;
-
о приостановлении и
-
об оспаривании решений и
- по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.23
В качестве суда кассационной инстанции Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, определения и решения, вынесенные федеральными судами в субъектах Российской Федерации и окружными (флотскими) судами.
В порядке надзора Верховный Суд Российской Федерации разрешает дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения и решения, вынесенные судами общей юрисдикции независимо от их уровня.
По вновь открывшимся обстоятельствам Верховный Суд Российской Федерации возобновляет дела в отношении приговоров и пересматривает гражданские дела, соответственно вынесенные или рассмотренные федеральными судами в субъектах Российской Федерации, окружными (флотскими) военными судами, а также решения, принятые самим Верховным Судом.
Существует следующий порядок назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда.
Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность также Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, но основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии этого суда.
Верховный Суд Российской Федерации действует в составе Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, Кассационной коллегии.
Пленум
Верховного Суда Российской
Федерации действует в составе председателя
Верховного Суда Российской Федерации,
его заместите-
лей, членов Верховного Суда Российской
Федерации.
Пленум Верховного Суда направляет судебную практику, обеспечивает ее единообразие путем дачи разъяснений по вопросам применения законодательства при рассмотрении уголовных, административных и гражданских дел. Эти разъяснения оформляются постановлениями Пленума Верховного Суда. Вместе с тем следует иметь в виду, что эти разъяснения не носят для судов строго обязательного характера, а имеют ориентирующую направленность. Для судьи руководством является только Конституция и закон.24
На Пленуме решаются вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации созывается не реже одного раза в 4 месяца, Заседание Пленума правомочно при наличии не менее 2/3 его состава.
В заседании Пленума вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, министр юстиции, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации. В заседании Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации могут участвовать судьи, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает три категории дел: в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам, по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации. Наряду с этим в сферу его деятельности входит анализ судебной статистики, обобщение судебной практики, координация работы судебных коллегий.
В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации, который утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, входят Председатель Верховного Суда, его заместители, а также 1 3 судей.
Заседания Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.
Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.
Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия непосредственно рассматривают дела в качестве первой и кассационной инстанций, в порядке надзора, а также решают вопросы о пересмотре судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела, по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. В компетенцию Кассационной коллегии входит также рассмотрение в пределах своих полномочий судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Правосудие в Верховном Суде Российской Федерации осуществляется судьей единолично или на коллегиальной основе - коллегией из одного профессионального судьи и двух народных заседателей или коллегией из трех профессиональных судей в зависимости от характера рассмотрения дела по существу (в качестве первой инстанции, в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам).
При Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. Он является консультативным органом и осуществляет подготовку научных рекомендаций по вопросам совершенствования федерального законодательства, организации и деятельности судов общей юрисдикции, судебной практики судов общей юрисдикции.
Верховный Суд издает "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", являющийся его официальным печатным органом.
Для
обеспечения нормальной работы судов
общей юрисдикции при
Верховном Суде Российской Федерации
образован Судебный
департамент.
Организует работу Верховного Суда Председатель Верховного Суда Российской Федерации. В его полномочия входит:
-
созыв заседаний Пленума и
Президиума Верховного Суда
Федерации и внесение на их рассмотрение
вопросов, требующих решения;
- распределение
обязанностей между
-
участие в качестве судьи
- ведение личного приема населения;
- организация и контроль за работой аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
-
утверждение Правил
- назначение на должность и освобождение от должности с согласия Совета судей Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и по представлению Генерального директора Судебного департамента Российской Федерации - его заместителей;
- представление Верховного Суда Российской Федерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами и организациями.25
Судебной
властью обладают лишь суды, другие
правоохранительные органы ею не наделены.
Вместе с органами других ветвей власти
(законодательной и
В отличие от законодательной власти, суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. Суд осуществляет государственную власть в форме правосудия.
Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в форме рассмотрения судом различных дел и споров (уголовных, гражданских, трудовых, конституционно-правовых, разногласий о компетенции тех или иных органов государства и т. д.) Суд рассматривает вопросы о запрещении политических партий, жалобы на действия чиновников и другие дела. Словом, суд призван регулировать конфликты в обществе. Используя государственную власть он разрешает их.
Разрешая эти конфликты, суд действует не как учреждение со своим штатным составом, а в форме судебного заседания, судебного присутствия. Конкретное дело рассматривает и решает судебный состав. В нем участвует судья и два народных заседателя, судья и двенадцать присяжных, три профессиональных судьи (например, при рассмотрении гражданского дела) и т. д. Судебный состав может состоять из одного судьи (например, мирового судьи). «Именно профессиональные судьи и «судьи из народа» (а не весь состав судебного органа) осуществляют судебную власть от имени и именем государства.»26
Для осуществления судебной власти особое значение имеет соблюдение процессуальной формы. Решение суда, даже правильное по существу, по жалобе одной из сторон, по протесту прокурора может быть отменено вышестоящим судом и направлено на новое рассмотрение, если нарушено форма процесса. Судебная власть осуществляется коллегиально, что должно быть гарантией правильности, обоснованности принятого решения.
Суд решает дела в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, внутренним убеждением судей, которое сложилось в ходе рассмотрения дела в судебном процессе. Суды и судьи не находятся в иерархическом подчинении, ни вышестоящий суд, ни какой-либо другой государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное дело. Свои решения суд должен основывать на законе.
Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения (ареста, обыска и т. д.), удостоверяет факты, имеющие юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим и др.), устанавливают ограничения правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным), осуществляют судебный надзор в отношении решений нижестоящих судов и т. д. Они выносят определения по вопросам осуществления конституционных прав (например, признание демонстрации или забастовки незаконной). Пленум Верховного Суда РФ дает судам руководящие разъяснения по вопросам судебной практики, то есть толкует нормы права. Особые задачи выполняет Конституционный Суд РФ, конституционные суды субъектов РФ.
Я считаю, что в Российской Федерации судебная власть находится в стадии совершенствования. Она еще не заняла подобающего ей места в общественной жизни. Граждане, воспитанные в своей массе в тоталитарный период, не имеют доверия к судебной власти с точки зрения ее приверженности законности и справедливости, не рассматривают суд как нелицеприятного защитника всех обиженных. К сожалению, этому настрою продолжает способствовать неукомплектованность судейского корпуса, недостаточные финансирование судов и юридическая подготовка многих судей. До сих пор в стране не завершена судебная реформа, не приняты многие необходимые законы в области судопроизводства. Однако, в устройстве ряда важных своих частей, судебная власть все же обрела демократическую направленность и формы, в целом способствуя становлению правового демократического государства и созданию надежной защиты прав и свобод граждан.