Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:13, контрольная работа
Для освещения поставленной темы автор ставит перед собой цель определить основные аспекты конституционно-правового статуса верховного Суда Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- Понятие Верховного Суда РФ;
- Функции Верховного Суда РФ;
- Основные признаки Верховного Суда РФ;
- Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ.
Введение
Глава 1. Понятие, функции и основные признаки судебной власти
Глава 2. Конституционно-правовой статус Верховного Суда Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
План
Глава 1. Понятие, функции и основные признаки судебной власти
Глава 2. Конституционно-правовой статус Верховного Суда Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют правоохранительные органы, и прежде всего суды – независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы граждан, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «Право там, где средства его защиты».1
Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, так как становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.
Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает решение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил.2
В стране до сих пор не завершена судебная реформа, не приняты многие законы в области судопроизводства. Это придает актуальность всем вопросам, касающимся судебной системы, в том числе и вопросу о Верховном Суде Российской Федерации.
Большинство судебных споров разрешается судами общей юрисдикции. А систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации. Кроме руководства системой судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ является высшей инстанцией данной системы судов. Тем самым вопрос о конституционно-правовом статусе Верховного Суда Российской Федерации является особенно важным на современном этапе развития правовой государственности.
Для
освещения поставленной темы автор
ставит перед собой цель определить
основные аспекты конституционно-
- Понятие Верховного Суда РФ;
- Функции Верховного Суда РФ;
- Основные признаки Верховного Суда РФ;
-
Конституционно-правовой
Разработанность данного вопроса в литературе чрезвычайно слаба. В основном это правовые и нормативные документы и литература, содержащая общие аспекты данного вопроса.
В работе использованы труды таких авторов как Баглай М.В., Короткова Л.А., Кутафина О.Е., Лазарев В.В. и др.
Глава 1. Понятие, функции и основные признаки судебной власти
Судебная власть – одна из трех ветвей власти демократического государства. Основное ее назначение состоит в том, чтобы оградить права и законные интересы членов общества, физических и юридических лиц от любого произвола, допускаемого со стороны как других граждан, так и самого государства, его органов и должностных лиц.3 Таким образом, судебная власть реализует принцип справедливости в правоприменительной практике.
Судебная власть одновременно является средством «сдержек и противовесов» по отношению к законодательной (представительной) и исполнительной властям. По существу, это – арбитр в спорах о праве, практике его применения.
«В науке существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Так, например, утверждается, что судебная власть – это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие, понимается как форма разрешения споров о нарушении норм права, выступает содержанием судебной власти.»4
Представляется, что данная позиция нуждается в уточнении. Судебная власть как разновидность государственной власти есть прежде всего соответствующая деятельность государства, а государственные органы – лишь один, хотя и важнейший элемент механизма государственной власти.5
В то же время правосудие, выражая сущностную характеристику судебной власти, ее не исчерпывает. Судебная власть распространяется и на другие области жизнедеятельности общества, не связанные с разрешением социально-правовых конфликтов.
Систему функций судебной власти образуют:
Основной, стержневой судебной функцией является отправление правосудия. Ее миссия в обществе заключается в том, чтобы «быть стражем порядка и оплотом справедливости».6
Важным участком судебной деятельности является рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействия и решения), нарушающие права и свободы. «Каждому, - гласит ст. 46 Конституции РФ, - гарантируется судебная защита его прав и свобод». В соответствии с Законом Российской федерации от 27.04.1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (бездействием, решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия для их осуществления, на него возложены не предусмотренные законом обязанности либо он привлечен к какой-либо ответственности.7
В частности, в суд могут быть обжалованы:
По результатам рассмотрения суд может признать обжалуемое действие (бездействие, решение) незаконным и обязать соответствующие органы, должностных лиц удовлетворить требование гражданина, а равно принять иные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В случае признания обжалуемого действия (бездействия, решения) законным суд отказывает гражданину в удовлетворении жалобы.
«При толковании закона суд вправе использовать аналогию права. Он руководствуется в данной связи не только буквой, но и духом закона, принципами и аксиомами права.»9
Судебная власть обладает рядом государственно-правовых признаков. Таковыми являются:
- легитимность судебной власти,
- выполнение функций судебной власти специальными органами (исключительность судебной власти),
- обязательность судебных решений,
- особый статус государственных служащих, осуществляющих судебную власть (судей),
- единство статуса судей,
- особая система контроля за деятельностью судебной власти,
- консервативность судебной власти,
- жесткая регламентация судебной деятельности.10
Легитимность судебной власти означает законность ее происхождения и установления. Судебная власть существует на основе закона и в пределах полномочий, установленных им. Легитимность судебной власти означает и ее поддержку (доверие, признание) гражданами. Последние в основе своей согласны с решениями, вынесенными судебной властью, и подчиняются им.11
Судебная власть регулируется специальными государственными органами – судами. Только суды (судьи) компетентны вершить правосудие, рассматривать и разрешать гражданские, арбитражные, уголовные и иные дела, возникающие в связи с нарушением закона, и решать другие вопросы, входящие в компетенцию судебной власти. Никакой другой государственный или общественный орган, никакое другое должностное лицо таким правом не обладают.
Решения судебной власти обязательны для всех государственных органов, должностных лиц общественных объединений, организаций всех форм собственности и граждан. Они подлежат исполнению в том объеме и в те сроки, которые предписаны судом. В ином случае вступает в действие механизм государственного принуждения, который может заставить отдельного индивида или организацию выполнять такое решение и тем самым соблюсти закон.
Особый статус судей заключается, прежде всего, в их независимости, несменяемости и неприкосновенности. В то же время к судье предъявляются строго обязательные требования, которые не предъявляются к другим государственным служащим. В частности, судья должен быть не моложе 25 лет, иметь высшее юридическое образование, сдать квалификационный экзамен и т. д.12
Единство статуса судей проявляется в том, что все судьи в российской Федерации по своему правовому положению равны. Они отличаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяется законами.
Специфика контроля за деятельностью судебной власти проявляется в его внутреннем характере. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо в государстве не вправе осуществлять какие-либо проверочные действия в отношении судов, проверять законность и обоснованность их решений по рассматриваемым делам, тем более отменять судебные акты. Это исключительное права самой судебной системы.13
Консервативность судебной власти проявляется, прежде всего, в ее инертности. Эта власть вступает в действие только в «ответ» на поступившие в ее адрес запросы, жалобы, ходатайства, материалы юридических дел, тогда как законодательная и исполнительная власть могут действовать и по собственной инициативе.
Наряду с этим, решения судебной власти носят, как правило, окончательный характер и пересмотру подлежат лишь по тем основаниям и в те сроки, которые установлены законом. Решения же законодательной и исполнительной власти периодически пересматриваются и обновляются.
Наконец, судебная власть имеет жесткую процедуру действий судей (судов) по разрешению конкретных дел и вопросов, закрепленную процессуальным законодательством. Нарушение установленных процедурных правил выступает основанием для обжалования принятого решения в вышестоящие судебные инстанции, которое может быть в этой связи отменено или изменено. Деятельность субъектов законодательной и исполнительной властей также регламентирована в соответствующих актах. Но эта регламентация процедуры действий менее жестка, она касается в основном принципиальных положений процедуры принятия решений.14
Суд представляет собой государственный орган, на который возложено выполнение соответствующих функций судебной власти. Как орган государственной власти, суд образуется в установленном государством порядке, наделяется определенной компетенцией и государственно-властными полномочиями, необходимыми материальными и организационными средствами, имеет свою структуру. Кадровый состав суда составляют люди, состоящие на государственной службе, осуществляющие полномочия судебной власти на профессиональной основе.