Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:24, реферат
Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся одновременным проведением ряда фундаментальных реформ — административной, бюджетной, социальной, - выдвигает требование существенно повысить эффективность деятельности федеральных органов управления, их территориальных органов и подведомственных организаций. Особое место в данном процессе занимает совершенствование деятельности органов Службы занятости населения1, которые, как известно, способствуют обеспечению необходимого баланса между спросом и предложением на общероссийском и региональных рынках труда и поэтому в определенной мере предопределяют эффективность реформирования других сфер.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ 14 ЗАНЯТОСТИ
1.1 Развитие Службы занятости населения и повышение эффективности
14 ее работы
1.1.1 Служба занятости: этапы формирования, современная организационная структура и ключевые направления 14 деятельности
1.1.2 Основные проблемы управления занятостью в Российской Федерации в контексте оценки его эффективности
1.2 Эффективность деятельности органов Службы занятости: ведомственный аспект
1.3 Анализ методик и показателей для оценки эффективности работы органов Службы занятости, предлагаемых экспертами
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ
~ 64
ЗАНЯТОСТИ: НОВЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
2.1 Сбалансированная система показателей и ее применение для оценки
64
эффективности организации — аналитические возможности
2.2 Методология сбалансированной системы показателей в оценке
72 эффективности работы Службы занятости
2.3 Организационный механизм оценки эффективности и система оценочных показателей
2.4 Основные этапы и технология оценивания эффективности работы органов Службы занятости
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ 110 ЗАНЯТОСТИ
3.1 Анализ результатов апробации методики по субъектам РФ ПО
3.2 Предложения по внедрению методики в деятельность Роструда 122 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 134
ПРИЛОЖЕНИЕ А Группы субъектов Российской Федерации по ситуации на рынке труда
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Источники исходных данных для расчета показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности органов 150
Службы занятости населения
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты сравнительной оценки социально-экономической эффективности деятельности органов Службы занятости 157 населения
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Проект формы 1-ЭФ «Финансово-экономические
165 показатели деятельности органов Службы занятости населения»
3. Как увязать
стратегию и оперативную
4. Как при оценке
эффективности учесть различия
социально-экономических
Для решения поставленных
вопросов может быть полезна методология
сбалансированной системы показателей,
обеспечивающая управление стратегией
и эффективностью, которая в настоящее
время активно разрабатывается и применяется
для оценки эффективности в бизнесе, государственных
органах управления и негосударственных
организациях экономически развитых стран.
Все эти обстоятельства
и предопределили выбор темы, цель
и задачи данной работы.
Целью исследования
являются: теоретическое обоснование
возможности применения методологии
сбалансированной системы показателей
(Balanced Scorecard) к оценке деятельности органов
Службы занятости; на этой основе разработка
и апробация специального методического
положения, позволяющего осуществлять
эту оценку; подготовка предложений, направленных
на совершенствование деятельности органов
Службы занятости.
В соответствии с
намеченной целью в диссертации
решаются три группы задач.
1. Теоретические
задачи: выявление актуальных проблем
управления органами Службы
2. Методические задачи:
определение методического
оценки и алгоритмов
проведения расчетов.
3. Прикладные, практические
задачи: экспериментальная проверка
предложенной системы
Объект исследования
— процессы управления деятельностью
по содействию занятости населения
в органах Службы занятости населения.
Предметом исследования
являются методы оценки эффективности
деятельности органов Службы занятости,
подведомственных Федеральной службе
по труду и занятости.
Теоретической и
методологической основой исследования
послужили научные труды отечественных
и зарубежных авторов в области экономики
труда, экономической теории, управления
экономикой, государственного регулирования,
региональной экономики, экономической
статистики, программно-целевого планирования
и управления.
В работе использованы:
системный анализ, финансово-экономический
анализ, общая теория эффективности, теория
принятия решений, методы математической
статистики, методы экспертных оценок
и др.
Нормативно-правовую
и информационную базу исследования
составляют нормативно-правовые акты,
регламентирующие деятельность Федеральной
службы по труду и занятости и вопросы
оценки эффективности, отечественные
и зарубежные публикации, аналитические
материалы международных организаций
(в т.ч. Международной организации труда
и Всемирного Банка), диссертационные
исследования, отчеты о научно-исследовательских
работах, материалы научных конференций
и симпозиумов, научно-методологические
разработки Фонда «Институт экономики
и социальной политики».
Эмпирической базой
исследования послужили: данные государственной
статистики по вопросам социально-экономического
развития и занятости населения; ведомственные
статистические и финансовые данные Федеральной
службы по труду и занятости, Минэкономразвития
России, Минфина России; годовые отчеты
органов Службы занятости; результаты
обследований и экспериментов, проведенных
автором
9
в течение 1995 - 2004 годов
в органах Службы занятости.
Основные научные
результаты исследования и степень
их новизны:
1. Выделены ключевые
аспекты деятельности, влияющие на
эффективность органов Службы занятости,
содержание и взаимосвязь которых предопределяют
логику построения предложенной автором
методики оценки эффективности этой работы;
определены и охарактеризованы основные
проблемные поля в системе управления
органами Службы занятости в контексте
административной реформы, направленной
на повышение эффективности работы государственных
органов управления в России.
2. На основе предложенной
автором системы критериев
3. Обоснована целесообразность
и разработаны концептуальные
основы применения методологии
сбалансированной системы
4. Проведена апробация
разработанных автором системы
показателей и методики для
оценки эффективности
- система предложенных
показателей в полной мере
отражает ключевые аспекты
- предложенная методика
для оценки эффективности деятельности
Службы занятости может быть использована
для увязки целей Службы занятости со
стратегическими целями более высоких
уровней управления, с одной стороны, а,
с другой стороны, позволяет оценивать
деятельность Службы занятости по всей
10
управленческой иерархии
с детализацией вплоть до ответственности
отдельных работников и др.
5. Разработаны и
обоснованы предложения для
Таким образом, автором
продолжены и дополнены исследования
российских и зарубежных ученых в
области разработки адекватных современным
рыночным отношениям механизмов оценки
и повышения эффективности
Практическая значимость
результатов исследования
Предложенная автором
методика предназначена для
Применение рассматриваемой
методики в рамках Федеральной службы
по труду и занятости может
позволить:
- развить научные
методы оценки эффективности
работы органов Службы
- сократить нерациональные
затраты и повысить
- усовершенствовать
систему управления
- повысить мотивацию
персонала органов Службы
11
Результаты исследования,
связанные с оценкой эффективности деятельности
органов Службы занятости, нашли отражение
при финансово-экономическом обосновании
потребности Минтруда России в финансировании
политики содействия занятости населения
из средств федерального бюджета на 2003
- 2004 годы, а также при подготовке стратегии
действий Федеральной службы по труду
и занятости на 2005 - 2007 годы.
Материалы диссертации
могут быть использованы в учебном
процессе при чтении лекций по учебным
дисциплинам, связанным с управлением
занятостью.
Апробация работы
Основные теоретические
и практические выводы настоящей
работы нашли отражение в докладах
автора на: коллегии Минтруда России (2004
год); заседании «Круглого стола»
по теме «Внедрение сбалансированной
системы показателей (ССП) в государственном
управлении - международный опыт и российская
специфика» (февраль 2004 года, Минэкономразвития
России); семинаре Минфина России «Среднесрочное
бюджетирование, ориентированное на результаты:
международный опыт и российские перспективы»
(2003 год); семинаре Минтруда России и Национального
управления рынка труда Швеции «Оценка
эффективности деятельности органов государственной
службы занятости» (2003 год); научно-практической
конференции «Актуальные проблемы прогнозирования
социально-трудовой сферы» (сентябрь 2002
года, Минтруд России); международном семинаре
Минтруда России «Активные программы
содействия занятости населения: проблемы
реализации и повышения эффективности»
(2002 год).
В 2004 году автор участвовал
в разработке предложений по повышению
эффективности государственной политики
содействия занятости для Правительства
России.
Перечень научных
публикаций по теме диссертационного
исследования
По материалам исследования
и теме диссертации опубликовано
6 печатных работ общим объемом 4,7 печатных
листа, в том числе 3 печатные работы в
соавторстве объемом 2,7 печатных листа.
Структура и содержание
диссертационной работы
Работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка
литературы и четырех приложений.
Общий объем работы составляет 166
страниц машинописного
12
текста, включая 23 таблицы
и 18 рисунков.
Во введении отражена
актуальность темы диссертации, определены
цели и задачи исследования, представлена
научная новизна и практическая
значимость работы.
В первой главе рассмотрены
основные этапы формирования и современная
организационная структура Службы занятости,
выделены ключевые аспекты деятельности
органов Службы занятости, содержание
и взаимосвязь которых предопределяют
логику построения методики оценки эффективности
их деятельности, определены актуальные
проблемы управления органами Службы
занятости, обобщены существующие подходы
и методы оценки эффективности деятельности
Службы занятости, обоснована необходимость
их совершенствования.
Во второй главе
сформулированы концептуальные основы
применения методологии сбалансированной
системы показателей для оценки эффективности
деятельности органов Службы занятости,
предложен методический подход к оценке
деятельности органов Службы занятости,
приведена технология проведения этой
оценки, представлена методика сравнительной
оценки эффективности деятельности органов
Службы занятости.
В третьей главе
содержатся результаты апробации предложенной
методики и сравнительной оценки
эффективности деятельности органов
Службы занятости, приведены результаты
проведенных расчетов, их интерпретация
и анализ, сформулированы предложения
по внедрению методики в деятельность
Роструда и дальнейшему повышению эффективности
деятельности Службы занятости.
В заключении приводятся
результаты научного исследования, сформулированы
основные выводы и предложения.
13
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ,