Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата. В связи с переменами в российском обществе в Конституции 1993 года было впервые проведено разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей — это одно из составных частей демократии. Оно обозначает разделение полномочий государственных органов при сохранении принципа единства государственной власти.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой статус судей………………………………………………..5
1.1. Понятие правового статуса судьи…………………………………………5
1.2. Требования к кандидатам на должности судей………………………….7
1.3. Наделение полномочиями, назначение и избирание судей……………..9
Глава 2.
2.1. Независимость судей и гарантии ее осуществления……………………13
2.2. Неприкосновенность судей как фактор, обеспечивающий его независимость…………………………………………………………………..17
2.3. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи………………….20
2.4. Социально-правовые гарантии независимости судьи………………….23
Заключение
При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи. Квалификационная коллегия судей рассматривает данное заявление и выносит заключение о даче рекомендации или в отказе от дачи.
Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно Закону о судебной системе устанавливается Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Так, Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации избираются в пленарном заседании этого суда тайным голосованием судей сроком на три года.
Судьи Конституционного
Суда Российской Федерации назначаются
Советом Федерации по представлению
Президента России. Предложения о
кандидатах на должность судей
В соответствии с Законом о статусе судей Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Судьи указанных
выше судов назначаются на должность
также Советом Федерации по представлению
Президента Российской Федерации, которое
вносится с учетом мнения соответственных
председателей Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего
В соответствии
со статьей 13 Закона о судебной системе
Законом, о статусе судей четко
регламентирован порядок
Судьи Федеральных
арбитражных судов округов
Заместители
председателей Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего
Председатели,
заместители председателей
Председатели,
заместители председателей
Председатели,
заместители председателей
Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу на собраниях судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи других судов - на съездах либо собраниях судей. Судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно Закону о Конституционном Суде (ст.10) приводит к присяге Председатель Совета Федерации.
ГЛАВА 2.
2.1. Независимость судей и гарантии ее осуществления
Правовое положение судьи при осуществлении правосудия определяют его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России.
Объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия и в каком составе. Не смотря на это, все судьи неприкосновенны, осуществляют правосудие на профессиональной основе. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подчинены, независимы и действуют только согласно Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судей, являясь важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель провозгласил на высшем нормативном уровне – в Конституции Российской Федерации. Но этим законодатель не ограничился и принял меры к правовому обеспечению его реального действия, установив запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей.
Законом установлены гарантии независимости судьи, «они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства» [3]. В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьи разделить на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи. Следовательно, гарантии независимости судьи обеспечиваются посредством, во-первых, предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия и недопустимостью вмешательства в деятельность судьи, в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия; не подотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. Так всякое вмешательство в отправление правосудия в зависимости от характера вмешательства определенного лица влечет за собой административную или уголовную ответственность. Во-вторых, несменяемостью судьи. Однако необходимо иметь в виду, что судьи районных (городских) народных судов и приравненные к ним судьи военных судов (армий, флотилий, гарнизонов, соединений) впервые назначаются на эту должность на срок не более трех лет. Потом, если они зарекомендуют себя положительно, их назначают бессрочно (ст. 11 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”). В-третьих, существенная гарантия независимости судьи обеспечивается установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, продвижением по службе, присвоением квалификационных классов, привлечением к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применением оперативно-розыскных мер, ограничением гражданских прав и свобод, приостановлением и прекращением полномочий судьи и т.д.
Кроме всего вышеперечисленного, согласно Закону о статусе судей независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; правом судьи на отставку; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; особой защитой государства и системой органов судейского сообщества.
Как нами уже было отмечено, средством обеспечения независимости и самостоятельности судьи является учреждение в действующем законодательстве института отставки судьи. Отставка - почетный уход или почетное удаление судьи с должности (ст. 15 Закона о статусе судей).
Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, указанным в Законе о статусе судей. По характеру основания отставки судьи можно разграничить на следующие:
Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока не является депутатом, не принадлежит к политическим партиям и движениям, не осуществляет предпринимательскую деятельность, а также не выполняет оплачиваемой работы, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Кроме того,
сохранение статуса судьи в отставке
обусловлено сохранением
Прекращение отставки судьи может иметь место по решению квалификационной коллегии судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи. Такое решение квалификационная коллегия судей выносит при наличии данных, указывающих на то, что судья в отставке не отвечает требованиям, предъявляемым Законом о статусе судей.
Лицо, отставка которого таким образом прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 Закона о статусе судей, т. е. в том же порядке, в каком обжалуется решение квалификационной коллегии судей, прекратившей полномочия судьи.
Как мы уже выяснили, независимость судей означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства извне и обеспечил тайну совещания судей. Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи внутри судейской коллегии. И здесь следует обратить внимание не только на установление запрета разглашать сведения о ходе совещания судей, о позиции каждого из них. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей, который в совокупности с тайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга. Суть этого порядка сводится к существованию запрета судьям воздерживаться от голосования и установлению правила, предписывающего председательствующему подавать свой голос последним. Кроме того, Закон о статусе судей (ч. 2 ст. 10) гласит, что судья никому не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных процессуальным законом. Данная статья также направлена на обеспечение независимости деятельности судей.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что меры обеспечения независимости судей смещены больше в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. Такая защита хотя и имеет конечной целью обеспечение осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности, но лишь опосредованно, через защиту личности судьи-гражданина от внешнего влияния и давления в ходе всей его жизнедеятельности, а не только при осуществлении судейских полномочий.
2.2. Неприкосновенность судей как фактор, обеспечивающий его независимость
Одним из
важнейших факторов, обеспечивающих
независимость и
Закон о судебной системе гласит «Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются Федеральным законом». В Законе о статусе судей также нашли отражение гарантии неприкосновенности судьи.
Проблему неприкосновенности Закон о статусе судей не сводит только к личности судьи. Так в нем идет указание на то, что неприкосновенность судьи включает в себя также неприкосновенность занимаемых ими жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.
Неприкосновенность судьи состоит, прежде всего, в том, что он не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Кроме того, неприкосновенность обеспечивается установлением особого порядка привлечения судьи к ответственности за совершенные правонарушения и проступки. С учетом этих соображений законом установлен ряд особенностей решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, так или иначе связанных с обеспечением обоснованности привлечения судьи к ответственности.
Установлен особый порядок решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Такое решение может принять только Генеральный прокурор Российской Федерации при условии, что предварительное заключение о наличии признаков преступления в действиях судьи дала судебная коллегия в составе трех судей соответствующего суда и имеется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судей Конституционного Суда - с согласия этого суда.