Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата. В связи с переменами в российском обществе в Конституции 1993 года было впервые проведено разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей — это одно из составных частей демократии. Оно обозначает разделение полномочий государственных органов при сохранении принципа единства государственной власти.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой статус судей………………………………………………..5
1.1. Понятие правового статуса судьи…………………………………………5
1.2. Требования к кандидатам на должности судей………………………….7
1.3. Наделение полномочиями, назначение и избирание судей……………..9
Глава 2.
2.1. Независимость судей и гарантии ее осуществления……………………13
2.2. Неприкосновенность судей как фактор, обеспечивающий его независимость…………………………………………………………………..17
2.3. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи………………….20
2.4. Социально-правовые гарантии независимости судьи………………….23
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»
(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)
ФИЛИАЛ МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА В Г. ВОЛОГДЕ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РФ
КУРСОВАЯ работа
ТЕМА: СТАТУС СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Сомов Михаил Дмитриевич
Выполнил работу: студент 1 курса
1 группы ОЦП
Кукушкина Татьяна Сергеевна
Вологда 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовой статус судей………………………………………………..5
1.1. Понятие правового статуса судьи…………………………………………5
1.2. Требования к кандидатам на должности судей………………………….7
1.3. Наделение полномочиями, назначение и избирание судей……………..9
Глава 2.
2.1. Независимость
судей и гарантии ее
2.2. Неприкосновенность
судей как фактор, обеспечивающий его
независимость……………………………………………
2.3. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи………………….20
2.4. Социально-правовые гарантии независимости судьи………………….23
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата. В связи с переменами в российском обществе в Конституции 1993 года было впервые проведено разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей — это одно из составных частей демократии. Оно обозначает разделение полномочий государственных органов при сохранении принципа единства государственной власти.
Судебная власть является одной из важнейших ветвей власти, которая уравновешивает борьбу остальных двух ветвей. В связи с произошедшими переменами органы судебной власти теперь относятся к числу органов государственной власти. Судебная власть это сложное и многоэлементное явление, основу которого составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Таким образом, суд можно определить как государственный правоохранительный орган, регулирующий и поддерживающий соблюдение законов в конкретном государстве. [3]. Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанциях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Конституцией РФ закреплен перечень судов.
Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленном законом случаях к осуществлению правосудия) представителей народа. Статус судей Российской Федерации определяется Конституцией РФ, и Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации”. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы Российской Федерации осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на всей территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют.
Судьи, когда речь идет об их статусе - это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (ст.2 п.1). Безусловно, судье даются широкие права и полномочия, но и требования предъявляемые к нему — немалые.
Суд - гарант защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, понимая это, цивилизованные государства мира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную систему. Чем цивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Иными словами, уважение закона - основа государственности.
Тем временем в современной России недостаточно эффективна судебная власть. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современных условиях в Российской Федерации быстрыми темпами осуществляется правовая реформа, закладываются основы правового государства, тем самым отправление правосудия имеет приоритетное значение. Оно состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия являются единственными в государстве, кто принимает окончательное решение. Таким образом, изучив в данной в работе единство правового статуса всех судей и различия в их правовом положении, общие требования к отбору кандидатов на должность судей и предпосылки их назначения, наделение полномочиями и принятие присяги, права судей и предоставленные им гарантии, мы раскроем сущность такого понятия как правовой статус судей в Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ
Правосудие в Российской Федерации, как подчеркивает Конституция, осуществляется только Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами, мировыми судьями, федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Носителями судебной власти являются судьи. Именно на них возложена Конституцией Российской Федерации очень ответственная функция - осуществления правосудия. При любом варианте состава судов (будь то судьи и представители народа (народные, присяжные или арбитражные заседатели); несколько профессиональных судей или отдельные судьи) важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел во всех звеньях судебной системы принадлежит профессиональным судьям.
Для того чтобы судьи могли осуществлять возложенную на них государственную обязанность эффективно, государство наделило судей особым правовым статусом. Правовой статус судьи можно определить как совокупность возложенных на него общих и специальных прав и обязанностей, то есть нормативные требования, которым он должен отвечать, процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность и наделения его соответствующими полномочиями.
Правовое положение судей закреплено в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", Конституции РФ и других нормативных актах. В наиболее полном виде статус судей определен Законом РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации”, в нем впервые были провозглашены принципиальные положения о самостоятельности и независимости судебной власти, об осуществлении правосудия судьями-профессионалами, наделенными полномочиями в конституционном порядке и т.д. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» провозглашает принцип единства правового статуса всего судейского корпуса независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия, и какое звено судебной системы они представляют. Однако не может быть полного тождества в статусе судей, например, военного и общегражданского суда, Верховного Суда РФ и районного суда и т.д., у каждого из них свои участки работы, а, следовательно, свой круг полномочий. Из этого можно сделать вывод, что различаются судьи между собой только полномочиями и компетенцией. Таким образом, отступления от общего требования о единстве статуса всех судей допустимы, но они определены и санкционированы только законом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются Федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Федеральными законами, также законами субъектов Федерации.
Правовое положение судей слагается из многих компонентов, которые в свою очередь можно сгруппировать в несколько блоков: во-первых, права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса; во-вторых, права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий; в-третьих, права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.
Требования,
предъявляемые к кандидатам в
судьи, в большинстве своем
Часть из них можно назвать формальными. Так, судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет и ранее не совершавший порочащих его поступков. Данные требования являются общими для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Кроме того, универсальными являются такие требования: кандидат на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. После сдачи экзамена квалификационная коллегия дает заключение о рекомендации либо отказе в ней председателю соответствующего суда.
Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Так они достаточны для кандидатов на должность судей районных судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Федеральным конституционным законом о военных судах РФ от 23 июня 1999 года установлено в отношении кандидатов в военные судьи, наличие офицерского звания и заключённого контракта о прохождении военной службы. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях».
Для кандидатов
на должность вышестоящих судов
установлены повышенные требования,
что связано с большей
В Конституции Российской Федерации (ст.119) подчеркивается возможность установления Федеральными законами дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Тем самым Конституция допускает возможность повышения Федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи Российской Федерации, но ставит жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может снизить ни один Федеральный закон.
Кроме того, «судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия».
Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. ФЗ «О статусе судей» говорит о том, что судья обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков) не могут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Этическое начало можно проследить и в Законе о Конституционном Суде (ст. 8), требующем от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации. Несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.