Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:07, реферат
Гражданское процессуальное право, являясь самостоятельной отраслью в системе российского права, находится во взаимосвязи с другими отраслями. Соотношение между гражданским процессуальным правом и другими отраслями права обуславливается, во-первых, тем, что вся область общественных отношений, связанных с защитой от посягательства на государственные и общественные интересы, собственность, права и законные интересы граждан и организаций, регулируются в той или иной степени нормами ряда отраслей права, определяющими организацию суда и прокуратуры - конституционным, уголовным процессуальным и арбитражным процессуальным правом; во-вторых, естественна связь между гражданским процессуальным правом и отраслями материального права (гражданского, семейного, трудового, жилищного и т.д.). Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. Вопрос о соотношении гражданского процессуального права с другими отраслями российского права возникает в связи с тем, что, с одной стороны, будучи процессуальной отраслью, гражданское процессуальное право выступает по отношению к материальным отраслям как форма жизни гражданского (в широком смысле) материального закона. С другой стороны, по отношению к иным процессуальным отраслям гражданское пр0цессуальное право выступает как самостоятельная, хотя и родственная отрасль права.
Введение.
Гражданское
процессуальное право, являясь самостоятельной
отраслью в системе российского
права, находится во взаимосвязи
с другими отраслями.
Рассматривая соотношение гражданского процессуального права с материальными отраслями российского права, необходимо иметь в виду, что под гражданским (в широком смысле) материальным законом в данном случае имеются в виду такие материальные (регулятивные) отрасли российского права, как гражданское, семейное, трудовое, акционерное право. Иными словами, под гражданским материальным законом подразумеваются те отрасли российского права, которые составляют цивилистичвскую его ветвь. Нормы цивилистических отраслей права регулируют главным образом горизонтальные отношения, т. е. такие, субъекты или участники которых выступают как юридически равноправные партнеры, не обладающие друг в отношении друга властными полномочиями.
В материальном праве содержатся нормы гражданско-процессуального характера, определяющие, например, предмет доказывания, подведомственность дел суду и т.д. Суд, вынося решение по делу, применяет нормы материального права. Нарушение последних или их неправильное применение может привести к отмене судебного решения.
Одно из условий возникновения гражданского процесса - наличие подведомственного суду материально-правового спора (в исковом производстве). Иными словами, нарушение норм материального права приводит в действие гражданское процессуальное право, если есть обращение к суду за защитой. С помощью гражданского процессуального права лицо принуждается совершить определенные действия или воздержаться от них для восстановления не только нарушенных субъективных прав, но и законности.
Соотношение гражданского процессуального права с цивилистическими отраслями права имеет одну принципиальную особенность, суть которой заключается в следующем. Если соотношение уголовно-процессуального и уголовного материального права является однозначным в том смысле, что уголовно-правовые нормы могут применяться исключительно в уголовно-процессуальной форме, то между гражданским процессуальным и гражданским материальным правом такой однозначности нет. Дело в том, что нормы гражданского и иных родственных ему цивилистических отраслей права могут реализовываться (осуществляться, применяться) вне и помимо гражданской процессуальной формы. Нормы гражданского и иных родственных ему материальных отраслей права, как правило, реализуются, применяются в добровольном порядке, т. е. без обращения к процессуальной форме. Простой пример. Покупатель, купив в магазине вещь ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца замены товара. Если продавец добровольно исполнит свою обязанность по замене ненадлежащего товара надлежащим, инцидент будет исчерпан без обращения к суду, без использования гражданского процессуального права.
Процесс (процессуальная форма) применения гражданского материального закона рассчитан (рассчитана) на случаи нарушения гражданско-правовых и иных родственных им материально-правовых норм, на патологию в их реализации. Причем речь идет о такой патологии в развитии гражданского или родственного ему материального правоотношения, которая может быть устранена только в процессе судопроизводства, т. е. посредством использования судебной (процессуальной) формы. В этой связи гражданское процессуальное право, гражданский процесс представляет собой патологическую форму жизни гражданского материального закона. Из изложенного, принимая во внимание служебную роль гражданского процессуального права, следует вывод о том, что суть взаимоотношения гражданского процессуального права и гражданского, а также иных цивилистических отраслей материального права, заключается в том, что гражданское процессуальное право, гражданские процессуальные нормы без гражданского материального права, гражданско-правовых (в широком смысле) норм беспредметно, лишено содержания, а значит, и смысла. В свою очередь, гражданское материальное право, гражданско-правовые (в широком смысле) нормы без гражданского процессуального права в случаях нарушения субъективных прав и законных интересов участников гражданских и иных родственных им регулятивных правоотношений оказываются бессильными, т. е. неспособными, устранить правонарушение и обеспечить защиту, а также охрану прав и законных интересов субъектов регулятивных правоотношений. Устранение правонарушения, защита и охрана субъективных прав и законных интересов возможны лишь в результате вмешательства государства в лице суда во внутренние, материально-правовые отношения его участников. Только суд, наделенный государственно-властными полномочиями, посредством рассмотрения и разрешения дела (спора) на основе применения соответствующих норм материального права способен погасить юридический конфликт, пресечь и устранить правонарушение либо иную правовую неопределенность объектов и (или) субъектов права и тем самым защитить права и законные интересы участников регулятивных правоотношений. Например, в случае отказа одного из родителей от исполнения своей обязанности по содержанию ребенка суд может заставить нерадивого родителя исполнять свои обязанности посредством вынесения и принудительного исполнения решения о взыскании с него алиментов.
Одним словом, когда все идет нормально, взаимоотношения субъектов развиваются в обычном для данного вида регулятивного правоотношения режиме, никто не вспоминает о суде и, следовательно, о гражданском процессуальном праве, гражданской процессуальной форме реализации материально-правовых норм.
В российской процессуальной науке не сложилось единой точки зрения относительно соотношения гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Наибольшее развитие получили подходы, при которых арбитражное процессуальное право выделяется в самостоятельную отрасль либо рассматривается как подотрасль гражданского процессуального права.
В начале 1970-х годов в российской правовой науке возникла теория единого процессуального права. Н. Б. Зейдер и его последователи включали в предмет гражданского процессуального права деятельность всех государственных органов (наряду с судом) и общественных организаций, осуществляющих защиту субъективных прав и законных интересов граждан и организаций (арбитраж, третейский суд и другие государственные и общественные органы), исходя из общности предмета защиты.
Противники такого подхода указывали на то, что отношения, возникающие в сфере правосудия по гражданским делам, существенно отличаются от правоотношений, складывающихся с участием других юрисдикционных органов ввиду различия в правовом положении суда и этих органов, в принципах их деятельности. Гражданское процессуальное законодательство регулирует судебную форму защиты права. Нормы права, регулируюшие деятельность иных юрисдикционных органов, относятся к другим отраслям права. Эти доводы относились и к органам арбитража до 1 октября 1991 года, когда была упразднена вся система органов государственного и ведомственного арбитража и был введен в действие Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде», учредивший полноценный судебный орган —арбитражный суд, а Конституция РФ включила его в систему органов правосудия. Указанные изменения в структуре органов правосудия послужили основанием обсуждения вопроса о том, к какой отрасли права относится законодательство об арбитражных судах и АПК.
Включение законодательства об арбитражном суде в качестве органической части гражданского процессуального права обосновывается теоретиками права общностью предмета защиты, правовой природы органа защиты, принципов его организации и деятельности, которые закреплены как в Конституции РФ, так и в процессуальных кодексах. Сторонниками этого подхода указывается на то, что Конституцей РФ не упоминается самостоятельное арбитражное судопроизводство. Кроме того, в ч. 1 ст. 1 ГПК РФ установлено, что перечисленными в ней законами определяется порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции, то есть кодекс разграничивает гражданское судопроизводство в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Это дает некоторым процессуалистам основание говорить о двух видах гражданского судопроизводства и, следовательно, о едином гражданском процессуальном праве.
В пользу наличия самостоятельной отрасли права свидетельствует наличие независимой (хотя и схожей) от гражданско-процессуальной формы осуществления правосудия в арбитражных судах, закреплённой в отдельном источнике — Арбитражном процессуальном кодексе РФ.
Рассматривая далее соотношение гражданского процессуального права с гражданским, семейным, трудовым и жилишным правом, необходимо иметь в виду некоторые конкретные особенности этого соотношения. Одна из таких особенностей заключается в том, что гражданское, семейное, трудовое и жилищное законодательство (законы) помимо материально-правовых норм (регулятивных и охранительных) содержит также гражданские процессуальные нормы.
Так, ст. 11, 12, 152 ГК РФ носят гражданский процессуальный характер. Много процессуальных норм в СК РФ. Например, ст. 17, 18, 21, 26 регламентируют судебную процедуру расторжения брака; ст. 69—72 — судебный порядок лишения родительских прав. Глава 60 ТрК РФ (в ред. ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ), а также некоторые иные его нормы тоже являются гражданскими процессуальными. В качестве примера можно сослаться на ст. 382, определяющую органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров; ст. 383, отсылающую к нормам гражданского процессуального законодательства при определении порядка рассмотрения в судах трудовых споров; ст. 391 и 392, предусматривающие условия возбуждения в суде дела по индивидуальному трудовому спору; ст. 393, освобождающую работников от уплаты судебных расходов по трудовым спорам; ст. 394, регламентирующую содержание судебных решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу; ст. 396, определяющую порядок исполнения судебных решений о восстановлении на работе. Гражданские процессуальные нормы содержатся и в ЖК РФ (например, ч. 1, 2 ст. 11, ч. 3 ст. 89, ст. 91).
Итак, одной из особенностей соотношения гражданского процессуального права с цивилистическими отраслями права является то, что кодифицированные материальные отрасли права могут включать в свой состав гражданские процессуальные нормы.
Другой особенностью соотношения является то, что нормы гражданского процессуального права могут, в свою очередь, предусматривать отдельные материально-правовые элементы, обусловливающие процессуальные особенности в порядке (процедуре) рассмотрения соответствующих категорий материально-правовых дел. Например, ст. 205 ГПК РФ предусматривает особенности резолютивной части решений суда общей юрисдикции о присуждении имущества в натуре, а ст. 173 АПК РФ — особенности резолютивной части решений арбитражного суда о заключении или об изменении договора. Нормы под-разд. ГУ разд. II ГПК РФ предусматривают особенности рассмотрения и разрешения бесспорных дел в порядке особого производства. Нормы разд. IV АПК РФ определяют особенности производства по отдельным категориям дел в арбитражных судах.
Следующей отраслью материального права, с которой гражданское процессуальное право соотносится как форма и содержание, является административное (в широком смысле) материальное право. Следует сразу же отметить, что соотношение указанных отраслей является нетипичным, так как административно-правовые нормы регулируют вертикальные отношения, т. е. такие, субъекты которых занимают юридически неравноправные позиции. Неравноправие проявляется в том, что один из участников таких отношений обладает властными правомочиями по отношению к другому участнику (другим участникам). В связи с этим и принимая во внимание то обстоятельство, что «каково материальное право, таким должен быть и процесс, в рамках которого оно применяется», следует заключить: административному (в широком смысле) материальному праву должен быть присущ свой административный процесс или административно-процессуальная форма его реализации.
Однако в настоящий момент в связи с тем, что административное процессуальное право еще не оформилось в самостоятельную охранительную отрасль права, хотя необходимость этого постоянно подчеркивается на официальном и неофициальном уровнях, некоторые административно-правовые нормы применяются в гражданской процессуальной форме. Например, дела об оспаривании действий (бездействия) нотариуса, а также неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния1 рассматриваются в основном по общим правилам гражданского (искового) судопроизводства.
В свою очередь, некоторые гражданско-правовые, семейные и жилищные нормы реализуются (применяются) не в гражданской процессуальной, а в административно-правовой форме. Например, в соответствии со ст. 18 и 19 СК РФ при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, расторжение брака, т. е. прекращение брачно-семейного правоотношения, происходит не в суде (гражданско-процессуальной форме), а в органах загса, т. е. в административном порядке. Норма ч. 2 ст. 11 ЖК РФ предусматривает в порядке исключения из общего правила возможность защиты жилищных прав не в судебном, а в административном порядке.
Таким
образом, специфика соотношения гражданского
процессуального права с цивилистическими
отраслями, а также с административным
материальным правом такова, что в порядке
исключения из общего правила о соотношении
указанных отраслей права нормы административного
материального права могут применяться
в гражданской процессуальной форме, а
нормы цивилистических отраслей российского
права — в административно-правовой форме
(процедуре).