Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:30, реферат
Капитализация общественно-политического строя большинства стран Западной Европы в ХIХ веке вносит коренные изменения в формирующиеся налоговые системы всех стран, в том числе и России. Налоговые обязанности распространяются на все классы общества, на каждого, кто имел какое-либо имущество и доход. Принцип всеобщности уплаты налогов закрепляется законодательством стран Европы и России. Усложняется и одновременно совершенствуется система налогов и сборов.
Возврат излишне уплаченных или ошибочно перечисленных региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, осуществляется платежными поручениями органов федерального казначейства Министерства финансов РФ на основании заключения налогового органа по форме № 21 о наличии переплаты налогоплательщиком указанного налога, предусмотренного Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 15 апреля 1994 г. № 26, в пределах остатка средств по этому лицевому счету. Заключение налогового органа о наличии переплаты налогоплательщиком налогов и сборов по форме № 21 в учреждения Банка России и кредитные организации не представляется. Ответственность за обоснованность возврата средств несут налоговые органы.
Управление федерального казначейства по субъекту РФ представляет органам исполнительной власти субъекта РФ справку о суммах поступивших региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, и перечисленных на счета бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований в сроки, установленные в соответствии с бюджетным соглашением между соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ и Министерством финансов РФ, а также соглашением, заключаемым между территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ и соответствующим органом местного самоуправления об обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований. Ответственность за правильное распределение указанных налогов и сборов, а также за своевременное представление в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России субъекта РФ и кредитные организации платежных поручений на перечисление причитающихся сумм на счета бюджетов соответствующих уровней несут органы федерального казначейства Министерства финансов РФ.
В связи с поступающими многочисленными запросами от налогоплательщиков и налоговых органов о порядке расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам было выпущено письмо Госналогслужбы РФ от 7 декабря 1998 г. № ШС-6-01/865 «О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам».
Этим письмом еще раз отмечается, что право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.
Кроме того, п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. В подпункте 4 п. 3 ст. 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ (в ред. от 21 марта 2005 г.) местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Согласно ст. 55 ГК РФ юридическое лицо может иметь обособленные подразделения (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. П. 3 этой же статьи определено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В практике работы налоговых инспекций бывают случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта РФ, фактически находится на территории другого и, ссылаясь на вышеуказанную статью ГК РФ, считает, что не обязано уплачивать местные налоги по своему фактическому местонахождению (осуществлению деятельности).
Такая постановка вопроса юридическим лицом является неправомерной, поскольку п. 1 ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ предусмотрено, что решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами ее субъектов налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Таким образом, филиалы, представительства и т.д., составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие). Если из общего объема налогооблагаемой базы невозможно определить ее размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям. Основой распределения является численность работающих в данном филиале и т.п. граждан или фактически начисленная сумма зарплаты, а затем от этой доли исчисляется сумма налога исходя из размера ставки, утвержденной органом местного самоуправления на подведомственной ему территории.[12]
Глава 5. Общие условия установления налогов и сборов.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.[13] Подробнее см. рисунок.
Заключение.
Система налогов и сборов РФ представляет собой форму организации порядка налогообложения. Следует отметить, что под данной системой в законодательстве понимается не беспорядочный набор разных налогов, а строго регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).
Мы узнали из данного исследования, что система налогов и сборов в РФ отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:
1) федеральные;
2) региональные;
3) местные.
Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно НК РФ.
НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Подводя итог, скажем, что с 1 января 2005 года перед нами предстает совершенно новая система налогов и сборов, выстроенная в зависимости от уровня бюджета, в который уплачивается тот или иной налог. Теперь не возникает необходимость пользоваться отсылочными нормами НК РФ, обращающимися к Закону РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы», чтобы определить, к какому из бюджетов принадлежит тот или иной налог. Для этого достаточно будет просто открыть первую часть НК РФ.[14]
Библиографический список:
Нормативные источники:
Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Принята Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. КОДЕКС. 2007.
Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Принята Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. КОДЕКС. 2007.
Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 24 июля 2007 г.). ЭКСМО, 2007.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
(с изменениями от 21 июля 2005 г.) // Консультант Плюс.
Письмо Государственной налоговой службы РФ от 7 декабря 1998 г. № ШС-6-01/865 «О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам» // Система ГАРАНТ.
Учебная литература:
Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – «Волтерс Клувер», 2006 г.
Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – «Юстицинформ», 2005 г.
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. – «Юстицинформ», 2005 г.
Основы налогового права (Цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) (К.С. Бельский, «Гражданин и право», № 1 январь, № 4 апрель, № 6 июнь, № 8 август, № 10 октябрь, 2006 г.) // Система ГАРАНТ.
Фенит а-ля комедия: новеллы части первой Налогового кодекса РФ (Д.В. Косов, «Налоговый учет для бухгалтера», № 1, январь 2005 г.) // Система ГАРАНТ.
Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России в схемах и таблицах. - Система ГАРАНТ, 2007 г.
[1] См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. 1885. Т. 5. СПб., 1887 / Основы налогового права (Цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) (К.С. Бельский, «Гражданин и право», № 1 январь, № 4 апрель, № 6 июнь, № 8 август, № 10 октябрь, 2006 г.) // Система ГАРАНТ.
[2] См., например: Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1916. Отдел 1. Полугодие 1. № 106. Ст. 838. СПб., 1916 / Там же.
[3] Основы налогового права (Цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) (К.С. Бельский, «Гражданин и право», № 1 январь, № 4 апрель, № 6 июнь, № 8 август, № 10 октябрь, 2006 г.) // Система ГАРАНТ.
[4] Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – «Волтерс Клувер», 2006 г. Стр. 103.
[5] Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России в схемах и таблицах. - Система ГАРАНТ, 2007 г.
[6] Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – «Юстицинформ», 2005 г.
[7] Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – «Волтерс Клувер», 2006 г.
[8] Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – «Юстицинформ», 2005 г.
[9] Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России в схемах и таблицах. - Система ГАРАНТ, 2007 г.
[10] Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – «Волтерс Клувер», 2006 г.
[11] Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – «Волтерс Клувер», 2006 г.
[12] Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. – «Юстицинформ», 2005 г. Глава IV. Налоговая система РФ.
[13] Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. – «Юстицинформ», 2005 г. Глава IV. Налоговая система РФ.
[14] Фенит а-ля комедия: новеллы части первой Налогового кодекса РФ (Д.В. Косов, «Налоговый учет для бухгалтера», № 1, январь 2005 г.) // Система ГАРАНТ.