РФ - светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов касающихся взаимоотношениям церкви и государства.
Задачами курсовой работы является изучение нормативно-правовой базы, касающиеся взаимоотношений церкви и государства, а так же рассмотрение таких вопросов как: конституционные основы совести в РФ, конституционные статусы религиозных объединений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Церковь в политической системе общества 5
1.2. Понятие светского государства 8
II. РОССИЯ - СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО 13
2.1. Конституционные основы свободы совести в РФ 13
2.2. Конституционный статус религиозных объединений 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Конституционное право курсовая 1 курс.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 5

1.1. Церковь  в политической системе общества 5

1.2. Понятие  светского государства 8

II. РОССИЯ - СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО 13

2.1. Конституционные  основы свободы совести в РФ 13

2.2. Конституционный статус религиозных объединений 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены вопросы касающиеся взаимоотношению церкви и государства, роль религии в политической системе общества.

Объектом курсовой работы является Российская Федерация как светское государство.

Предмет

Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов касающихся взаимоотношениям церкви и государства.

Задачами курсовой работы является изучение нормативно-правовой базы, касающиеся взаимоотношений церкви и государства, а так же рассмотрение таких вопросов как: конституционные основы совести в РФ, конституционные статусы религиозных объединений.

Нормативной базой исследования является Конституция РФ федеральные законы, подзаконные нормативные акты.

Работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”. В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права. Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо. Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». РФ также является суверенным, социальным, светским государством, признающим права человека высшей ценностью.

В данной курсовой работе мы рассмотрим Российскую Федерацию  как светское государство.

I. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

1.1. Церковь в политической системе общества

 

Религия в современном  российском обществе занимает все более  важное место. Деятельность религиозных  объединений охватывает широкий  спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических  и политических.

Религиозный фактор оказывает  влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных  и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Сегодня проблема взаимоотношений  церкви и государства остра как  никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян, так или иначе, осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

В последние годы появилось  значительное количество работ в  различных областях науки о проблемах, связанных с ролью религии  в жизнедеятельности российского  общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном  обществе и государстве. Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения.

Повсеместное строительство  и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.

Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и  оказывает значительное влияние  на формирование и развитие ее государственности  и культуры. В этом заключается  социально-историческая роль Русской  Православной Церкви.

Как верно указывает А.Г.Семашко, «в разные исторические периоды Русская  Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную  роль в жизни общества. В настоящее  время ее социальная активность –  это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны». При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с 1Конституцией РФ является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.

Кроме того, государство  урегулировало свои отношения с  церковью на законодательном уровне – в нормах Конституции РФ, федеральных  законах и т.п., причем, достаточно своеобразно.

Заметную (а в ряде государств - очень заметную) роль в политической системе общества играет церковь - особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных  взглядов и обрядов. Церковь имеет  централизованное управление, верующие и служители культа подчиняются  определенной системе норм религиозной  морали. Религия и политика на протяжении многих веков, так или иначе, соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками, как религии, так и политики.

Религия неизменно опирается  на довольно большие массы своих  последователей, это - форма общественного  сознания. В определенные исторические периоды, в тех или иных регионах планеты — это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми  другими формами общественного  сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неизбежно  связана с огромными массами  населения. Следовательно, эти два  явления общественной жизни неизбежно  перекрещиваются.

Можно выделить традиционные каналы переплетения религии и политики. Во-первых, религия вторгается в социально-политическую жизнь путем влияния на общественные действия своих приверженцев, использования их религиозных чувств. Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций. Если на ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную политику, в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою политику осуществляют не только разветвленные церковные учреждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, различные организации, включая детские, молодежные, женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремятся осуществлять его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви имеют и всемерно используют подобные клерикальные системы воздействия на политические взгляды и политическое поведение, на политические движения. Такое воздействие может иметь различный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организаций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом. В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно используют религию в сфере и внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым социально-политическим движениям угодный им характер. Тут применяются разные средства - и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

В-четвертых, присутствие религиозного фактора в политике имеет место в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами верующие, участники массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд. Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массовых движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Результаты вторжения религиозных деятелей в социально-политические дела, последствия их могут быть разные: в интересах масс или против них. Взять, к примеру, такой лозунг ислама, как джихад, или священная война и выступления под этим лозунгом, как прогрессивных сил, так и реакции. Российское государство не вмешивается в дела церкви (или, точнее, церквей – различных вероисповеданий), дает развиваться и действовать по своему усмотрению, при этом, не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека. Такой подход государства к отношению с церковью вполне понятен. Ведь сегодня церковь – это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны.

 

1.2. Понятие светского государства

 

Такая характеристика означает, что государство и религиозные  объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в  дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает её в следующих  положениях:

Никакая религия не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной;

Религиозные объединения  отделены от государства и равны  перед законом.

В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве  развитых стран (США, Франция, и др.), существуют государства, в которых одна из религий признаётся государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), всё же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие 2конфессии.

В России основными конфессиями  являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые  права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство  осуществляло гонение на веру, преследование  религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую  роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению  культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни общества.

Закрепление светского государства  отнюдь не означает умаление или ущемление  свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

Следует отметить, что содержащаяся в ст.14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает  об отделении государственной школы  от религии. 3Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 25 июля 2002г.) (ст.5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и законодательством РФ создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей вне рамок обязательной программы.

Таким образом, светское государство не провозглашает какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования. В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям.

По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны. Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер - например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству, ведь не будешь же апеллировать к верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, мои умозаключения носят скорее умозрительный, отвлеченный характер, но такое положение вещей нельзя исключать. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

Информация о работе РФ - светское государство