Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:53, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Административные правонарушения в Российской Федерации остаются распространенным негативным явлением. Несмотря на непрерывное изменение административно-деликтного законодательства и ужесточение административной ответственности уменьшения числа совершаемых правонарушений не наблюдается. Правонарушающее поведение становится в определенной мере привычным в общественном сознании, не всегда вызывает реакцию неприятия. Статистика показывает, что количество выявляемых только органами внутренних дел (милицией) административных правонарушений ежегодно растет. Административные правонарушения представляют собой нарушения административно-правовых запретов, не повлекшие тяжких последствий.
Введение 6
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях 10
1.1 Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях 10
1.2Принципы производства по делам об административных правонарушениях 14
Глава 2. Производство по делам об административных правонарушениях как одно из направлений деятельности органов внутренних дел. 29
2.1 Дела об административных правонарушениях, подведомственные органам внутренних дел. 29
2.3 Меры административно-процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые ОВД 34
Заключение 67
Список использованной литературы 70
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.)7. Таким образом, непредставление физическому лицу или его законному представителю, а также представителю юридического лица перевода протокола об административном правонарушении нарушает их право на ознакомление с протоколом и с материалами дела, лишает возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола, права выступать и давать разъяснения, заявлять ходатайства и отводы, т.е., по существу, лишает их права на защиту.
Следовательно, отсутствие перевода протокола в случае, когда дело об административном правонарушении возбуждено в отношении лица, не владеющего языком, на котором ведется производство по делу, является основанием для возврата судом протокола и материалов дела в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вне зависимости от того, заявлено ли ходатайство о переводе.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП РФ).
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения, обязательным требованием является наличие в нем мотивировочной части. Закрытое рассмотрение возможно в том случае, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Порядок отнесения тех или иных сведений к государственной тайне регламентирован Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»8, Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»9, где содержится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне (например, это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и т.д.). Данная процедура применяется также в тех случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких. Данная мера нацелена на всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, что возможно только тогда, когда все участники производства по делу об административном правонарушении не будут находиться под давлением страха за свою жизнь и жизнь близких и честно исполнят свои обязанности. Защита чести и достоинства лиц, участвующих в деле, членов их семей, их близких также может быть основанием принятия решения о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства (ст. 24.4 КоАП РФ).
Ходатайство - это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении10. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела. Ходатайство, заявленное в письменной форме, подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. В случае, если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.
Интересное разъяснение дано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 г.11 на вопрос, можно ли считать соблюденными условия ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ в случае, когда после отказа суда в удовлетворении ходатайства привлекаемого лица об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью дело рассмотрено по существу. Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. По смыслу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Поэтому вопрос о соблюдении условий ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ при отказе судьи в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения судебного дела и рассмотрении его по существу следует решать в совокупности с вопросом о законности такого отказа на основании конкретных обстоятельств судебного дела.
В Российской Федерации не все органы внутренних дел являются носителями юрисдикционных полномочий12. Действующее законодательство наделяет такими полномочиями только часть из них, относящиеся в основном к полиции общественной безопасности.
В соответствии со ст. 23.3. КоАП РФ органам внутренних дел подведомственны дела о нарушениях в сфере:
- охраны окружающей природной среды (ст.ст. 8.22., 8.23.);
- контроля
за охраной посевов, мест
- транспорта (ст.ст. 11.1.(ч. 1, 3-5), 11.9., 11.14., 11.15., 11.17. (ч. 1-3), 11.23.);
- дорожного движения (12.1, частями 1 - 3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, статьей 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 - 12.14, частями 1 - 3, частью 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, статьями 12.16 - 12.24, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 - 12.34, 12.36.1, 12.37);
- связи и информации (ст. 13.24.);
- предпринимательской деятельности (частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьями 14.26);
- порядка управления (19.2, 19.15, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), статьями 19.24);
- общественного порядка и общественной безопасности (20.1, частями 1, 3 - 5 статьи 20.8, статьями 20.10 - 20.12, 20.14, 20.16, 20.17, частями 1 - 3 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций)).
Рассматривать дела от имени органов внутренних дел вправе:
1) начальники
территориальных управлений (отделов)
внутренних дел и приравненных
к ним органов внутренних дел,
их заместители, начальники
2) начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;
3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов полиции;
4) сотрудники,
на которых возложен надзор
за соблюдением
5) сотрудники
государственной инспекции
6) старшие
участковые уполномоченные
Подведомственность конкретных административных правонарушений, рассматриваемых должностными лицами органов внутренних дел, определяется, прежде всего, кругом их служебных функций, осуществляемых в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности13.
Кодекс РФ
об административных правонарушениях
закрепил систему административных
наказаний: предупреждение; штраф; возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного
Должностные лица органов внутренних дел вправе назначать такие наказания, как предупреждение и штраф. При этом начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов полиции могут налагать штраф только в размере до трех минимальных размеров оплаты труда.
Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях утвержден Приказом МВД РФ от 02.06.2005 N 444.14 В этот перечень попадают:
1.Министр внутренних дел Российской Федерации; первый заместитель, заместители Министра внутренних дел Российской Федерации - по правонарушениям, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пункте 1 части 2 статьи 28.3 КоАП;
2.Центральный
аппарат МВД России, подразделения,
непосредственно
подчиненные МВД России , в частности:
- Начальник департамента; первый заместитель (заместители) начальника департамента; начальник, первый заместитель (заместители начальника) Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации; главнокомандующий, первые заместители (заместители) главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации; начальник (заместители начальника) управления; помощник Министра; главный инспектор; начальник (заместители начальника) отдела; начальник отделения; начальник заместители начальника) бюро (центра, инспекции); оперуполномоченный; инспектор; руководитель дежурной смены дежурной части Центра оперативного управления;
- Заместитель
начальника Медико-санитарного
3.Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам:
4.Управления, отделы
внутренних дел по районам,
городам и иным муниципальным
образованиям, линейные отделы (управления) внутренних
дел на железнодорожном, водном и воздушном
транспорте (линейные отделы, отделения,
пункты полиции), отделы (управления) внутренних
дел в закрытых административно-
Обычно право сотрудников полиции осуществлять данные меры распространяется на те административные правонарушения, по которым они вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако в отдельных случаях законом предусмотрены особые правила. Так, например, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, закрепляется Приказом МВД России № 444; отстранять от управления транспортным средством и направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения уполномочены лишь должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида (см. ст. 27.12 КоАП РФ); привод (ст. 27.15 КоАП РФ) осуществляется на основании определения субъекта, рассматривающего дело об административном правонарушении; кроме этого должностные лица ОВД вправе применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (и, соответственно, возбуждать дела об административных правонарушениях) при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (см., например, п.1 ч.1 ст. 27.2 КоАП РФ). Например, сотрудники полиции вправе доставить в орган внутренних дел по просьбе соответствующих контролеров для составления необходимых административно-процессуальных документов безбилетных пассажиров пригородного поезда.
Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях в отделе полиции